5 вещей, которые нельзя пропустить на Южном берегу Крыма
15 ноября на Санкт-Петербургском международном культурном форуме пройдет круглый стол «Спасти берег мечты. Южный берег Крыма — потенциальная территория всемирного наследия». В преддверии этого события о том, чем может привлечь туриста крымское побережье, рассказывает директор Международного благотворительного Фонда имени Д.С. Лихачева, член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга Александр Кобак.
Природные богатства
Южный берег Крыма — это узкая полоса суши на самой южной оконечности Крымского полуострова. Горы определяют здешний ландшафт: невысокие плато и плоскогорья сменяются острыми вершинами и яйлами — лугами с разнотравьем.
Непрерывную зеленую зону побережья иногда называют берегом-парком. Наряду с естественным лесом, состоящим из сосны, можжевельника, фисташки, земляничника, огромное число насаждений Южного берега — интродуценты, привнесенные растения. Их стали ввозить на эту территорию после присоединения Крыма к Российской империи. Фаворит Екатерины II светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический предложил превратить Южный берег в садово-парковую зону. Идея стала частью государственной политики: незаселенные земли раздавали дворянам, которые должны были облагородить территорию — построить виллу и окружить ее парком.
При Александре I стараниями управляющего Таврической губернией герцога де Ришельё в 1811 году начал создаваться Никитский ботанический сад, получивший позднее звание Императорского. Из зарубежных стран туда привозили новые виды растений, приживляли, а потом раздавали по соседним усадьбам. Так по всему Крыму зазеленели стройные кипарисы и зацвели орхидеи и жасмины.
В Никитском саду появились и первые крупные виноградники. Там выращивали сладкие сорта винограда, а саженцы передавали в крупные винодельческие хозяйства — графа Андрея Бороздина в Кучук-Ламбате, Михаила Воронцова в Алупке, Массандре, Ай-Даниле и Гурзуфе. Хозяева приглашали в свои имения знатоков-виноделов из Франции, Италии, Германии. При усадьбах появлялись винодельни и винподвалы. Все это позволило в будущем создать совершенно новое направление в виноделии, о котором в мире узнали в 1890-е годы — благодаря князю Льву Голицыну. Он вывозил красные и белые вина на всемирные выставки в Париж и Новый Орлеан, где крымские напитки получали высокие оценки и награды.
Дворцы и усадьбы
В Крыму строили дворцы царственных особ и необычные дворянские усадьбы — дворец Феликса Юсупова в Кореизе, «Дюльбер» великого князя Петра Николаевича, «Кичкинэ» Дмитрия Константиновича, дворец эмира Бухарского в Ялте, княгини Анастасии Гагариной у мыса Плака, «Ласточкино гнездо» промышленника Павла Штейнгеля в Гаспре. Всего до революции на Южном берегу Крыма насчитывалось 1100 имений, из них 10 принадлежали семье Романовых.
Первой роскошной постройкой на Южнобережье стал Воронцовский дворец в Алупке. Его возвели для губернатора Тавриды, графа Михаила Воронцова в 1828–1848 годах по проекту британского архитектора Эдварда Блора. Элементы английской неоготики переплетались в нем с восточными мотивами неомавританского стиля. Окружает дворец живописный парк, разбитый немцем Карлом Кебахом. Интерьеры ансамбля не раз становились местом съемок художественных фильмов — «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Десять негритят» и других.
Другой — императорский дворец в Массандре — ныне также филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Изначально принадлежал графу Семену Воронцову и строился французским архитектором Этьеном Бушаром. В 1889 году Массандровский дворец приобрел император Александр III, и его переделали — по проекту Максимилиана Месмахера — также во французском стиле Людовика XIII. В советское время во дворце разместили санаторий-профилакторий для тяжелобольных туберкулезом, затем институт виноградарства «Магарач». А с 1948 года он стал государственной «сталинской» дачей.
Самая известная императорская резиденция — Ливадия. Бывшее имение дипломата Льва Потоцкого с 1861 года перестраивали по проекту Ипполита Монигетти. Летом здесь отдыхал со своей семьей Александр II, затем Александр III — он скончался в Ливадии в 1894 году. Во времена Николая II императорская семья переезжала на юг на весенние месяцы, иногда возвращаясь в конец лета и осенью. Фактически столица Российской империи перемещалась из Петербурга на Южный берег Крыма. В 1911 году резиденцию обновили: главный архитектор Ялты, а в будущем и Белграда Николай Краснов построил новый Белый дворец.
Читайте также:
Живая история
Территория Южного берега Крыма — настоящий археологический заповедник. Она хранит многовековую историю разных народов и культур. Здесь жили еще до нашей эры древние тавры и воинственные скифы, с первых веков нашей эры — античные греки-колонизаторы и римские легионеры. С VI века строились первые византийские крепости — Симболон, Алустон и Гурзуф. В XIV веке — форпосты итальянских Венецианской и Генуэзской республик. С 1475 года южные земли входили в состав Османской империи, соприкоснувшись глубже с исламским миром. А в 1783 году, после череды Русско-турецких войн, вошли в состав Российской империи.
В 1472 году на обратном пути знаменитого хождения за три моря в Индию в Гурзуфе останавливался тверской купец Афанасий Никитин — пережидал там бурю. В 1774 году под Алуштой получил ранение будущий полководец Михаил Кутузов. В 1853–1856 годах сюда приходили вести с фронтов Крымской войны. В последней четверти XIX — начале XX века раздавались звуки вечерних балов императорской семьи.
А после Первой мировой войны и революций отсюда представители династии Романовых навсегда уезжали из страны. С крымских южных берегов в 1919–1920 годах отчаливали и корабли с офицерами Белой армии, деятелями культуры и искусства — в направлении Стамбула, Парижа, Белграда, Праги.
В годы Великой Отечественной войны в местных усадьбах хозяйничали немецкие солдаты. На удивление руководство вермахта бережно относилось к наследию «берега-парка»: на Новый год один солдат срубил в Никитском саду араукарию (она похожа на елку) — его сразу отправили на действующий фронт. А в 1945 году в Ливадийском дворце на Ялтинской конференции заседали Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин — решали судьбу послевоенного мира.
Религиозные святыни
На южном побережье Крыма можно найти храмы разных религий. Мусульманское население полуострова — крымские татары — продолжало развивать традиции исламской архитектуры, проникшей на территорию в Османский период. Так, появились сохранившиеся по сей день мечети, например Джума-Джами в Симеизе или Дерекой в Ялте. Другой тюркоязычный народ Крыма, караимы, исповедовал иудаизм караимского толка и познакомил крымчан со своими храмами — кенассами.
На горе Аю-Даг Южнобережья исследователи сделали несколько интересных находок, связанных с христианством. Название горы расшифровывается как «Медведь-гора» — от двух крымско-татарских слов «аюв» и «даг». Но есть и другая трактовка: первое слово может происходить от «айя» — святой. На горе обнаружили фрагменты нескольких древних византийских базилик. Самая известная из них — базилика Святого Петра и Павла в Партенитской долине. Рядом с ней находится могила святого Иоанна Готского. Аю-Даг часто именуют «русским Афоном».
В Ялте можно найти памятники разных ветвей христианства: и русскую церковь Святого Иоанна Златоуста, и греческую церковь Святого Великомученика Теодора Тирона, и армянскую церковь Святой Рипсиме, и лютеранскую церковь Святой Марии немецкой общины, и римско-католический храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы.
Православные соборы, появившиеся при Российской империи, напоминают об исторических событиях. Собор Святого Александра Невского в Ялте построили в честь Александра II, погибшего от рук народовольцев. Храм Вознесения Христова на отвесной скале в Форосе — в честь чудесного спасения Александра III, когда у станции Борки поезд из Крыма в Петербург сошел с рельсов.
Всероссийская здравница
В последней четверти XIX века на Южном берегу стали открываться государственные и частные пансионы, гостиницы, лечебницы и санатории. Перед Первой мировой войной на побережье стали образовываться дачные кооперативы — их строили в едином архитектурном стиле.
В 1920 году специальным декретом большевики объявили Крым всесоюзной здравницей для трудящихся. Появились известные и сегодня пионерский лагерь «Артек», санатории «Долоссы», «Горный», «Родина» и другие. Их строили лучшие архитекторы Советского Союза, гармонично вписывая каменные постройки в зеленые сады «берега-парка».
Красоты Южного берега Крыма привлекали писателей и поэтов, художников и архитекторов, композиторов и певцов. В 1820 году «купался в море и объедался виноградом» в Гурзуфе Александр Пушкин. В 1850-е годы писал виды Аю-Дага Иван Айвазовский. В 1866 приехал подлечиться на крымское Южнобережье Исаак Левитан. В 1898 году в Ялте выступал с концертом Федор Шаляпин под аккомпанемент Сергея Рахманинова. В 1901–1902 годах в Гаспре поправлял здоровье Лев Толстой. В парках между Ялтой и Алупкой в 1918 году ловил бабочек Владимир Набоков. А Владимир Маяковский писал: «И глупо звать его / «Красная Ницца», / и скушно / звать / «Всесоюзная здравница». / Нашему / Крыму / с чем сравниться? / Не с чем / нашему / Крыму / сравниваться!»
О том, как творцы проводили время в Крыму, сегодня напоминают Ялтинский дом и Гурзуфская дача Антона Чехова, Дом-музей Ивана Шмелева в Алуште, музей-квартира Архипа Куинджи в Алупке, дача Константина Коровина в Гурзуфе, а также десятки литературных произведений, картин, музыкальных сочинений.
Автор: Татьяна Григорьева