Из России — с любовью
«Русская душа» на протяжении столетий вдохновляла не только отечественных деятелей культуры. Иностранные музыканты, посетившие нашу страну, посвящали ей свои произведения, а некоторые даже оставались здесь жить. «Культура.РФ» рассказывает о зарубежных музыкантах, очарованных Россией.
Приключения итальянцев в России
История успеха заезжих музыкантов началась в России с итальянской оперы. Итальянские оперные труппы стали приезжать в Россию еще в 1730-е годы, и первой из них стала труппа под руководством композитора Франческо Арайи. В 1736 году он представил в Санкт-Петербурге оперу «Сила любви и ненависти», текст либретто для которой перевел на русский язык придворный поэт Василий Тредиаковский. Впоследствии итальянские труппы постоянно получали приглашения в российскую столицу, а некоторые из них работали при дворе на постоянной основе. В частности, в царствование Екатерины II придворными оперными труппами руководили, сменяя друг друга, композиторы Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиелло и Джузеппе Сарти. Именно в Санкт-Петербурге Паизиелло написал своего знаменитого «Севильского цирюльника» по комедии де Бомарше. «Цирюльник» был самой популярной оперой в мире до премьеры в 1816 году одноименной оперы Джоаккино Россини.
Но творчество итальянцев в России не ограничивалось лишь оперным театром. Так, Галуппи стал первым иностранным композитором, написавшим музыку на текст православного богослужения. Сохранились шесть его духовных концертов, которые издал уже в начале XIX века его ученик — русский композитор Дмитрий Бортнянский.
Фильд — «Русское поле»
В 1803 году, за год до рождения основоположника русской национальной композиторской школы Михаила Глинки, в Россию приехал с гастролями ирландский пианист и композитор Джон Фильд. В те годы он совершал европейское турне со своим учителем Муцио Клементи, с которым они играл концерты в четыре руки. Оказанный ему радушный прием и высокие гонорары повлияли на решение Фильда задержаться на некоторое время в России. Он так и остался здесь до конца своих дней, лишь изредка выезжая на гастроли по Европе. «Русский Фильд» (Russian Field — с англ. «русское поле»), как его называли, был не только создателем жанра фортепианного ноктюрна, но и выдающимся педагогом. Среди его учеников — Михаил Глинка, знаменитый пианист-виртуоз Александр Дюбюк, автор популярных романсов Александр Гурилев, известный оперный композитор Алексей Верстовский и другие, а также многие состоятельные любители музыки, в частности дед Сергея Рахманинова Аркадий Александрович. В своем творчестве Фильд не мог не затронуть русскую тематику. Его вариации на темы русских народных песен («Во саду ли, в огороде», «Камаринская» и другие) по части композиционных приемов во многом предвосхитили «Камаринскую» Глинки и другие сочинения русских композиторов в этом жанре.
Читайте также:
Штраус в Петербурге
«Король вальсов» Иоганн Штраус — младший приехал в Россию в 1856 году, соблазнившись баснословным гонораром в 22 тысячи рублей за сезон. Его пригласили дирижировать летними концертами в вокзале города Павловска, недалеко от Санкт-Петербурга. За десять лет работы Штрауса в Павловске этот городок стал центром столичной концертной жизни, а здание вокзала, в котором раньше просто обедали под музыку в ожидании поезда, превратилось в концертный зал, куда люди специально приезжали из Петербурга послушать лучшие сочинения. Во время концертов Штраус исполнял не только музыку собственного сочинения, но и произведения других авторов: Шарля Гуно, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, — а также музыку русских композиторов. Причиной разрыва отношений Штрауса с Россией стала несчастная любовь к русской девушке Ольге Смирнитской. Родители потенциальной невесты безжалостно отвергли предложение руки и сердца композитора, и вскоре он покинул страну. В память о России Штраус написал, в частности, польку «Ольга» и вальс «Прощание с Петербургом».
Северная лира Бейера
Пожалуй, наибольшее число произведений на русскую тематику, написанных иностранным композитором, принадлежит немецкому пианисту, композитору и педагогу Фердинанду Бейеру. Часто бывая в России с концертами, он написал и издал немыслимое количество фортепианных обработок, фантазий и вариаций на темы популярных в то время русских народных песен и романсов, а многие мелодии (например, царский гимн «Боже, Царя храни!») обработал даже в нескольких вариантах — для разного уровня сложности исполнения. Его пьесы из сборников «Северная лира» («Lyre du Nord») и «Посвящение России» («Hommage à la Russie») оказались настолько удачны и популярны, что переиздавались в России вплоть до 1917 года.
Лист и «Могучая кучка»
Великий пианист-виртуоз, композитор и общественный деятель Ференц Лист также несколько раз посещал Россию с гастролями (в 1842 и 1848 году) и с тех пор так или иначе активно участвовал в российской музыкальной жизни. Его общение с композиторами «Могучей кучки» во многом повлияло на формирование русской национальной фортепианной и композиторской школы. Среди «русских» сочинений Листа — виртуозные фортепианные транскрипции «Марша Черномора» из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и романса Александра Алябьева «Соловей». В зрелые годы Лист внимательно следил за творчеством своих российских коллег и даже принял участие в шуточном коллективном сочинении Александра Бородина, Цезаря Кюи, Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова «Парафразы» для фортепиано в три руки, сочинив в 1881 году для его второго издания одну из вариаций.
«Русский сувенир» Брамса
Русская музыка вдохновляла не только композиторов, живших в России, но и тех, кто никогда в ней не был. Например, Людвиг ван Бетховен включил несколько русских и украинских песен в свои сборники «Песни народов мира» («Volkslieder») для голоса в сопровождении фортепианного трио. А в начале 1850-х годов в Германии вышли в свет несколько музыкальных фантазий на русские и цыганские темы для фортепиано в четыре руки, объединенные общим названием «Русский сувенир» («Souvenir de la Russie», что можно также перевести, как «Воспоминание о России»). Автором был указан некий композитор под псевдонимом Г.В. Маркс. И только уже в 1970-е годы исследователи окончательно подтвердили, что автором «Русского сувенира» был великий Иоганнес Брамс. Будучи серьезным академическим композитором, автором монументальных симфоний, он стеснялся того, что вынужден писать популярную музыку, чтобы заработать, и потому издавал ее под псевдонимом. Брамс не бывал в России, но тонко уловил особенности русского музыкального мышления: его «Русский сувенир» давал европейской публике вполне достоверное на тот момент представление о русской музыке.
Автор: Алексей Сканави
Смотрите также