Шпион, выйди вон: как Фаддей Булгарин вошел в историю

В XIX веке Фаддей Булгарин был очень известной фигурой, за которой с легкой руки острослова Александра Пушкина
закрепилась репутация доносчика и писателя-коммерсанта. Однако Булгарин первым в России начал издавать частную газету и театральный альманах, стал основоположником новых жанров и автором множества произведений. Вспоминаем заслуги Булгарина, которые сказались на развитии русской литературы и журналистики.

Офицер двух армий

Неизвестный художник. Фаддей Булгарин. XIX. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Василий Тимм. Фаддей Венедиктович Булгарин за работой. 1853. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Жан-Пьер Поль-Пети. Фаддей Булгарин. Середина XIX. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Фаддей Булгарин родился в Польше. Мальчику было пять лет, когда его отец — представитель древнего польского рода, республиканец Венедикт Булгарин — принял участие в восстании. На дуэли он убил русского генерала. Когда восстание было подавлено, отца сослали в Сибирь
, а у матери отняли ее родовое имение — Перышево. На всю семью легло пятно позора. Мать увезла Фаддея в Санкт-Петербург
и отдала в самое престижное учебное заведение России — Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Мальчику приходилось там нелегко: его обижали из-за плохого знания русского языка и принадлежности к восставшим полякам.
«Я пользовался полной свободой, а тут вдруг попал в клетку. Я не понимал всего, что толковали мне по-русски учители… Ужасная идея, что родители не любят меня, овладела мной и мучила меня!»
Фаддей Булгарин
Однако вскоре Булгарин не только выучил русский, но даже начал писать стихи — в лучших традициях Кадетского корпуса, воспитанники которого славились своими талантами. Благодаря своим стараниям он занял достойное место в армии — в уланском полку великого князя Константина Павловича. Молодой офицер отважно воевал, был ранен, получил высокую награду. Но однажды написал на великого князя эпиграмму, и тот об этом узнал. Фаддея Булгарина сослали в заштатный полк, и вскоре он покинул военную службу. Вскоре Булгарин услышал о призывах Наполеона вернуть Польше независимость — и, вдохновленный, вступил во французскую армию. Он воевал по всей Европе и даже пришел в Россию.
«Если бы лавочка Наполеона не обрушилась, я теперь возделывал бы виноград где-нибудь на Луаре. Судьба решила иначе, и я покорился ей!»
Фаддей Булгарин
В 1812 году вместе с остатками наполеоновской армии Булгарин бежал обратно в Европу. Попал в плен и в 1814 году вновь оказался в России. Возвращение Булгарина совпало с указом о прощении поляков, поступивших на французскую службу, однако наполеоновскую армию ему припоминали до конца жизни.

Редактор, издатель, совладелец первой в России частной газеты

Дальнейшая жизнь Булгарина была связана с журналистикой и литературой. Он писал военные рассказы и путевые заметки, стихотворения и очерки. Работы на польском и русском языках выходили на страницах петербургских изданий. Позже Фаддей Булгарин издавал собственный журнал «Северный архив», первый в России театральный альманах «Русская Талия», стал соредактором и соиздателем «Сына Отечества».
В 1825 году Булгарин со своим другом и коллегой Николаем Гречем открыл первую частную газету — «Северная пчела». Он добился права публиковать политические новости, что для частного издания тех лет было нонсенсом. Тираж газеты варьировался от 4500 до рекордных 10 тысяч экземпляров, а в подписчиках числилась не только столичная публика, но и провинциальная.
В числе достоинств «Северной пчелы» были оперативность, яркий литературный язык, а главное — живость содержания. На страницах газеты появлялись анекдоты из отечественной и зарубежной жизни, вымышленные диалоги, сведения о новинках парижской и петербургской моды, путевые заметки о разных городах и странах, литературные рецензии и многое другое, написанное простым и интересным слогом.

В сравнении с сухим и скучным официозом большинства изданий «Северная пчела» оказалась настоящим открытием. Газету покупали даже те, кто никогда не имел страсти к чтению. Не последнюю роль в этом сыграло журналистское мастерство самого Фаддея Булгарина, который много писал, вел переговоры с авторами и «проводил» отдельные материалы через цензуру.
«В Англии составился в прошедшем году клуб водопийц, которого главное правило состоит в том, чтобы каждый из членов клуба пил только воду. Хвалим умеренность господ членов, но не знаем, много ли их? Желательно бы также знать, какими-то глазами смотрят на них продавцы вина, портера и рому? Если б такой же клуб состоялся в Франции, то журналы прокричали бы qu’avec une pareille innovation, le commerce n’irait pas (что такое нововведение сделает подрыв торговле)».
Отрывок из публикации в газете «Северная пчела», 11 июня 1825 года, №70
Особенно же часто Булгарин писал в жанре фельетона: он появлялся в газете еженедельно. Легкая и непринужденная форма позволяла рассуждать на самые разные темы — от книжных новинок и театральных премьер до полемики с литературными противниками — и даже скрыто рекламировать разные товары. Объединялись эти темы по большей части только личностью Булгарина, и такая персональная журналистика особенно нравилась подписчикам.
Однако острый на язык Булгарин довольно скоро обзавелся журнальными противниками, самым непримиримым из них стал Александр Пушкин. Вначале у них были ровные отношения и схожие взгляды: оба любили литературу, были тесно связаны с декабристами и при этом сами в тайном обществе не состояли. Александр Пушкин печатался в изданиях Булгарина и вел с ним уважительно-деловую переписку. Их взгляды разошлись после восстания на Сенатской площади. По приказу тайной полиции Фаддей Булгарин описал декабриста Вильгельма Кюхельбекера — друга Пушкина. Когда Пушкин и его друзья начали выпускать «Литературную газету», она немедленно вступила в полемику с «предателем декабристских идеалов» и его журналом «Северная пчела».
Не то беда, что ты поляк:
Костюшко лях, Мицкевич лях!
Пожалуй, будь себе татарин,
И тут не вижу я стыда;
Будь жид — и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.
Эпиграмма Александра Пушкина на Фаддея Булгарина, 1830 год

Покровитель молодых писателей

Николай Степанов. Карикатура на Фаддея Булгарина. 1848. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Иван Фридриц. Фаддей Булгарин (фрагмент). Из комплекта «Портреты современников А.С. Пушкина — деятелей русской культуры XVIII–XIX веков». Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», Большое Болдино, Нижегородская область
Неизвестный художник. Карикатура на Фаддея Булгарина. 1840–1850-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Известность Фаддея Булгарина в петербургских литературных и журналистских кругах была крайне широка. Многие молодые люди, отчаявшись устроиться на работу, обращались к нему за помощью, наслышанные о его любви к покровительству. Одним из таких начинающих литераторов оказался и Николай Гоголь
. Фаддей Булгарин помог ему устроиться в канцелярию III отделения через управляющего Максима фон Фока. Гоголь, впрочем, прослужил там не слишком долго и об этом периоде жизни предпочитал не распространяться из-за дурной репутации тайной полиции.
Известна также история с архивом декабриста Кондратия Рылеева. Сам Фаддей Булгарин не участвовал в восстании декабристов и дал полиции описание Кюхельбекера. Однако он сохранил архив, который доверил ему Кондратий Рылеев. Этим он спас Александра Грибоедова
и многих других писателей, на которых имелся компромат. С Грибоедовым Фаддея Булгарина вообще многое связывало.
«С Грибоедовым благородный человек делался лучше, благороднее. Его нежная привязанность к другу, внимание, искренность, светлые, чистые мысли, высокие чувствования переливались в душу и зарождали ощущение новой, сладостной жизни. Его голос, взгляд, улыбка, приемы имели какую-то необыкновенную прелесть; звук его голоса проникал в душу, убеждение лилось из уст…
…Не могу написать ничего связного о Грибоедове: ибо, когда только должен вспомнить о душе его, о его качествах, сердце мое разрывается на части… Но я обещал сказать что-нибудь — исполняю!»
Фаддей Булгарин, «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове»
Способность Булгарина противостоять цензуре помогла выпустить «Горе от ума»
в альманахе «Русская Талия» — это была единственная публикация комедии при жизни Грибоедова. Когда писатель был под арестом, Булгарин с большим риском для себя пересылал ему книги и деньги через подкупленного офицера стражи. Позже он часто выполнял поручения Грибоедова, которые тот передавал из заграничной поездки: приобретал вещи и книги, решал финансовые вопросы, уведомлял о новостях ведомство иностранных дел.

Автор первого русского бестселлера и основоположник новых жанров

Фаддей Булгарин увлекался не только журналистикой — он писал и литературные произведения. Своей читательской аудиторией Булгарин всегда видел среднее сословие — купцов, чиновников, мещан. И публика эта сметала с полок его журналы и романы. Среднему читателю были неинтересны элитарные витиеватости и отточенность слога «литературных аристократов». Зато они взахлеб читали булгаринского «Ивана Выжигина»
о приключениях сироты, который побывал и в киргизском плену, и на войне. Харизматичный главный герой был Остапом Бендером XIX века, а сама книга — первым отечественным бестселлером.
Пока «пушкинский кружок» ругал беллетристику Булгарина как между собой, так и в печати, его аудитория «голосовала рублем». Тиражи Александра Пушкина едва переваливали за тысячу экземпляров, самые успешные доходили до двух тысяч. В то же время плутовской роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин» только за пять дней 1829 года разошелся тиражом в 2000 экземпляров, за два года — уже в 7000.
Роман любили не только в России, но и в Европе — его перевели на французский, английский, немецкий, итальянский, польский, шведский, голландский и чешский языки. А зарубежная периодика отзывалась о Булгарине как о ведущем российском авторе.
«Любить отечество, значит — желать ему блага. <…> Благонамеренная сатира споспешествует усовершенствованию нравственности, представляя пороки и странности в их настоящем виде и указывая в своем волшебном зеркале, чего должно избегать и чему следовать. Вот с какою целию сочинен роман».
Фаддей Булгарин, отрывок из предисловия к роману «Иван Выжигин»
Именно стараниями Фаддея Булгарина в русскую литературу пришли жанры исторического романа, военного рассказа, утопии и антиутопии, а в журналистику — фельетон и очерк нравов. Опираясь на европейскую литературу и пользуясь своим жизненным опытом, он одновременно откликался на потребности публики и сам задавал моду.

Автор: Дарья Ефимова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна