12 тысяч рисунков Нади Рушевой

Художница Надя Рушева прожила всего 17 лет. Когда ей было 12, в МГУ
состоялась ее первая выставка, а журнал «Юность» опубликовал о ней статью. За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, в СССР и за рубежом прошло 15 персональных выставок ее работ. Большая их часть сейчас хранится в Государственном музее А.С. Пушкина
. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем иллюстрации юной художницы Нади Рушевой.

Раскадровка к «Сказке о царе Салтане»

Надя Рушева. Москва, 1967 год. Фотография: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва
Надя Рушева рисует с этюдником. Москва, 1964 год. Фотография: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва
Надя Рушева. Москва, 1968 год. Фотография: Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Республика Тыва
Рисовать Надя Рушева начала в пять лет — отец читал ей сказки, а она в это время переносила на бумагу возникавшие в воображении образы. Первыми ее героями стали персонажи сказок Пушкина. К «Сказке о царе Салтане»
она нарисовала целую раскадровку — как к фильму или анимации. Когда Надя научилась читать сама, она сделала рисунки к «Медному всаднику»
, «Повестям Белкина», «Евгению Онегину»
. Книги были ее страстью — уже к 15 годам она прочла все трагедии Шекспира
.

Минималистичная Татьяна

Надя Рушева. Гости Лариных (фрагмент). Иллюстрация к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»
Надя Рушева. Татьяна на балу (фрагмент). Иллюстрация к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»
Надя Рушева. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.

Сто рисунков с Гераклом

Надя Рушева. Геракл и Деянира (фрагмент)
Надя Рушева. Аполлон и Дафна
Надя Рушева. Вальс кентавриц (фрагмент)
Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках. Одна из ее последних работ — «Аполлон и Дафна» — также создана на мифологический сюжет. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».

Лис в человечьем облике

Надя Рушева. Принц (фрагмент). Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Надя Рушева. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (фрагмент)
Надя Рушева. Лис. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис Наде Рушевой казался некрасивым, а глаза Принца — маленькими «невидящими колечками». Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».

Встреча Мастера и его Маргариты

Надя Рушева. Маргарита. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Надя Рушева. Встреча Мастера и Маргариты (фрагмент). Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Надя Рушева. Мастер. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита»
Михаила Булгакова
был впервые напечатан в журнале «Москва» в 1966–1967 годах. Надя Рушева прочитала его на одном дыхании и тут же начала рисовать. Отцу казалось, что 15-летняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, он говорил, что дочь «вдруг преобразилась и повзрослела». А художница просила его найти всю возможную информацию об авторе и работала над рисунками с упоением, забыв все другие сюжеты. Создав 200 листов, Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, художница рисовала ее множество раз.
Уже после смерти Нади ее отец встретился с вдовой писателя и показал ей рисунки дочери. «Как я грущу, что не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву!» — написала Елена Булгакова после той встречи.

450 Рисунков «Войны и мира»

Надя Рушева. Пьер и Наташа. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Война и мир»
Надя Рушева. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Война и мир»
Надя Рушева. Наташа на охоте. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Война и мир»
Прежде чем иллюстрировать «Войну и мир»
, Надя Рушева побывала в музее «Бородинская панорама»
, Историческом музее
и на самом Бородинском поле, где сделала множество зарисовок. На их основе художница создала 450 рисунков. Однако она была уверена, что эта работа не окончена, планировала вернуться к «Войне и миру» лет через 10–15 и сделать все вновь. Одним из ее любимых персонажей стала Наташа Ростова. Художница изображала ее в разных образах и в разном возрасте, экспериментировала с техникой рисунков и их цветовыми решениями.

Светлана Янкина
«Культура.РФ» благодарит Государственный музей А.С. Пушкина
за предоставленные иллюстрации
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна