В кадре — зима
«Кто свободен — колите лед и отгоняйте его от берега!», «Что ж ты синеешь, герой, у нас же цветное кино!» — да-да, это из популярного эстрадного монолога Андрея Миронова о том, как зимой киногруппа снимает летнюю пляжную сцену. Конечно, ситуация тут утрирована, доведена до сатирического максимума, но в кино действительно все возможно! Так, например, финальную сцену фильма «Девчата», где герои Надежды Румянцевой и Николая Рыбникова целуются, сидя посреди сугробов под заснеженными елями, снимали в сентябре в Ялте… Зимой снять не успели, а картину пора было заканчивать. На Ялтинской киностудии нашелся свободный павильон, его засыпали искусственным снегом, актеров укутали в ватники, шапки — и сняли сцену из жизни лесорубов в зимней сибирской тайге.
Зима у нас длинная и суровая, и, конечно, кино снимается преимущественно летом. Тем ценнее примеры настоящих «зимних» фильмов, снятых на натуре, а не в студийном павильоне. Мы предлагаем вспомнить картины, созданные отважными и морозоустойчивыми режиссерами, операторами, актерами, гримерами, осветителями и прочими бойцами видимого и невидимого кинофронта.
«Зигзаг удачи»
1968 год
Режиссер — Эльдар Рязанов
Режиссер — Эльдар Рязанов
Действие нескольких фильмов этого режиссера разворачивается в канун Нового года. «Зигзаг удачи» — как раз из их числа. Герои то и дело совершают пробежки по заснеженным улицам предновогоднего города. Купить елку — удача. Шуба — вообще роскошь и признак наличия подозрительных доходов… Шубу хочет купить невесте фотограф Володя Орешников — ведь он выиграл в лотерею крупную сумму. Но жадность и эгоизм берут в нем верх, шуба отменяется.
«Мимино»
1977 год
Режиссер — Георгий Данелия
Режиссер — Георгий Данелия
Невозможно не сочувствовать теплолюбивым южанам Валико и Рубику, которые мыкаются по зимней заснеженной Москве. Холод тут работает не просто как фон, но как способ создать атмосферу не слишком гостеприимного столичного мира. Москва 70-х, запечатленная в фильме «Мимино», сегодня кажется довольно пустынной. А снег — белым-белым.
«Отец Сергий»
1978 год
Режиссер — Игорь Таланкин
Режиссер — Игорь Таланкин
Эпизоды масленичного гулянья и поездки отчаянной Маковкиной к отшельнику Сергию по красоте изображения зимней русской природы могут соперничать с полотнами классиков отечественной живописи. Белый снег, белые березы, белый мех на шапочке героини Людмилы Максаковой — на белом фоне особенно ярко выделяются цветастые платки деревенских женщин, яркий огонь, сани.
«Ирония судьбы, или с легким паром!»
1975 год
Режиссер — Эльдар Рязанов
Режиссер — Эльдар Рязанов
«А у вас ботиночки на тонкой подошве», — ехидно замечал герой этого фильма, прыгая рядом с соперником на морозе. В «Иронии судьбы» много снега, видов зимнего Ленинграда, а раздосадованный Ипполит, как мы помним, даже умудрился выехать на лед Невы! По тому, как одеты персонажи картины, можно изучать моду 70-х: пальто, меховые шапки, мохеровые шарфы.
«Собачье сердце»
1988 год
Режиссер — Владимир Бортко
Режиссер — Владимир Бортко
«У-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал», — это «монолог» пса Шарика, который лежит на морозе и еще не подозревает, что его ждет в самом скором будущем. Фильм Бортко начинается с псевдохроники, призванной вовлечь нас в атмосферу зимней постреволюционной Москвы — неприбранной, утопающей в сугробах и ледяных колдобинах. В роли Москвы снялся Ленинград — фильм делался на студии «Ленфильм», и, например, за дом профессора Преображенского приняли дом в ленинградском Дегтярном переулке.
Смотрите также