Яркая «дымка»
«Не свисти — денег не будет». Эта примета точно не работает в Дымковской слободке. Вот уже 400 лет здесь делают глиняные свистульки — дымковскую игрушку.
Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.
Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.
Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.
Анна Афанасьевна Мезрина. Мастерица, которая в 20-х годах ХХ века спасла промысел от вымирания. Ремесло перестало кормить, и лишь она в то время в Дымкове лепила и расписывала игрушки. Товарки перешли на более выгодную работу — с гипсовыми изделиями.
Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.
В годы Великой Отечественной войны ремесло почти забросили. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.
Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.
Праздник Преображения в дымковском стиле. Работа Людмилы Верещагиной. В основу легли реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. В композиции — храмы, крестный ход, сценки из городской жизни. Всего 120 фигурок.
Дымковская игрушка — среди музейных экспонатов Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Выставляется «дымка» по всему миру: от США до Японии. А полвека назад расписные глиняные фигурки пополнили фонд Международной академии керамики в Женеве.
Нынешний Киров (бывшая Вятка) — город дымковский. Скульптура «Семья» выполнена по канонам «дымки», в местном театре — балет «Дымковская игрушка». К 640-летию раскрасили город в узнаваемые цвета. Даже снеговики зимой здесь дымковские. Дети — они что видят, то и рисуют.
Смотрите также