Картина в деталях: «Грачи прилетели» Алексея Саврасова

Алексей Саврасов
, любитель лиричных пейзажей, учил молодых художников чувствовать природу. Живописец использовал сдержанные краски и писал обыденные для средней полосы России пейзажи, однако его особенные приемы делали полотна воздушными и поэтичными. Рассматривайте известную картину «Грачи прилетели» и узнавайте, как и где Саврасов ее создал.

Любовь к волжским пейзажам

До начала 1870-х годов Алексей Саврасов в основном работал в окрестностях Москвы, а после стал ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга
 — он побывал в Ярославле
, под Костромой, в Нижнем Новгороде
, Юрьевце, и на целых пять лет волжские пейзажи стали главным предметом его живописи. В первый год художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над картиной Саврасову помогал Василий Перов
, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.

Наброски к «Грачам» в селе Молвитино

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). Этюд. 1880-е годы. Частное собрание
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. Пейзаж с церковью (фрагмент). Эскиз к картине «Грачи прилетели». 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В декабре 1870 года у художника возник конфликт с училищем — его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов отпросился на полгода в отпуск, взял заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге» — скорее всего, от Третьякова
 — и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль.
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем», отправился на поиски нового пейзажа. Они привели живописца в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Там он и создал первые этюды, которые позже легли в основу «Грачей».
Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну — она смогла приобрести только копию полотна.

Весенние этюды

«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте», — говорил художник своим ученикам. Один из них, Константин Коровин
, вспоминал, как молодые художники гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино — изучать природу и писать делать пейзажные наброски. Вся мастерская в первые же весенние дни отправлялась за город.

Прозрачный воздух пейзажа

На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.
Изображая линию горизонта, Саврасов использовал более светлые оттенки и размывал их, чтобы создать ощущение широкого и глубокого пространства.
«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу»

Мелкие детали и тонкие оттенки

Небо на «Грачах» затянуто облаками и написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов оставлял фрагменты холста, не покрывая его красками. Он использовал свой любимый прием: создавал «вертикаль» от земли к небу и изображал небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.
«Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна»
Алексей Саврасов
Также старательно Саврасов проработал тончайший рисунок подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то — сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора — с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.

Старинная русская архитектура на полотнах Саврасова

Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез
, — это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино (ныне — Сусанино), построенная в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку.
Художник любил старинную русскую архитектуру, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. В том же 1871 году он написал Воскресенский собор Печерского монастыря — обитель, основанную еще в XIV веке, в которой хранились редчайшие рукописи и древняя икона Богоматери
. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» вдохновила ученика Саврасова, Исаака Левитана, на полотно «Вечер. Золотой Плес».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна