Картина в деталях: «Март» Исаака Левитана
Исаак Левитан так и не получил законченного художественного образования, однако его полотна участвовали в экспозициях передвижников, на Всемирной выставке в Париже и пополняли коллекцию Павла Третьякова. Одной из таких работ стала картина «Март» 1895 года. Читайте о том, как Левитан создал полотно, которое сегодня хранится в Третьяковской галерее.
Пейзаж с натуры и без этюдов
Исаак Левитан известен как основоположник пейзажа настроения. Он любил писать природу центральной России, а особенно — Тверскую губернию. Летом 1894 года он познакомился с Анной Турчаниновой — женой сенатора, которому принадлежала усадьба Горка. Между ними начался роман, и вскоре художник переехал к Турчаниновым. Специально для Левитана построили двухэтажный дом на берегу озера. Там он жил и работал над своими пейзажами с августа по сентябрь 1894 года. Художник писал Аполлинарию Васнецову: «…нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».
Считается, что именно любовное увлечение вдохновило художника на работу «Март». Только вот отношения с Анной Турчаниновой к весне 1895 года разладились. Горничная имения Мария Честнокова вспоминала: «В усадьбе, да и на деревне, говорили, что и обе старшие дочери Анны Николаевны в него влюбились». 35-летний Левитан был подавлен, даже пытался убить себя. О своих душевных переживаниях он писал Антону Чехову и Павлу Третьякову.
Вновь я захандрил и захандрил без меры и грани, захандрил до одури, до ужаса. Если б знал, как скверно у меня теперь на душе. Тоска и уныние пронизали меня. Что делать? С каждым днем у меня все меньше и меньше воли сопротивляться мрачному настроению.
Исаак Левитан. Из письма Антону Чехову
Несмотря на подавленное настроение, Левитан создал новую работу. И не мрачную картину, а полный жизнелюбия пейзаж: безоблачное голубое небо, скворечник на вершине березы и синие тени на снегу, которые предвещали скорую весну.
Художник завершил картину всего за несколько сеансов — полностью писал с натуры и без предварительных этюдов. Левитану помогала младшая дочь Турчаниновых, Анна, которая подносила ящик с красками и слушала его рассказы о природе. Левитан торопился: несмотря на то, что снега было еще много, под теплыми солнечными лучами пейзаж мгновенно менялся. На местах, где еще вчера лежали сугробы, на следующий день уже текли ручьи.
Картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, — тихая, милая, скромная русская природа.
Александр Бенуа, художник
«Манифест русского пленэра»
Исследователи творчества Исаака Левитана отмечали, что в картинах «Март» и «Золотая осень», которую он тоже написал в Горке, заметны черты импрессионизма. Художник Игорь Долгополов писал: «Ему не свойственна постоянно повышенная гамма палитры импрессионистов, власть голубых и синих тонов, которая бесконечно приятна, но идет иногда в ущерб глубине проникновения художника в настроение пейзажа. Пленэр решается Левитаном мощнейшей цветописью. «Март» Левитана — своеобразный манифест русского пленэра».
Художественные приемы импрессионизма Левитан использовал лишь в некоторых деталях своих работ. Белизну сугробов он создал из множества цветовых тонов: они будто мерцают и отражают голубое небо. В «Марте» художник больше придерживался своей традиционной живописной манеры. Он усиливал интенсивность цвета, чтобы сделать пейзаж более выразительным. О своем стиле художник писал: «Вот идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы «слышать трав прозябанье». Какое это великое счастье!»
В картине Левитан изобразил часть стены бледно-желтого дома Турчаниновых. Из одушевленных героев картины он написал только запряженную в телегу лошадку Дианку у крыльца. О присутствии человека говорят лишь его следы на дорожке и незакрытая дверь в дом.
Новый мотив русских пейзажистов
Исаак Левитан редко писал полотна, посвященные зиме, больше всего он любил весну или осень. Художник первым изобразил снежный пейзаж в ярких и теплых тонах. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал: «…обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья».
Картина «Март» вдохновила многих других живописцев. Вскоре Игорь Грабарь написал «Февральскую лазурь», Николай Ромадин — «Весенний снег», а Константин Юон работу «Русская зима. Лигачево». Яркое изображение снега, чистого голубого неба и синих теней деревьев стало популярным мотивом русских пейзажистов XX века.
В собрании Третьяковки
Картину «Март» относят к «мажорной серии» работ Левитана 1895–1897 годов. В нее вошли произведения «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга», «Весна. Большая вода». В них художник использовал яркие цвета вместо нежных и приглушенных, как в других его полотнах.
В 1896–1897 годах работа «Март» вместе с другими девятью левитановскими полотнами участвовала на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок — сначала в Санкт-Петербурге, а затем Москве. Также ее экспонировали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Для своей галереи картину выкупил Павел Третьяков. Еще в 1879 году коллекционер первым приобрел у 19-летнего Левитана его ученическую картину «Осенний день. Сокольники». Позже Третьяков почти каждый год приезжал к нему за новым приобретением. Всего он купил у художника более 20 картин, среди которых — «Вечер. Золотой Плес», «Владимирка», «У омута», «Золотая осень».
Автор: Ирина Малахова