Усадьба Мелихово: как был устроен быт в семье Антона Чехова
Чеховы прожили в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии почти семь лет. Они купили здесь усадьбу, привели ее в порядок, возвели несколько хозяйственных построек и флигель, разбили сад, огород и два пруда. Все в семье рано вставали, много работали и с радушием принимали гостей. Антон Чехов здесь трудился наравне с домочадцами, лечил больных и успел написать 42 произведения, в том числе и свою знаменитую пьесу «Чайка».
«Тут всё в миниатюре»
Антон Чехов долго искал место, в котором будет жить вместе с родными и куда будет возвращаться из деловых поездок и путешествий. Он мечтал о спокойном уголке, где поправит свое здоровье и начнет без помех заниматься творчеством. О мелиховской усадьбе писатель узнал зимой 1892 года из газетного объявления. Посмотреть на состояние построек отправились его сестра и младший брат — Мария и Михаил Чеховы. Усадьба им понравилась. Свою роль сыграло и удобное расположение Мелихова — из Москвы до ближайшей к дому станции можно было добраться за пару-тройку часов. В итоге Антон Чехов приобрел имение, даже не взглянув на него лично. Вместе с родителями и младшим братом он перебрался туда в начале весны того же года.
Одноэтажный главный дом состоял из коридора и небольших комнаток с низкими потолками. К гостиной примыкала веранда с колоннами и затейливо украшенной крышей. Лучшая комната, с камином, венецианскими стеклами и большим диваном, досталась хозяину — он обустроил там рабочий кабинет.
Немного освоившись, Антон Чехов написал своему другу, журналисту Алексею Суворину: «Тут всё в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает».
Распорядок дня и повседневные заботы
Постепенно Чеховы распределили между собой обязанности. Из Москвы они привезли пожилую домашнюю работницу Марьюшку, из местных жителей наняли кухарок и других слуг. Отец писателя, Павел Чехов, расчищал дорожки и создавал новые, а также вел записи о повседневной жизни в имении. Мать, Евгения Чехова, заботилась о хозяйстве и обедах, шила и чинила одежду на своей швейной машинке. Михаил Чехов в первые годы управлял хозяйством и следил за работами в поле. Мария Чехова жила в Москве, но в свободное время приезжала помогать родным и ухаживать за огородом. Два других брата — Иван и Александр Чеховы — тоже бывали в Мелихово наездами. А сам владелец усадьбы занимался садом и прудами.
Весной и летом в усадьбе, как правило, просыпались в пять часов утра. До завтрака Антон Чехов успевал поухаживать за цветами и принять первых пациентов. К восьми часам семья собиралась в столовой на утренний чай или кофе. Потом каждый уходил по своим делам.
Обедали ровно в полдень. Антон Чехов купил колокол, который повесили на столб в саду. Каждый день кто-то из прислуги должен был прозвонить 12 раз, чтобы собрать всех домочадцев на трапезу. Место во главе стола обычно занимал отец, писатель же предпочитал сидеть рядом с дверью, чтобы в любой момент уйти к себе, никому не помешав. После обеда Антон Чехов писал повести и рассказы или спал, а потом опять приступал к своим обязанностям в имении.
Самое веселое время в Мелихове — это были ужины. За ними, устав за день, вся семья отдыхала и велись такие разговоры, на какие был способен один только Антон Павлович… Затем в десять часов вечера расходились спать. Тушились огни, и все в доме затихало…
Из книги Павла Фокина «Чехов без глянца»
Игры и развлечения
В мелиховской усадьбе почти всегда было многолюдно. Из Москвы и Петербурга приезжали погостить братья писателя со своими семьями, его приятели, подруги Марии Чеховой, а иногда даже незнакомые посетители.
Моя усадьба стоит как раз на Каширском тракте, и всякий проезжий интеллигент считает должным и нужным заехать ко мне и погреться, а иногда даже и ночевать остаться. Одних докторов целый легион!
Из письма Антона Чехова Алексею Суворину от 8 декабря 1892 года
Евгения Чехова угощала всех соленьями и вареньями, а ее муж приносил настойки и наливки собственного изготовления. В гостиной устраивали музыкальные вечера — пели песни и играли на рояле, раскладывали пасьянсы и играли в лото. Зимой молодежь гуляла, каталась на коньках, а во время Святок — колядовала у соседей.
Антон Чехов не упускал возможности разыграть визитеров. Однажды он нарисовал белилами широкие улыбки на мордочках своих такс — неожиданный контраст их сонного вида с широким оскалом рассмешил всех до слез. Павел Фокин в своей книге «Чехов без глянца» написал о случае с частой гостьей имения — литератором Татьяной Щепкиной-Куперник: «В Мелихове бродили «по наивному», как его называл Чехов, двору — голуби кофейного цвета с белым, так называемые египетские, и совершенно такой же расцветки кошка. А.П. уверил меня, что эти голуби произошли от скрещения этой кошки с обыкновенным серым голубем». В то время естествознание преподавали еще не во всех школах, поэтому писательница ему поверила. В Москве она рассказала знакомым об этих необычных птицах, чем изрядно всех развеселила. Художницу Марию Дроздову Чехов отвлекал от работы: наряжался во французский костюм и голубой берет. А другой художнице, Александре Хотяинцевой, он незаметно подложил в туфлю луковицу.
Цветник, сад и огород
Антон Чехов любил цветы: на клумбе недалеко от дома он разводил всевозможные виды роз. Поливал их, обрезал и заботливо освобождал от гусениц. В разговоре с сестрой писатель удивлялся: «…какой бы сорт ни посадил, удаются у меня только белые. Отчего бы это?» Дамам, которые жили поблизости или гостили в имении, он дарил цветочные букеты, но бутоны срезал по всем правилам садоводства, уже зрелыми, и осыпались они довольно быстро. Еще на клумбе росли резеда, душистый горошек, пионы и гелиотропы. Рядом находился огород с помидорами, баклажанами, спаржей и другими овощами, который домашние прозвали «югом Франции».
Писатель сам посадил 80 яблонь и 60 саженцев владимирской вишни с крупными и сладкими плодами темно-красного цвета. А еще вырастил из семян хвойные деревья — ели и сосны. Татьяна Щепкина-Куперник писала: «Цветение фруктовых деревьев вызывало в нем какие-то радостные ассоциации — может быть, сады его детства в южном городке…»
Читайте также:
Врачевание и флигель для пациентов
Жители окрестностей быстро узнали, что новый хозяин имения получил медицинское образование. С раннего утра они приходили к дому и ждали, когда Антон Чехов их выслушает и обследует. Это отнимало у него много времени и сил, однако он никому не отказывал. Иногда доктору помогали родственники: сестра ассистировала, а Михаил Чехов помогал готовить мази и настойки.
В срочных случаях больного могли привезти ночью, а иногда Чехов сам отправлялся к пациентам. Потом на усадебном участке построили флигель — небольшой двухкомнатный домик. Владелец имения переселился туда и там же врачевал соседей-крестьян. А еще в этой пристройке он написал свою знаменитую «Чайку».
Когда в 1892 году в Центральной России разразилась эпидемия холеры, Антон Чехов добровольно стал санитарным участковым врачом. Он помогал организовывать лечебные пункты и собирал деньги, которые выделяли для помощи больным местные помещики. Мелиховское село эпидемия обошла стороной.
Мюр, Мерилиз, Хина и Бром — собаки Чеховых
Вместе с имением Чеховым достались две дворняги — Шарик и Арапка, у них вскоре появилось потомство. Щенков Антон Чехов назвал Мюр и Мерилиз — в честь одноименного торгового дома, который основали шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр. Сейчас на месте их бывшего магазина находится ЦУМ.
Издатель Николай Лейкин подарил драматургу пару черно-рыжих такс. Их доставили в Мелихово весной 1893 года, и Чехов тут же поблагодарил Лейкина письмом: «Вчера наконец прибыли таксы, добрейший Николай Александрович. Едучи со станции, они сильно озябли, проголодались и истомились, и радость их по прибытии была необычайна. Они бегали по всем комнатам, ласкались, лаяли на прислугу. Их покормили, и после этого они стали чувствовать себя совсем как дома. <…> Большущее Вам спасибо». Мария Чехова придумала собакам необычные имена в честь лекарственных средств — Хина и Бром. А хозяин добавил к ним отчества — Марковна и Исаевич соответственно. Таксы сопровождали писателя, когда он собирал грибы, и спали в его кабинете.
Автор: Инна Докучаева