Мастер и ученики

Он был актером, режиссером, общественным деятелем от кинематографа. Но едва ли не главным делом жизни Сергея Аполлинариевича Герасимова
стоит считать педагогику. Вместе со своей супругой, актрисой Тамарой Макаровой
, он воспитал и ввел в большой кинематограф столько актеров и режиссеров, сколько, наверное, ни один другой мастер ВГИКа. Мы предлагаем вспомнить, какие звезды зажглись благодаря Сергею Герасимову. Только во ВГИКе он и Тамара Макарова выпустили восемь курсов!

1930-е

Педагогом Герасимов стал рано. Окончив в 1930 году Техникум сценических искусств в Ленинграде, буквально сразу начал в нем же преподавать. Из ленинградской мастерской Герасимова вышли, например, Георгий Жженов, Петр Алейников и Валентина Телегина. В 1938 году всех троих мастер снял в своем фильме «Комсомольск». С тех пор Сергей Герасимов старался следовать этому принципу — занимать учеников в своих картинах.

1944–1948

В 1944-м еще шла война, а Герасимов набрал свой первый вгиковский курс — актерско-режиссерский. На нем учились Сергей Бондарчук
, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Клара Лучко, Евгений Моргунов и Татьяна Лиознова. В 1948-м Герасимов поставил во ВГИКе учебный спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»
, а потом снял одноименный фильм, в котором кроме его учеников снялись студенты помладше: Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов
, Сергей Гурзо.
Актриса Нонна Мордюкова. 1966 год. Вологодский государственный музей-заповедник, Вологда
Актер и режиссер Сергей Бондарчук. Москва, 1960-е годы. Фотография: Павел Маныч / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Актриса Инна Макарова. 1940–1950 годы. Фотография: Борис Фабисович / Музей кино, Москва

1948–1953

Звездами этого курса стали актеры Алла Ларионова
и Николай Рыбников
. Красавицу Ларионову стали снимать, когда она еще училась во ВГИКе. Роли в фильмах «Садко»
и «Анна на шее» принесли молодой актрисе ранний успех. Но карьера ее оказалась недолгой. Чуть позже набрал популярность ее однокурсник и супруг Рыбников. «Чужая родня», «Весна на Заречной улице», «Высота»
 — обаяние актера помогло этим картинам стать хитами на все времена.

1954–1959

В этой мастерской учились, кроме прочих, три очень разные женщины: актрисы Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко
и режиссер Кира Муратова. В 1957–1958 годах Сергей Герасимов работал над своим фильмом «Тихий Дон»
, где в роли Натальи занял свою ученицу Зинаиду Кириенко.
Актриса Зинаида Кириенко. Москва, 1960-е годы. Музей города Северска, Северск
Режиссер Кира Муратова. 1989 год. Ленинград. Фотография: Самоэль Кацев / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Актриса Людмила Гурченко. 1960–1969 годы. Мультимедиа Арт Музей, Москва

1959–1964

Актеры Евгений Жариков, Николай Губенко
, Сергей Никоненко
, Жанна Болотова, Галина Польских — вот лишь некоторые студенты того набора. В фильме «Люди и звери», который Герасимов снимал в 1961–1962 годах, он занял Жанну Болотову и Сергея Никоненко. А в «Журналисте» (1967) — их же и еще Галину Польских.
Актер Евгений Жариков. Новосибирский государственный краеведческий музей, Новосибирск
Актер и режиссер Сергей Никоненко. 1970 годы. Белозерский областной краеведческий музей, Белозерск
Актриса Галина Польских. Ленинград, 1960-е годы. Алтайский государственный краеведческий музей, Барнаул

1965–1970

Так совпало, что на одном курсе оказались четыре студентки Наташи: Аринбасарова, Бондарчук, Белохвостикова и Гвоздикова. И все стали известными актрисами! Этот набор прозвали «курс четырех Наташ». А еще в мастерской учились Николай Ерёменко — младший, Нина Маслова, Ирина Азер. Всем им нашлись роли в фильме Герасимова «У озера» (1969). Бондарчук, Белохвостикова и Ерёменко позже сыграли центральные партии в картине учителя «Красное и черное» по роману Стендаля.
Актер и режиссер Николай Еременко-младший. 1980-е годы. Алексеевский краеведческий музей, Белгородская область
Актриса и режиссер Наталья Бондарчук. Севастополь, 1994 год. Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, Севастополь
Актриса Ирина Азер. Ленинград, 1978 год. Белозерский областной краеведческий музей, Белозерск

1970–1975

На этом курсе учились Лариса Удовиченко
и Любовь Полехина, актриса, исполнившая в фильмах Герасимова яркие роли — Оли в картине «Дочки-матери» (1974) и роль Александры Бровкиной в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980).

1977–1982

Режиссер Александр Рогожкин и актриса Марина Левтова закончили курс Герасимова и Макаровой. Левтова снялась в фильме мастера «Юность Петра» в роли боярской дочки Ольги Буйносовой. На съемочной площадке познакомилась с Юрием Морозом, который играл Алешу Бровкина. Вскоре актеры поженились. В 1987 году Мороз закончил мастерскую Герасимова как режиссер.

1982–1987

Сергея Герасимова не стало в 1985-м, их последний курс Тамара Федоровна Макарова довела одна. На нем учились несколько известных ныне режиссеров: Юрий Кара, Лариса Садилова, Юрий Мороз, Аким Салбиев, Геннадий Сидоров. В 1984-м вышел последний фильм Сергея Герасимова «Лев Толстой», в котором он сам исполнил главную роль, а Тамара Макарова сыграла Софью Андреевну Толстую. В картине, как всегда, нашлось место ученикам Сергея Аполлинариевича: Николаю Еременко, Любови Полехиной, Ларисе Садиловой.
«Меня часто спрашивают про его педагогический метод. В чем он заключался? Очень трудно ответить на этот вопрос коротко. Главное — он нас хвалил, и вырастали крылья. Он не говорил: «Ты бездарь!» Он мог посмотреть сценический отрывок, который готовился не один месяц, и коротко сказать: «Это вне обсуждения». И всё. А мог несколько часов читать лекцию о жизни деревни или рассуждать об отношениях мужчины и женщины. И вдруг ты начинал понимать, какую же ерунду ты сделал…
А вообще хвалил и называл нас коллегами. Мог закричать, услышав: «У меня есть задумка…» «Какая «задумка»?! Что это за «задумка»?! Вот и будешь снимать по «задумке» фильмик, а не фильм! Замысел! А не задумка!»
Нам во ВГИКе было можно то, что другим было нельзя. Например, на соседнем курсе Петрушевскую не разрешали снимать, а Герасимов разрешал — и никакой ректор ему был не указ. Нас мучил физрук, мы попросили Герасимова отменить нам физкультуру вообще как предмет. И он отменил. К Герасимову обращались многие режиссеры (снявшие свою первую и уже не первую работу, которую не выпускали) с просьбой посмотреть фильм и помочь. И он помогал. Герасимов часто смотрел эти фильмы вместе с нами — студентами».
Кинорежиссер Лариса Садилова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна