Мастер и ученики
Он был актером, режиссером, общественным деятелем от кинематографа. Но едва ли не главным делом жизни Сергея Аполлинариевича Герасимова стоит считать педагогику. Вместе со своей супругой, актрисой Тамарой Макаровой, он воспитал и ввел в большой кинематограф столько актеров и режиссеров, сколько, наверное, ни один другой мастер ВГИКа. Мы предлагаем вспомнить, какие звезды зажглись благодаря Сергею Герасимову. Только во ВГИКе он и Тамара Макарова выпустили восемь курсов!
1930-е
Педагогом Герасимов стал рано. Окончив в 1930 году Техникум сценических искусств в Ленинграде, буквально сразу начал в нем же преподавать. Из ленинградской мастерской Герасимова вышли, например, Георгий Жженов, Петр Алейников и Валентина Телегина. В 1938 году всех троих мастер снял в своем фильме «Комсомольск». С тех пор Сергей Герасимов старался следовать этому принципу — занимать учеников в своих картинах.
1944–1948
В 1944-м еще шла война, а Герасимов набрал свой первый вгиковский курс — актерско-режиссерский. На нем учились Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Клара Лучко, Евгений Моргунов и Татьяна Лиознова. В 1948-м Герасимов поставил во ВГИКе учебный спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», а потом снял одноименный фильм, в котором кроме его учеников снялись студенты помладше: Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо.
1948–1953
Звездами этого курса стали актеры Алла Ларионова и Николай Рыбников. Красавицу Ларионову стали снимать, когда она еще училась во ВГИКе. Роли в фильмах «Садко» и «Анна на шее» принесли молодой актрисе ранний успех. Но карьера ее оказалась недолгой. Чуть позже набрал популярность ее однокурсник и супруг Рыбников. «Чужая родня», «Весна на Заречной улице», «Высота» — обаяние актера помогло этим картинам стать хитами на все времена.
1954–1959
В этой мастерской учились, кроме прочих, три очень разные женщины: актрисы Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко и режиссер Кира Муратова. В 1957–1958 годах Сергей Герасимов работал над своим фильмом «Тихий Дон», где в роли Натальи занял свою ученицу Зинаиду Кириенко.
1959–1964
Актеры Евгений Жариков, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Галина Польских — вот лишь некоторые студенты того набора. В фильме «Люди и звери», который Герасимов снимал в 1961–1962 годах, он занял Жанну Болотову и Сергея Никоненко. А в «Журналисте» (1967) — их же и еще Галину Польских.
1965–1970
Так совпало, что на одном курсе оказались четыре студентки Наташи: Аринбасарова, Бондарчук, Белохвостикова и Гвоздикова. И все стали известными актрисами! Этот набор прозвали «курс четырех Наташ». А еще в мастерской учились Николай Ерёменко — младший, Нина Маслова, Ирина Азер. Всем им нашлись роли в фильме Герасимова «У озера» (1969). Бондарчук, Белохвостикова и Ерёменко позже сыграли центральные партии в картине учителя «Красное и черное» по роману Стендаля.
Читайте также:
1970–1975
На этом курсе учились Лариса Удовиченко и Любовь Полехина, актриса, исполнившая в фильмах Герасимова яркие роли — Оли в картине «Дочки-матери» (1974) и роль Александры Бровкиной в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980).
1977–1982
Режиссер Александр Рогожкин и актриса Марина Левтова закончили курс Герасимова и Макаровой. Левтова снялась в фильме мастера «Юность Петра» в роли боярской дочки Ольги Буйносовой. На съемочной площадке познакомилась с Юрием Морозом, который играл Алешу Бровкина. Вскоре актеры поженились. В 1987 году Мороз закончил мастерскую Герасимова как режиссер.
1982–1987
Сергея Герасимова не стало в 1985-м, их последний курс Тамара Федоровна Макарова довела одна. На нем учились несколько известных ныне режиссеров: Юрий Кара, Лариса Садилова, Юрий Мороз, Аким Салбиев, Геннадий Сидоров. В 1984-м вышел последний фильм Сергея Герасимова «Лев Толстой», в котором он сам исполнил главную роль, а Тамара Макарова сыграла Софью Андреевну Толстую. В картине, как всегда, нашлось место ученикам Сергея Аполлинариевича: Николаю Еременко, Любови Полехиной, Ларисе Садиловой.
«Меня часто спрашивают про его педагогический метод. В чем он заключался? Очень трудно ответить на этот вопрос коротко. Главное — он нас хвалил, и вырастали крылья. Он не говорил: «Ты бездарь!» Он мог посмотреть сценический отрывок, который готовился не один месяц, и коротко сказать: «Это вне обсуждения». И всё. А мог несколько часов читать лекцию о жизни деревни или рассуждать об отношениях мужчины и женщины. И вдруг ты начинал понимать, какую же ерунду ты сделал…
А вообще хвалил и называл нас коллегами. Мог закричать, услышав: «У меня есть задумка…» «Какая «задумка»?! Что это за «задумка»?! Вот и будешь снимать по «задумке» фильмик, а не фильм! Замысел! А не задумка!»
Нам во ВГИКе было можно то, что другим было нельзя. Например, на соседнем курсе Петрушевскую не разрешали снимать, а Герасимов разрешал — и никакой ректор ему был не указ. Нас мучил физрук, мы попросили Герасимова отменить нам физкультуру вообще как предмет. И он отменил. К Герасимову обращались многие режиссеры (снявшие свою первую и уже не первую работу, которую не выпускали) с просьбой посмотреть фильм и помочь. И он помогал. Герасимов часто смотрел эти фильмы вместе с нами — студентами».
А вообще хвалил и называл нас коллегами. Мог закричать, услышав: «У меня есть задумка…» «Какая «задумка»?! Что это за «задумка»?! Вот и будешь снимать по «задумке» фильмик, а не фильм! Замысел! А не задумка!»
Нам во ВГИКе было можно то, что другим было нельзя. Например, на соседнем курсе Петрушевскую не разрешали снимать, а Герасимов разрешал — и никакой ректор ему был не указ. Нас мучил физрук, мы попросили Герасимова отменить нам физкультуру вообще как предмет. И он отменил. К Герасимову обращались многие режиссеры (снявшие свою первую и уже не первую работу, которую не выпускали) с просьбой посмотреть фильм и помочь. И он помогал. Герасимов часто смотрел эти фильмы вместе с нами — студентами».
Кинорежиссер Лариса Садилова
Смотрите также