Николай Гриценко. Лицедей номер один

На рубеже 1950–60-х годов вся Москва ходила в Вахтанговский театр
«на Гриценко». Билеты на спектакли с его участием было не достать. Зрители актера обожали, а коллеги, несмотря на сложный характер Гриценко, в один голос называли его гением и актером с божьим даром.
Всенародной славы и главных ролей могло бы и не быть. Николай Гриценко окончил строительный техникум и пошел работать конструктором на металлургический комбинат. Постепенно он осознал, что занимается не своим делом, и решил попробовать себя в творческой профессии. Поочередно поучившись на музыкально-драматическом рабфаке в Макеевке, в Киевском драматическом техникуме, в театральных школах при МХАТе
и Центральном театре Красной армии
, а также в будущем Щукинском училище
, он, наконец, был принят в труппу Театра имени Вахтангова
, где прослужил до конца своей жизни.
Театральная биография Николая Гриценко началась с ролей в спектаклях «Дон Кихот» и «Маскарад». Вскоре его талант заметил известный вахтанговский режиссер Рубен Симонов, с которым у Гриценко сложился прекрасный актерско-режиссерский тандем. Гриценко сыграл в его постановках «Фронт», «Мадемуазель Нитуш», «Живой труп», «Принцесса Турандот».
Роль Тихона Молокова в драме «На золотом дне» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка стала одной из самых известных работ Николая Гриценко в театре. Юрий Яковлев
вспоминал случай, который произошел на прогоне спектакля: «Шла генеральная репетиция для «пап и мам». Николай Олимпиевич пригласил свою маму. На прогоне она спрашивает у меня: «А что, это новый актер у вас?» — «Пока секрет. Я вам потом расскажу», — отвечаю его маме. Кончился первый акт. Подвожу ее к нему и говорю: «Познакомьтесь, Николай Олимпиевич Гриценко». Мама его не узнала! Этот случай — легенда, свидетелем которой я был».
«Есть способные люди, а если еще и упертые и по-настоящему глобально занимаются делом, приспособлены к нему психофизически, то они в течение четырех лет хорошо обучаются и из них получаются профессиональные актеры. Таких очень много. Когда это великое, божеское — это совсем другое. И все навыки дают возможность только как-то втиснуть свое божественное дарование в рамки и структуры взаимоотношений с режиссером, театром, драматургическим материалом и так далее. Вот таким был Гриценко»
Однако сам Гриценко своей самой важной работой в театре считал роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Эту роль актер играл более десяти лет.
«Задумав какую-то форму, образ, характер, мог влезать в него стопроцентно. Он переставлял себя так, как никто в нашем театре не мог. Он был лицедей номер один»
Гриценко всегда ставил театр на первое место: «Как актер я давно пришел к выводу, что только театр переживания, театр, в котором актер владеет искусством перевоплощения, — мой театр». В кино актер снимался нечасто, но каждое его появление на экране превращалось в незабываемый спектакль. Достаточно вспомнить Николая Гриценко в роли Каренина. Для создания образа актер использовал все доступные средства: изменил пластику, походку, тембр голоса, манеру говорить. И вот перед нами предстает педантичный чиновник Алексей Каренин, в точности такой, каким его описал в романе
Лев Толстой
.
Предлагаем пересмотреть фильмы и спектакли с участием Николая Гриценко на нашем портале.

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна