Два капитана
В советское время роман Вениамина Каверина «Два капитана» экранизировали дважды. В 1955 году режиссер Владимир Венгеров снял первую киноверсию. А через 21 год появились новые «Два капитана». Шестисерийный приключенческий фильм стал последним для режиссера Евгения Карелова, известного по картине «Служили два товарища».
Первые три серии, называвшиеся «Старые письма», «Татариновы», «Катин отец», были сняты строго по книге. В оставшихся трех — «Дневник штурмана Климова», «Бороться и искать…», «…найти и не сдаваться» — авторы фильма позволили себе некоторые вольности, не изменившие, впрочем, сюжет Каверина.
С момента своей первой публикации роман «Два капитана» стал символом советской литературы 30-х годов. В память об авторе был назван астероид — Вениакаверин (2458 Veniakaverin), в Пскове появился памятник героям произведения — Татаринову и Григорьеву, а в Мурманской области в честь «Двух капитанов» была названа площадь.
«Книга Каверина уникальна именно тем, что она на все времена», — рассказывает Борис Токарев, исполнитель роли Сани Григорьева. — Эту книгу любили все поколения: и поколение Карелова, и мое, и те, кто моложе нас».
Многосерийная экранизация романа в 70-х годах была не менее популярной, чем литературный оригинал. «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере», — говорил о картине Токарев.
Съемки фильма продолжались два года, в работе над картиной использовались материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР. В своем последнем фильме Карелов создал целый мир, многогранный, с очень разными героями.
«У меня было ощущение, что Евгений Ефимович любит актеров. Это очень важно, от этого ты чувствуешь себя соавтором картины. И на площадке мне хотелось создать именно тот образ, который видел Карелов», — призналась Ирина Печерникова, исполнительница роли Марьи Васильевны.
Он сделал много картин, он работал много… работал азартно, весело, самозабвенно. Некоторые ленты снял по своим сценариям. Любил работать для «Фитиля»: снял множество острых, веселых, разоблачительных сюжетов для этого сатирического киножурнала. Его добрые слова, его шутки звучат сегодня, они будут звучать и завтра. Его картины, несомненно, будут смотреть еще многие поколения зрителей, ибо он умел соединить в них политический накал с глубоко личными переживаниями героев.