Память сердца
Телеверсия одноименной пьесы А. Корнейчука в постановке Государственного театра им. Евг. Вахтангова.
Это история о любви и долге. Память о прошлом не дает покоя, герой спектакля (Антонио Террачини) приезжает из Италии в Киев, для того чтобы вновь встретить женщину, которую полюбил в годы войны. Он узнает, что имеет уже взрослого сына. Но семья на родине и привычная жизнь заставляют Антонио расстаться с тем самым прошлым и вернуться домой.
Из статьи Светланы Барандич «Память сердца» — эпилог войны», опубликованной в газете «День» (1999 г.):
<…> «Пьеса, написанная всего за семнадцать дней и поставленная весной 1969 года, рассказывает о судьбах людей, разделенных войной. Жизненные коллизии, положенные в основу, были весьма типичные для тех лет и нашли свое отражение в «Альпийской балладе» В. Быкова, в «Варшавской мелодии» Л. Зорина и других произведениях. Неумолимая логика войны и противостояние систем и государств разрушают все вокруг себя, и в первую очередь любовь.
Как вспоминала жена драматурга, Марина Федотовна, само название пьесы было вдохновлено одноименным романсом М. Глинки на слова А. Батюшкова (рабочий вариант — «В Киеве на Русановке…»). Первая постановка драмы стала началом ее триумфа на сценах Львова, Одессы, Харькова, Запорожья, городов бывшего СССР, а также Чехии, Болгарии, Финляндии…» <…>
Фрагмент статьи о спектакле в журнале «Огонек» (1970 г.):
<…> «С необычайным проникновением играет эту роль Лариса Пашкова. Ее Катерина словно туго, до отказа натянутая струна. Вся она внутренний порыв. Актриса создает характер одновременно хрупкий и прочный, нежный и мужественный. Характер, в котором господствует начало волевое, энергическое, рожденное высокой внутренней убежденностью героини.
И что еще примечательно: не очень красивая, уже немолодая Катерина обладает совершенно особым даром воздействия на людей. Соприкасаясь с ней, они не то чтобы испытывают потребность походить или равняться на нее, она становится для них <…> неким нравственным камертоном. Видимо, происходит это благодаря естественной, негромкой, но глубокой внутренней самоотверженности, которая стала у Л. Пашковой сердцевиной характера героини. Той самоотверженности, какая поднимала Катерину на подвиги в дни войны да и сегодня является содержанием ее жизни, отданной людям… Герой Ю. Яковлева Антонио Террачини тоже становится рядом с Катериной сильнее, мужественнее. <…>
Сдержан, весь погружен в свою думу герой — Антон, сын Катерины и Антонио: родная страна посылает его на стройку в Индию, а здесь, в Киеве, остается Рая, его любимая. Поймет ли Рая, которая ждет ребенка, что Антон не может не поехать, так же как его мать не могла в дни войны отойти в сторону, уступить другому право идти навстречу опасности.
Именно это чувство, эта мысль сообщают всем героям пьесы А. Корнейчука и спектакля вахтанговцев значительность, как бы поднимая их над драматизмом обыденных житейских ситуаций». <…>