Августин Бетанкур

Годы жизни: 01 февраля 1758 - 26 июля 1824
Страна: Испания
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Инженер-архитектор с испанскими корнями Августин Бетанкур увлекся изобретениями еще в детстве, учился в Королевской академии искусств и стал ее почетным академиком. В Россию он приехал, когда Испанию оккупировали войска Наполеона. Архитектор, которого пригласил сам Александр I
, служил в особой свите императора, проектировал здесь передовые здания и строил дороги. Бетанкура называли учителем русских инженеров — он заложил основы инженерного образования в России.

Испанец с Канарских островов

Августин де Бетанкур и Молина родился в 1758 годуна самом крупном из Канарских островов — Тенерифе. Его предки были французами: моряк Жан де Бетанкур захватил Канары в начале XV века, но его потомки сохранить власть не смогли, и архипелаг стал испанским. Августин рос в большой семье, его отец служил в испанской армии. В родном городе Бетанкура Пуэрто-де-ла-Крус производили шелк, и будущий архитектор еще в детстве увлекся механикой и технологией окраски ткани. В юные годы он построил прядильную машину для шелковых нитей: конструкция не была принципиально новым аппаратом, но значительно упростила труд рабочих.
В 1779 году Бетанкур отправился в Испанию и стал студентом самого престижного учебного заведения страны — Королевского училища Святого Исидора в столичном Мадриде. Будущий архитектор изучал здесь точные науки, механику и высшую математику. Одновременно он учился в Королевской академии искусств в классе рисования, несколько лет спустя после окончания Бетанкура избрали её почетным академиком.

Инженер с мировым именем

Паровая машина двойного действия. Изображение: m.polit.ru
Оптический телеграф Августина Бетанкура и Абрахама-Луи Бреге. Изображение: m.polit.ru
Из столицы Испании в 1784 году Августин Бетанкур уехал во Францию. Он поступил в Национальную школу мостов и дорог в Париже, где конструировал механические аппараты, изучал гидравлику и мостостроение. Во Франции Бетанкур собрал коллекцию макетов машин и создал основу для первого в мире музея истории техники — Королевского кабинета машин в Мадриде. Его назначили руководить музеем, в котором хранились больше 300 экспонатов — макеты инженерных машин и чертежи. Часть механических моделей Бетанкур сконструировал сам.
Правительство Испании отправило талантливого инженера в Англию — изучать паровые машины. Они упрощали и удешевляли производство, поэтому в те годы такие механизмы были популярны на заводах. Бетанкур посетил английские фабрики. Англичане неохотно делились передовыми знаниями и открытиями в механике, однако ему удалось собрать нужную информацию и внедрить технологию на родине.
В 1791 году Бетанкур вернулся в Испанию. Его карьера стремительно развивалась, инженеру поручали вести крупные проекты. Он работал над оптическим телеграфом — устройством, передающим световые сигналы на сотни километров. Линия из 70 телеграфных аппаратов протянулась от столичного Мадрида до портового города Кадиса на юге страны, информация между городами доходила за считанные минуты. Систему оптической связи Бетанкура признали одной из лучших в Европе, её работой восхищался даже Наполеон Бонапарт. Позднее оптические телеграфы на основе системы Бетанкура строили в европейских странах повсеместно.

Испания: «Я понял, что пора уезжать»

Франсиско де Гойя. Святая Инквизиция (фрагмент). 1820–1823. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско де Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде (фрагмент). 1814. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
С 1801 года Августин Бетанкур руководил Корпусом путей сообщения, под надзором ведомства находились все дороги и мосты страны. В Мадриде он основал и возглавил Школу дорог, каналов и мостов. Но его карьера на родине близилась к завершению: после смены власти в Испании у него возникли разногласия с новым руководством страны. Казна не спонсировала масштабные проекты инженера, а за его работой пристально наблюдала Святая инквизиция.
Представители церкви считали, что оптический телеграф — происки сатаны, а отправлять слова на далекие расстояния по воздуху — колдовство. Когда Испанию оккупировала армия Наполеона и начались народные волнения, Бетанкур решил покинуть страну.

В 1807 году Бетанкур уехал в Париж. Но в столице Франции испанцу находиться было опасно: на его родине к тому моменту разразилась партизанская война против французских захватчиков. Бетанкур размышлял, отправиться ему в Англию или в Россию. Он уже бывал в Лондоне, родом из Англии была его супруга Анна. В Россию его давно приглашал на службу испанский посол империи Иван Муравьев-Апостол. И Бетанкур выбрал Россию.
«Я подумал, что в Испании неизбежна революция и, чтобы не погибнуть со всем своим семейством, надо искать спасения и убежища в каком-нибудь иностранном государстве, и мне показалось, что Россия может быть самой подходящей для этого. Я видел, как надвигалась буря… Я понял, что пора уезжать, любой здравомыслящий человек тогда пытался удалиться от двора»
Августин Бетанкур, из письма брату

Инженер «для особых поручений государя императора»

Императорский тульский оружейный завод. Тула. Изображение: dmdonskoy.ru
Премацци Луиджи. Девушка с кувшином (фрагмент). Конец XIX века. Изображение: ru.wikipedia.org
В 1808 году Бетанкура лично представили Александру I в городе Эрфурте в Пруссии. В тот же год инженер приехал в Россию, его зачислили в свиту «для особых поручений государя императора», а немногим позже он получил высокий чин генерал-лейтенанта.
«Я принял решение поступить на службу к российскому императору, который обращается со мной самым почтительным образом, какой вы только можете себе представить. Я обедаю с ним один-два раза в неделю, решаю дела непосредственно с Его Величеством, он мне положил 20 тысяч рублей годовых, оплачивает мои апартаменты»
Августин Бетанкур, из письма брату
На новом посту Августин Бетанкур по поручению императора переоборудовал старейший в стране оружейный завод в Туле. Высокое мастерство тульских оружейников сочеталось с отсталой по европейским меркам технологией производства. Инженер оснастил завод паровыми машинами и современными токарными станками.

Для царскосельского фонтана
«Девушка с кувшином» инженер создал систему подачи воды, а фигуру девушки сваял скульптор Павел Соколов. О фонтане ходили легенды: верили, что его вода исцеляет любовную тоску. Поэтесса Анна Ахматова
в начале XX века посвятила ему стихотворение «Царскосельская статуя». Сегодня фонтан, как и прежде, украшает парк Царского села
: у ног прекрасной бронзовой девушки лежит разбитый кувшин, из него по протоку струится вода.

Учитель русских инженеров

Институт Корпуса инженеров путей сообщения. 1910-е. Санкт-Петербург. Фотография: citywalls.ru
Институт Корпуса инженеров путей сообщения. 1890-е. Санкт-Петербург. Фотография: citywalls.ru
В одном из докладов императору Александру I Августин Бетанкур отмечал, что дороги на огромной территории России плохие, что они «будто бы устроены, на самом деле вовсе неудобны для проезда, и, наконец, целые области остаются незаселенными по недостатку путей сообщения». Государству требовались хорошо подготовленные инженеры-путейцы, но их даже негде было обучать. Правительство постановило открыть Институт Корпуса инженеров путей сообщения, а Бетанкура в 1809 году назначили его инспектором. Инженер писал, что целью нового учебного заведения было «снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
В институт принимали юношей старше 15 лет, обучение длилось четыре года. Здесь работали лучшие специалисты России и инженеры из Европы: Александр I распорядился, чтобы послы империи в разных странах приглашали в институт выдающихся профессоров. Преподавание велось на русском и французском языках. Воспитанники глубоко изучали физику и математику, архитектуру и механику, Бетанкур читал лекции по инженерному делу. Уделяли время и практике: студенты учились резать камни, плотничать, составлять проекты и сметы на материалы.

Августин Бетанкур заложил основы инженерного образования в России: институт стал одним из лучших в стране, другие учебные заведение открывались по его программам. На протяжении всей жизни он был инспектором вуза, составлял программы и преподавал здесь. В институте учились студенты из высшего общества, в первом же наборе поступили сыновья дипломата графа Григория Строганова — Николай, Сергей и Александр, а также будущие участники восстания декабристов
братья Муравьевы-Апостолы.

Фабрика бумажных денег

Михаил Рашевский. Большая бумагоделательная машина. Изображение: citywalls.ru
Экспедиция заготовления государственных бумаг. Начало XX века. Санкт-Петербург. Изображение: rzd-expo.ru
В 1815 году Августин Бетанкур спроектировал Экспедицию заготовления государственных бумаг — типографию денежных знаков. Бумажные деньги в России назывались ассигнациями
и появились еще в XVIII веке, ими расплачивались, как и серебряными рублями. Ассигнации в те годы легко было подделать. Этим воспользовалась армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Французы массово печатали подделки на бумаге лучшего качества, поэтому их сложно было отличить от подлинника. После войны страна оказалась наводнена фальшивками, их срочно требовалось заменить новыми купюрами. Нужно было разработать новый тип бумаги, защитить деньги сложным рисунком и наладить производство.
Прежде материал для ассигнаций изготавливали в Царском селе, а печатали их в Петропавловской крепости
Петербурга. Инженер для удобства объединил типографию и бумажное производство в одном месте — в Адмиралтейском районе Петербурга на берегу Фонтанки. Здесь построили также граверную, механическую и нумерационную мастерские. В Европе бумагу делали с помощью паровых машин, и Бетанкур оборудовал новую фабрику по европейскому примеру. Кроме производственных корпусов, за два года здесь построили школы и больницу, жилье для руководства и рабочих.
Инженер создал рисунки для ассигнаций и разработал новые водяные знаки. Он решил изготавливать бумагу для купюр на основе льняного тряпья и конопляного волокна — пеньки. Биограф Алексей Боголюбов в книге «Августин Августинович Бетанкур» писал об оснащении Экспедиции: «Были установлены 6 роллов для размалывания в бумажную массу пеньки и тряпья, 12 черпальных чанов для ручного отлива бумаги, 4 литографских, 2 винтовых печатных и 2 гидравлических пресса». Летом 1818 года Экспедиция заготовления государственных бумаг (сегодня — фабрика «Гознак») вступила в строй, новые ассигнации быстро заменили прежние купюры.

Ярмарочный городок в Нижнем Новгороде

Нижегородская ярмарка. Изображение: rzd-expo.ru
План Нижегородской ярмарки. 1897. Изображение: rzd-expo.ru
Торговля на Волге
со странами Востока началась недалеко от Казани еще в XIII веке. Позже ярмарка переместилась в Нижегородскую губернию, сюда приезжали купцы со всей России и стран мира. Торговые ряды состояли из деревянных лавок, балаганов и трактиров. В 1816 году большой пожар уничтожил постройки, и торговые ряды решили отстроить заново из долговечного камня. Проект нового ярмарочного городка в Нижнем Новгороде 
поручили разработать и воплотить Августину Бетанкуру.
Инженер отправился на Волгу в 1817 году, чтобы осмотреть новое место для торговых рядов. Ярмарку
требовалось обеспечить водой, и Бетанкур решил построить городок на удобном для судоходства левом берегу Оки, при впадении в Волгу. Между берегами Оки он соорудил разводной плавучий мост. Он купил усадьбу недалеко от будущей ярмарки, и с тех пор каждое лето с семьей проводил там.

Вместе с архитектором Огюстом Монферраном он подготовил планы городка и чертежи зданий. В центре ярмарки возвели гостиный двор, который насчитывал 60 корпусов, в нем расположились 2,5 тысячи торговых лавок. На центральной площади стоял главный корпус и административные постройки. Для купцов построили квартиры и склады. Нижегородская ярмарка стала первым торговым рынком в стране, оборудованным подземной сводчатой канализацией.
В 1822 году ярмарка открылась. Купцы продавали товары из далеких районов России и разных стран мира: провизию и сырьё, меха и металлические инструменты. Ярмарка работала один раз в год, с июля по август, и собирала до 200 тысяч человек.

Инженер-архитектор

Луи-Филипп-Пьер-Альфонс Бишбуа и Жан Виктор Адам по оригиналу Огюста Монферрана. Установка первой колонны северного портика Исаакиевского собора. Изображение: nrfmir.ru
Дело о построении Манежа. Чертежи из альбома Августина Бетанкура. Российский государственный военно-исторический архив, Москва
Августин Бетанкур был председателем петербургского Комитета строений и гидравлических работ. Ведомство регулировало всю застройку столицы, здесь принимали проекты будущих зданий, определяли облик улиц и площадей, каналов и мостов. Бетанкур приглашал для работы лучших архитекторов тех лет — Карла Росси
, Василия Стасова
, Огюста Монферрана.
Инженер конструировал сложные подъемные механизмы для Исакииевского собора
 — с их помощью строители под руководством Монферрана установили огромные колонны и монолиты собора. Мемуарист Филипп Вигель писал: «Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть, и, как простую палку, воткнуть ее перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану».
Один из важных проектов Бетанкура — здание Манежа
в Москве. Император Александр планировал проводить в Экзерциргаузе, как его тогда называли, строевую подготовку войск. Манеж представлял собой крытый плац, и перед архитектором стояла сложная задача — спроектировать здание, в котором мог бы маневрировать конный полк. Он создал план большого прямоугольного строения, в котором не было внутренних опор, опорами служили лишь стены. Крыша держалась также благодаря особому устройству стропил и фермам — конструкциям для перекрытия больших пролетов. Чтобы сохранить деревянные части на долгие годы от насекомых и грызунов, чердак по предложению Бетанкура засыпали табаком.
Манеж построили в памяти о победе в Отечественной войне над армиями Наполеона. Его соорудили на месте бывших купеческих лавок недалеко от Кремля
, в самом центре Москвы. Широкое одноэтажное здание вмещало до двух тысяч человек, иностранные инженеры приезжали посмотреть на уникальное в те годы сооружение. С 1830-х в здании проводили балы и народные гуляния.

Немилость императора и последние годы жизни архитектора

Инженер участвовал в строительстве одного из первых в России шоссе с твердым каменным покрытием Петербург-Москва. В 1820-е по дороге пустили регулярные дилижансы, что значительно сократило время в пути между городами. В 1819 году Августин Бетанкур вошел в Кабинет министров Российской империи и стал руководителем Главного управления путей сообщения. Ведомство отвечало за состояние и строительство дорог. На новой высокой должности он отправился в рабочую поездку по стране. Бетанкур был в Крыму — в Севастополе
, Керчи
и Феодосии
, — инспектировал порты Черного моря, посетил Кавказ
и Грузию
. Инженер осматривал каналы и дороги, проектировал шлюзы и пристани. После возвращения в Петербург он подготовил для императора доклад, в котором отмечал неудовлетворительное состояние дорог — как сухопутных, так и водных.
У Бетанкура были завистники и недоброжелатели среди высокопоставленных лиц, не всех устраивала деятельная натура инженера, особенно после нелицеприятного доклада. Из-за интриг в высших кругах власти он лишился расположения императора Александра I. Бетанкура освободили от должности руководителя управления путей сообщений в 1822 году. Спустя год его потряс еще один удар судьбы: внезапно умерла любимая дочь. Пережить горе потери он не смог.
Августин Бетанкур скончался в Петербурге в июле 1824 года. На его могиле установили памятник в форме колонны по рисунку архитектора Огюста Монферрана. Деньги на памятник на Смоленском кладбище собрали нижегородские купцы в благодарность за строительство ярмарки. После смерти Бетанкура его вдова Анна с дочерьми уехала во Францию, в России остался сын Альфонс Бетанкур, служивший офицером в гвардии.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна