Экзерциргауз, или просто Манеж
От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.
Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.
Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.
Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.
Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.
Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.
Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.
Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.
Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.
Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.
Читайте также:
Махорка на чердаке. Спасти деревянные перекрытия от вредителей и сырости, дабы здание устояло в веках, призвана была махорка на чердаке. Еще во времена Осипа Бове чердак был на полметра засыпан сухими табачными листьями — грызуны и насекомые запах этот не жалуют, да и лишнюю влагу махорка впитывает, предохраняя балки от сырости. По легенде, махорку выкурили не то во время революции, не то в Великую Отечественную войну — и под крышей Манежа еще долго стоял терпкий запах. А затем чердак засыпали опилками.
Культурная площадка. Местом военных смотров и даже конюшней Манеж был недолго. Уже с 1831 года огромные площади приспособили для выставок. В этих стенах прошла Первая выставка этнографии народов России. Над экспозицией трудились известные этнографы, скульпторы и художники. Программу утверждал лично Александр II. Сегодня легендарные экспонаты можно увидеть в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. В Манеже так же состоялись: первая международная выставка автомобилей и велосипедов, сельскохозяйственная и промышленная выставки. В 1867 году французский композитор Гектор Берлиоз в здании на Моховой дирижировал оркестром из 500 музыкантов.
«Нашему народу такое не нужно!» Знаменитая фраза Никиты Хрущева прозвучала в Манеже после выставки «30 лет МОСХ», на которой представили свои работы и художники-авангардисты из студии «Новая реальность». Результатом культпохода первого лица государства стала разгромная статья в газете «Правда». И последующая кампания: против формализма и абстракционизма в СССР. Спустя полвека — «Те же в Манеже». Экспозицию составили те самые картины и слайды недостающих работ, витрины с фотографиями и биографиями участников. К примеру, Леонид Рабичев стал автором эмблемы Музеев Кремля, а Вера Преображенская — иллюстрировала многие советские учебники по естественным наукам.
Культурная площадка. Местом военных смотров и даже конюшней Манеж был недолго. Уже с 1831 года огромные площади приспособили для выставок. В этих стенах прошла Первая выставка этнографии народов России. Над экспозицией трудились известные этнографы, скульпторы и художники. Программу утверждал лично Александр II. Сегодня легендарные экспонаты можно увидеть в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. В Манеже так же состоялись: первая международная выставка автомобилей и велосипедов, сельскохозяйственная и промышленная выставки. В 1867 году французский композитор Гектор Берлиоз в здании на Моховой дирижировал оркестром из 500 музыкантов.
«Нашему народу такое не нужно!» Знаменитая фраза Никиты Хрущева прозвучала в Манеже после выставки «30 лет МОСХ», на которой представили свои работы и художники-авангардисты из студии «Новая реальность». Результатом культпохода первого лица государства стала разгромная статья в газете «Правда». И последующая кампания: против формализма и абстракционизма в СССР. Спустя полвека — «Те же в Манеже». Экспозицию составили те самые картины и слайды недостающих работ, витрины с фотографиями и биографиями участников. К примеру, Леонид Рабичев стал автором эмблемы Музеев Кремля, а Вера Преображенская — иллюстрировала многие советские учебники по естественным наукам.
Повреждения и пожар. Спустя десятилетие после революции потолок Манежа стал ниже почти на метр: просели балки. В здании открыли гараж для правительственных машин. Металлические листы и колонны, которыми укрепляли сооружение, нарушили единое пространство уникального сооружения. В 1941 году строение едва не разрушила фугасная бомба, а в 2004 году — пожар. Манеж полыхал 50-метровым пламенем. Устояли только стены. На реконструкцию памятника архитектуры потребовался год. «Фермы Бетанкура» были воссозданы, площадь здания увеличилась почти вдвое. Манеж сохранил свое главное предназначение — одной из главных культурных площадок столицы.
Смотрите также