18+

Адмирал Ушаков

Биографический
1953
107 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Первая часть кинодилогии посвящена становлению российского флота на Черном море в 1779 году под руководством великого флотоводца Федора Федоровича Ушакова.

С первых кадров дикторский голос на фоне морских волн напоминает зрителям о присутствии Российской империи на Балтийском море и о проблемах с Турцией на Черном море.

Первым из исторических персон XVIII века в прологе фильма появляется губернатор Новороссии — князь Потемкин (Борис Ливанов). Он прибыл в Петербург к Екатерине II (Ольга Жизнева). Царские покои и нарядная массовка сняты во всем великолепии. Разговор двух сиятельных особ происходит на роскошной царской яхте во время морской прогулки. «Устал?» — заботливо спрашивает императрица и слышит ответ: «Не от дороги устал… Крым, матушка, велела присоединить, а чем? Флот строю! А из чего? Из Архангельска каждое бревно — волоком, за гвоздями — на Урал… Людишки мрут как мухи! …Денег бы мне побольше и людей…»

Ситуация на Черноморском берегу и в самом деле — критическая, а еще Турция, Англия и Франция плетут интриги против России. Не в их интересах, чтобы на юге появился российский военный флот.

Присказка у Ушакова из его родных мест: «Мы тамбовские, пошли — не остановишь». Ничто не смогло остановить бывшего командира императорской яхты Федора Федоровича Ушакова. Он отказался от благополучной карьеры в Адмиралтействе и попросил у князя Потемкина доверить ему строительство флота.

Начинал свою деятельность будущий адмирал в условиях хаоса. В Херсоне свирепствует чума (фильм недвусмысленно намекает, что эпидемия — козни Турции, Англии и Франции).

Ушаков в любом из мирных эпизодов проявляет решительность и требовательность и не боится спорить с князем Потемкиным.

Федор Ушаков занимается расселением будущих моряков в степи, учит их стрелять по мишеням и тренироваться на качелях, чтобы выработать иммунитет против «морской болезни». Кроме того, он тушит пожар в степи и подавляет бунт строителей, в числе которых встречает своего крепостного Тихона Прокофьева.

Торжественный спуск корабля — это победа Ушакова и доказательство его организаторских талантов. И Екатерина II к середине фильма довольно произносит, глядя на флотилию парусников: «Теперь я вижу, есть на Черном море флот!» — а князь Потемкин добавляет: «Не только флот, но и моряки!» И моряки вступят в победный бой.

Батальные эпизоды в первой части не занимают много экранного времени, а служат лишь доказательством финальной фразы: «Он уложил Черное море к ногам России». И хотя турецкий флот перестал господствовать над морем, это порадовало лишь народ. Дворцовыми интригами от командования флотом адмирал был отстранен…

Продолжение дилогии под названием «Корабли штурмуют бастионы» появилось в кинотеатрах СССР 5 октября 1953 года.

Особенности съемок

— В съемках принимал участие личный состав Военно-морского флота на Черном море.

— Главным консультантом дилогии был кавалер ордена Ушакова, адмирал флота Советского Союза, профессор Иван Степанович Исаков. Специально для съемочной группы он написал труд «Морская служба XVIII века». Также по его чертежам был построен макет корабля XVIII века.

— Подробный разбор подготовки к съемкам Михаил Ромм описал в статье «Массовые сцены в фильме «Адмирал Ушаков», опубликованной в сборнике «Вопросы киноискусства», М., 1955.

Авторы о фильме

Михаил Ромм: «…Немало затруднений возникло у нас с костюмами мастеровых. Когда на тщательно отобранных участников массовки надели традиционные грешневики, полукафтанья, армяки, холщовые рубахи с лыковыми поясами и дали им в руки топоры, вилы и тому подобные орудия, то они стали похожими на оперных статистов из «Ивана Сусанина»… Положение казалось совершенно безвыходным. Нас спасло то, что дело происходило на юге, в Херсоне и, следовательно, можно было украинизировать одежду, например широко применить старые брыли (широкополые соломенные шляпы). …Безбородые, усатые, небритые лица и широкие соломенные шляпы, мелькавшие в толпе мастеровых, сразу сделали ее более натуральной. Лица приняли более подлинный и мужественный вид…» («Вопросы киноискусства», М., 1955).

Михаил Ромм: «…Переверзев больше всех был похож на Ушакова. В нем были простота, внешнее спокойствие, демократизм и в то же время внутренняя сила, собранность, энергия. В Переверзеве обнаружилась замкнутость и какая-то внутренняя грусть, которая растрогала нас и всем очень понравилось» («Искусство кино», 1979, № 9).

Иван Переверзев: «Работать с Михаилом Ильичом для нас, актеров, всегда было праздником и великим счастьем. Привлекала его уникальная, грандиозная личность художника и человека, большое обаяние. Мы, актеры, постоянно ощущали на себе его безграничную, пожалуй, отцовскую любовь. Каждый артист, поработав с Михаилом Ильичом, как бы заканчивал академию…» («Искусство кино», 1979, № 9).

Критика

Марк Зак: «…Технические и творческие новшества, с которыми встретился М. Ромм, не ограничились монтажными задачами. История впервые обратила его к цвету. Фильмы снимались не Б. Волчеком, а операторами А. Шеленковым и И. Чен. Локальные, интенсивные цвета соответствовали общим постановочным решениям. В цветовой гамме доминировали две краски: багровые отсветы далеких сражений и позолота нарядных мундиров…»(«Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры», М., 1975).

Юрий Ханютин: «Двухсерийная картина «Адмирал Ушаков» снималась в ту пору, когда эпоха биографических фильмов уже клонилась к закату. И в фильме, поставленном Михаилом Роммом по сценарию Александра Штейна, уже чувствуются симптомы этого переходного периода. Снят налет вульгарности, убраны слишком явные штампы. Герои здесь уже не разговаривают цитатами из своих собственных сочинений. Авторы пытаются освободить их от нудного резонерства, придать им живость, даже психологическую сложность. И это порой им, несомненно, удается…» (из книги «Сергей Бондарчук», М., 1962).

Контекст

Костюмно-исторические биографические фильмы составляли основу послевоенного кинематографа СССР: «Глинка» (1946), реж. Лео Арнштам; «Академик Иван Павлов» (1949), реж. Григорий Рошаль; «Мусоргский» (1950), реж. Григорий Рошаль; «Жуковский» (1950), реж. Всеволод Пудовкин; «Тарас Шевченко» (1951), реж. Игорь Савченко; «Композитор Глинка» (1952), реж. Григорий Александров; «Римский-Корсаков» (1953), реж. Григорий Рошаль; «Михайло Ломоносов» (1955), реж. Александр Иванов, и др.

Крылатые фразы

Адмирал Ушаков: «И минута весь бой решит», «По всем кораблям стрелять — ни одного не потопить»

Потемкин: «Доноси, коли начал…»

Екатерина II: «Как был медведем, так медведем и остался…»

В ролях: Сергей Бондарчук, Иван Переверзев, Михаил Пуговкин, Георгий Юматов, Борис Ливанов, Владимир Дружников, Геннадий Юдин и другие
Режиссер: Михаил Ромм
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна