16+

Кремлевские куранты

Драма
1967
160 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

«Кремлевские куранты» — вторая часть из знаменитой драматической трилогии Николая Погодина, посвященной Ленину. Действие этой пьесы происходит в 1920 году в Москве — в то время, когда разрабатывается план электрификации страны (тот самый ГОЭЛРО). Естественно, самая большая потребность в такой момент — в специалистах, в инженерах-энергетиках. А один из них — Забелин — вместо работы по прямой специальности, демонстративно торгует спичками практически у самого Кремля. Он вполне открыто высказывается о своем недовольстве существующими порядками, разрухой, поглотившей страну, и, как следствие, не раз говорит о том, что такой стране жизни осталось совсем немного. В своих речах он чаще всего упоминает главные часы страны — Кремлевские куранты, что остановились, словно символизируя остановку времени для всего государства. И вот, его хватают и везут прямиком к Ленину. Финал более чем идеалистичен — жизнь налаживается, Забелин получает работу, нужную не только ему, но и стране, молодые герои (любовная линия пьесы) обретают друг друга, а злополучные Кремлевские куранты начинают идти, отсчитывая новую эпоху великой страны…

Впервые МХАТ показал свой спектакль по этой пьесе (руководитель постановки — В.И. Немирович Данченко, режиссеры — Л. Леонидов, М. Кнебель) 22 января 1942 года в эвакуации в Саратове. В этом же году постановка была удостоена Сталинской премии. И вот, спустя пятнадцать лет ее решили возобновить, пригласив для этого Марию Осиповну Кнебель. «Куранты» предстояло восстанавливать с новым составом, и главное — с новым исполнителем роли Ленина.

Было решено восстановить и декорации, созданные в 40-е годы В. Дмитриевым, причем многое можно было сделать только по памяти, поскольку не то что самих декораций — материалов не сохранилось.

Ленина теперь играл Борис Смирнов, и в его исполнении, в отличие от первой версии, основной акцент уже делался не на «похожесть». Режиссер и актер стремились «ощутить особую природу мысли Ленина», как писала Мария Кнебель. В результате это удалось Смирнову настолько, что в последствии он еще в двух театральных постановках и нескольких кинофильмах воплощал этот образ, получив за него Ленинскую премию.

Как многие отмечали, наиболее интересным «новым исполнителем», помимо Смирнова, оказался здесь и Борис Ливанов, которому предстояло играть Забелина после самого Хмелева. Он играл, прежде всего, ученого, причем ученого-практика, для которого профессия — это непрекращающийся труд. Ему было необходимо сознание, что и теперь, почему-то оказавшись выброшенным из нормальной трудовой жизни, он продолжает работать. И, продавая спички, он не юродствовал, не философствовал, а именно работал. Огромная внутренняя борьба игралась Ливановым в сцене, где Ленин предлагает его герою сотрудничество. Не желая идти на поводу у большевиков, он, одновременно, как настоящий ученый, все более и более увлекается конкретными вопросами, ему предложенными. «Не знаю, способен ли я», — говорит он неуверенно, но уже совершенно очевидно, что к торговле спичками он не вернется.

Своеобразным талисманом «Кремлевских курантов» стал актер Борис Петкер, игравший во всех версиях совсем небольшую роль мастера-часовщика. Возможно, это был один из самых блестящих эпизодов всего спектакля. Этот образ чудаковатого старика, созданный Петкером, был одновременно глубоко романтичен. Он, подобно шекспировскому Гамлету, видит, что «распалась связь времен», причем, в случае Петкера видит это наглядно. Но в его власти эту связь восстановить.

Восстановленный спектакль шел еще много лет. Его неоднократно представляли и за границей. И вот теперь, его можно увидеть и не на старой телевизионной пленке.

В ролях: Анастасия Зуева, Алла Тарасова, Борис Ливанов, Виктор Новосельский, Лев Золотухин, Дмитрий Шутов, Борис Смирнов, Василий Марков, Михаил Медведев, Маргарита Анастасьева, Татьяна Забродина и другие
Режиссеры: Мария Кнебель, Леонид Леонидов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна