Константин Сомов

Годы жизни: 30 ноября 1869 - 06 мая 1939
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Современники называли Константина Сомова «влюбленным в XVIII век». На своих картинах он изображал дам и кавалеров, персонажей итальянского и французского фольклора на фоне старинных парков и дворцов. Прославился художник и как портретист. Он даже изобрел собственный ретроспективный жанр: изображал героев в нарядах и интерьерах XVIII века. А еще Сомов иллюстрировал книги и сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, который выпускает скульптуры по его эскизам до сих пор.

Ученик Ильи Репина

Константин Сомов. Автопортрет (фрагмент). 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Сомов. В детской (фрагмент). 1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Филипп Малявин. Портрет художника Константина Сомова (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Сомов родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье. Его отец, Андрей Сомов, был известным в России искусствоведом. Он служил в Эрмитаже
, 22 года был старшим хранителем музея. Мать будущего художника, Надежда Лобанова, увлекалась искусством, хорошо пела и играла на фортепиано, занималась с детьми музыкой. У Сомова был брат Александр и сестра Анна. Друг художника Александр Бенуа
позднее вспоминал: «Сомовская семья мне необычайно понравилась, и я сразу стал себя чувствовать там как дома. Мать Кости — Надежда Константиновна (урожденная Лобанова) — была сама простота, сама ласка, само гостеприимство, сама искренность».
В 1879 году родители отдали Сомова в гимназию педагога Карла Мая. Там будущий художник познакомился с Александром Бенуа, Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем. Вместе они основали кружок «Невские пиквикианцы». Название гимназисты взяли из романа Чарльза Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба». Члены кружка собирались, чтобы обсуждать историю и искусство. Они читали друг другу лекции и вели протокол каждой своей встречи: «Выражена общим собранием благодарность профессору Бенуа за ряд прекрасных лекций, прочитанных с полным знанием дела и упорною настойчивостью. Собрание считает долгом такое отношение к делу назвать образцовым и достойным подражания».
«Невские пиквикианцы» продолжили собираться, даже когда Сомов, Бенуа, Философов и Нувель окончили гимназию и поступили в разные высшие учебные заведения. К их клубу даже присоединились новые члены — Сергей Дягилев
, Леон Бакст
.
В 1888 году Сомов поступил в Академию художеств
. Сначала он занимался в классе Василия Верещагина
и Павла Чистякова
, а затем перевелся в мастерскую Ильи Репина
. В Академии Сомов учился на отлично. Однако талантливым себя не считал и работы стеснялся показывать даже друзьям и членам семьи. Александр Бенуа вспоминал: «Костя совершенно искренне продолжал считать, что он избрал художественное поприще по какому-то недоразумению, по слабости, уступая убеждениям отца, но странным образом в эти же годы среди его академических товарищей стало укрепляться мнение, что Сомов необычайно талантлив, что он один из тех учеников Репина, который подает большие надежды».
В эти годы Сомов писал в основном акварельные этюды. В 1894 году он впервые представил свои работы на выставке Общества русских акварелистов.

Константин Сомов — член «Мира искусства»

Константин Сомов. Портрет Сергея Дягилева. 1893. Частное собрание
Константин Сомов. Итальянская комедия (фрагмент). Вариант картины, выполненной для аукциона «Мир искусства» в пользу раненых. 1914. Национальная картинная галерея Армении, Ереван, Республика Армения
Константин Сомов. Александр Бенуа и Леон Бакст. Набросок с натуры (фрагмент). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В конце 1890-х годов многие начинающие художники были недовольны политикой Академии художеств. Они критиковали преподавателей за консерватизм и устаревшие учебные программы.
Первые годы ему было особенно тяжело. Нельзя себе представить, какая затхлая атмосфера царила тогда в художественной alma mater. О том, что ее необходимо коренным образом реформировать, стало тогда в Петербурге притчей во языцех, а пока на академистов взирали как на каких-то обреченных на бесполезное страдание мучеников. <…> Освежению атмосферы способствовало присутствие двух таких талантов, как Репин и Куинджи
. <…> Дело было не в преподавании, не в какой-либо системе (системы у обоих было мало), а в том, что это были настоящие, горячие, увлеченные своим искусством художники, превосходно владевшие и технической стороной своего дела. Особенно это касается Репина, и как раз к Репину в мастерскую Сомов и поступил…»
Из воспоминаний Александра Бенуа, 1939 год
В 1897 году Сомов покинул Академию художеств. Он уехал в Париж, где поступил в частную художественную школу итальянского скульптора Филиппо Коларосси. Во Франции Сомов прожил два года, а затем вернулся в Россию. Вскоре Александр Бенуа пригласил его присоединиться к редакции нового журнала «Мир искусства»
.
К концу 1890-х Сергей Дягилев и Александр Бенуа решили издать в России художественный журнал. В качестве образца они взяли иностранные издания — французский La Revue blanche, английский The Studio, немецкий Pan. В них печатали статьи о новых направлениях в искусстве, публиковали статьи начинающих писателей и репродукции молодых художников. В России подобного журнала не было. Дягилев писал: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить на Западе».
В редакцию вошли и другие члены «Невских пиквикианцев». Нувель возглавил музыкальный отдел, а Философов — литературный. Первый номер журнала вышел 9 ноября 1898 года. Напечатать его помогли меценаты — княгиня Мария Тенишева
и купец Савва Мамонтов
.
Издание быстро стало популярным. Кроме Бакста и Сомова иллюстрации для журнала вскоре представили уже известные тогда художники: Исаак Левитан
, Константин Коровин
, Михаил Врубель
. А Валентин Серов
даже добился для «Мира искусства» государственной поддержки — правительство выделило для проекта деньги.
В 1899 году члены редакции провели Выставку русских и финляндских художников в Музее центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица
. Так возникло новое художественное объединение. Свое название оно получило в честь журнала — «Мир искусства». Константин Сомов стал одним из его членов-учредителей и постоянно участвовал в выставках общества.
В 1901 году Бенуа создал еще один журнал — «Художественные сокровища России». В редакцию он вновь пригласил Сомова. Художник оформлял издание до его закрытия в 1907 году.

Портреты, сценки из жизни XVIII века, фарфоровые статуэтки

Константин Сомов. Портрет Анны Остроумовой-Лебедевой (фрагмент). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Сомов. Дама в голубом. Портрет Елизаветы Мартыновой (фрагмент). 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Сомов. Арлекин и Смерть (фрагмент). 1907. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Еще в детстве Константин Сомов увлекся историей XVIII века, изучал искусство и моду тех лет. Поэтому на картинах он часто изображал своих героев в старинных костюмах, на фоне дворцов и парков. Художник даже создал свое направление в портретной живописи — ретроспективное. А еще Сомов очень требовательно относился к своим работам. Например, он постоянно переделывал портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой
. Ей пришлось позировать Сомову 73 раза.
В 1896 году Константин Сомов создал картину «Портрет Анны Карловны Бенуа», жены Александра Бенуа. Свою героиню художник изобразил в бальном платье эпохи Директории — так называют период в истории Франции с 1795 по 1799 год.
Даму в старинном платье на фоне парка можно увидеть на картине «Дама в голубом». На ней Сомов изобразил Елизавету Мартынову, свою сокурсницу по Академии художеств. Когда живописец писал этот портрет, Мартынова тяжело болела. Картину Сомов показал на выставке «Мира искусства» в 1900 году. Работу похвалили критики. Художник получил много предложений от музеев и коллекционеров, которые хотели купить портрет. Против продажи выступила сама Мартынова. Она писала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…» В 1903 году Сомов показал картину на своей персональной выставке и все-таки продал ее Третьяковской галерее
. А еще через год Мартынова умерла.
Константину Сомову позировали композитор Сергей Рахманинов
, поэт Вячеслав Иванов, художник Евгений Лансере. Еще художник создал портреты писателей для журнала «Золотое руно». В этом цикле Сомов отказался от ретроспективного жанра. Он реалистично изобразил лица своих героев, передал их эмоции. В серию вошел и портрет Александра Блока
. Картину похвалили писатели Иннокентий Анненский и Максим Горький
. Однако большинство современников Блока портрет критиковали. Тетя поэта Мария Бекетова вспоминала: «Эти тусклые шерстяные волосы произвели тяжелое впечатление на родственников и друзей». Самому Блоку полотно сначала понравилось. Однако спустя несколько лет поэт писал о нем: «Портрет Сомова нисколько не похож на меня, и я не хочу его подписывать».
Кроме портретов, Сомов писал сцены из повседневной жизни XVIII века — «В боскете», «Осмеянный поцелуй», «Вечер». Своих героев художник изображал в нарядных бальных платьях, масках, карнавальных костюмах. В то же время в творчестве Сомова часто фигурировали темы гибели, мимолетности жизни, реальности и фантазии. На картине «Арлекин и Смерть» на заднем плане он изобразил влюбленную пару, а на переднем — мрачную гостью в черном плаще. О работах Сомова Кузьма Петров-Водкин
писал: «Есть ли все это ретроспективность и только? Нет. Прошлое здесь лишь для того, чтобы от него рикошетом возникло современное».
Константин Сомов. Иллюстрация к сборнику «Книга Маркизы» (фрагмент). 1917. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Константин Сомов. Обложка к сборнику стихотворений Вячеслава Иванова «Cor ardens» (фрагмент). 1907. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Сомов и Мстислав Добужинский. Обложка к книге Константина Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина» (фрагмент). 1907. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
С конца 1890-х годов Константин Сомов занимался графикой, иллюстрировал книги и журналы. Он создал рисунки к «Графу Нулину»
Александра Пушкина
, повестям Николая Гоголя
«Нос»
и «Невский проспект»
, оформил обложки изданий Вячеслава Иванова «Cor ardens» и Константина Бальмонта
«Жар-птица».
В 1907 году Сомов проиллюстрировал «Книгу Маркизы» — сборник французской поэзии и прозы XVIII века. Он стал очень популярен среди коллекционеров и выдержал несколько переизданий. К каждой следующей версии художник добавлял новые иллюстрации.
В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперед, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, «как вещь». Вся проникнутая духом «мелочей прекрасных и воздушных, любви ночей, то нежащих, то душных», она строго выдержана в одном графическом стиле, в единой изобразительной гармонии. В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она по праву может занять одно из первых мест.
Искусствовед Эрих Голлербах (по книге культуролога Александры Никитиной «Русская культура XX века»)
Еще Константин Сомов увлекался фарфором, коллекционировал скульптуры. Художник сотрудничал с Императорским фарфором заводом, где выпустили три фигуры по его эскизам — «Дама с маской​», «Влюбленные» и «На камне​». Ограниченный тираж изделий он расписал сам. Сомов вспоминал: «Каждый из сделанных немногих экземпляров пройден мною самим еще в фарфоре до обжига и потом мною же самим раскрашен различно. Я эти вещи проработал кропотливо более года, они раскрашены мною очень детально и тонко».

Популярный портретист и сотрудник Императорского фарфорового завода

Георгий Верейский. Портрет Константина Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Константин Сомов. Влюбленные. 1905. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Константин Сомов. Дама с маской. 1906. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1910-е Константин Сомов был одним из самых популярных российских портретистов. Картины у него заказывали петербургские аристократы и промышленники. Он написал портреты Евфимии Рябушинской, Генриетты Гиршман, Елены Олив. Часто художник был недоволен заказными работами, критиковал своих моделей, а сеансы с ними называл «мучительным временем». О портрете Елены Олив, дочери сахарозаводчика Павла Харитоненко, Сомов писал в своем дневнике: «Олив очень элегантна, но очень немолода, некрасива, раскрашена. На лице жалкое страдальческое выражение, говорит по-русски с иностранным акцентом — ридикюльно и противно. Вообще дегутантна (безвкусна. — Прим. ред.). Лягушка. Мои волнения и страдания начались. Я не справлюсь, не под силу мне портрет, как он задуман мной».
В 1914 году Сомов был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. В то же время он сам начал преподавать живопись в частной художественной школе Елизаветы Званцевой.
О революции 1917 года
Сомов писал в дневнике: «За два дня столько событий. Николай
свержен, у нас будет республика. Голова идет кругом. Я так боялся, что останется династия. Видел, как везде сбивали с вывесок царские гербы. Сегодня утром звонил к Бенуа, советуя ему взять сразу власть в руки в области искусства. Он мне сообщил, что уже что-то зачали Рерих
, Гржебин, Петров-Водкин при содействии Горького… Лучше мне не мешаться и жить по-старому, как я жил»
. В конце 1910-х он работал художественным консультантом Императорского фарфорового завода и даже баллотировался на пост руководителя фабрики. Однако в голосовании среди сотрудников проиграл Сергею Чехонину.
В 1919 году, к 50-летию Сомова, в Третьяковской галерее прошла персональная выставка художника.

Константин Сомов в эмиграции

Константин Сомов. Маскарад. 1925. Частное собрание
Константин Сомов. Русский балет. Елисейские Поля. Сильфиды (фрагмент). 1932. Музей Эшмола, Оксфорд, Великобритания
Константин Сомов. Портрет композитора Сергея Рахманинова. 1925. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1923 году Константин Сомов вошел в комитет Выставки русского искусства в США. Организовать эту экспозицию задумал медик, коллекционер живописи Иван Трояновский. Выставку решили провести в Нью-Йорке, чтобы «ознакомить американское общество с русским искусством… реализовать наиболее выгодно данные на выставку произведения и тем самым обеспечить художников на более или менее продолжительное время и дать им возможность в будущем спокойно работать». Кроме Сомова в комитет вошли сам Трояновский, художники Игорь Грабарь
, Сергей Виноградов, Федор Захаров.
Для выставки Сомов должен был нарисовать афишу. Грабарь предложил изобразить на ней русскую девушку, которая летела в небе на фоне американских небоскребов и русских пейзажей. Моделью для художника стала Екатерина, жена антрепренера Сергея Дягилева Николая Гришковского. Он давно жил в США и помогал комитету с организацией выставки. В дневнике Сомов писал, что Гришковская «все время болтала очень неинтересно» и отвлекала его от работы. В итоге художник так и не закончил афишу. А свой эскиз он назвал «порядочной пошлостью». В итоге для афиши выбрали одну из картин Бориса Кустодиева
. В упрощенной форме ее повторил Федор Захаров.
На выставке Сомов представил 15 картин, 18 иллюстраций из «Книги Маркизы», три акварели и две фарфоровые композиции. Американские критики работы художника похвалили. Кристиан Бринтон писал: «Ничто в русском искусстве не идет в сравнение с творческим огнем и мастерством, которыми наполнены изысканные картины и фарфоровые фигурки Константина Сомова». Однако организаторам почти ничего не удалось продать: цены посетители посчитали завышенными. Некоторые из них стоили так дорого, что на эти деньги можно было купить дом. К тому же американцы не знали многих художников, работы которых были представлены на выставке.
Посредине комнаты стоит витрина с моим фарфором. Цветы на фоне черного атласа выставлены в глубокой рамке и висят среди моей графики из «Книги Маркизы». Они всех восхищают, но, увы, пока еще их не начали покупать — находят цены на них слишком высокими.
Константин Сомов, из письма сестре Анне Сомовой, март 1924 года
В Нью-Йорке Сомов встретился с балериной Тамарой Карсавиной
, с которой познакомился еще в 1910-е годы. По просьбе артистки художник создал несколько эскизов костюмов для ее американского турне.
В Россию из США Сомов не вернулся. Остаться за границей его уговорил племянник Евгений Сомов, секретарь и друг Сергея Рахманинова. В 1925 году художник поселился в Париже, купил квартиру на бульваре Эксельманс. В то время во Франции жили Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова
, Сергей Дягилев, с которыми художник общался и переписывался.
Константин Сомов продолжал писать галантные сценки и портреты, оформлять книги и журналы. Он проиллюстрировал «Манон Леско» Франсуа Прево, «Дафниса и Хлою» Лонга, «Опасные связи» Шодерло де Лакло, создал обложку для немецкого модного журнала Die Dame. В эти годы художнику позировали Михаил Брайкевич, Борис Снежковский, Мефодий Лукьянов. Портрет Сергея Рахманинова у художника купила фирма по производству роялей «Steinway & Sons».
Сомов участвовал в Биеннале русского искусства в Брюсселе, Копенгагене и Берлине. А в Лондоне и Париже даже прошли персональные выставки художника.
Константин Сомов скоропостижно скончался 6 мая 1939 года. Александр Бенуа вспоминал: «В голову не могло прийти, что весь этот человеческий организм может через несколько часов внезапно остановиться… И неужели же я действительно никогда больше не услышу смеха Сомова, оставшегося совсем таким же, тоже «детским», каким я услыхал его, когда мы пятиклассниками сидели на партах незабвенной Майской гимназии». Похоронили художника на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.

Главное изображение: Константин Сомов. Автопортрет (фрагмент). 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна