Алексей Корзухин
Годы жизни: 23 марта 1835 - 30 октября 1894
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Алексей Корзухин — выходец из семьи крестьян с уральских горных заводов. Десять лет он работал на фабриках, прежде чем отправился в Петербург, чтобы учиться живописи. Мастер писал сцены из повседневной жизни, изображал людей из разных сословий: купцов, чиновников, ремесленников и рабочих.
Студент Академии художеств из крестьянской семьи
Алексей Корзухин родился в 1835 году на Урале, в небольшом поселении Уктусский завод Пермской губернии, что неподалеку от Екатеринбурга. Его отец был крепостным из разряда горнозаводских: помимо возделывания земли, такие крестьяне работали на заводах.
Алексей Корзухин рисовал с детских лет, первыми его учителями стали местные иконописцы. Талантливый ученик вскоре сам начал создавать иконы, а также портреты родных и знакомых.
В 1840-х семья перебралась в Екатеринбург. Корзухин поступил на работу на Нижне-Исетский железоделательный завод. Службу он совмещал с занятиями искусством, брал заказы и писал портреты.
Способности работника заметил управляющий заводом и помог ему поступить в горное училище Екатеринбурга. После рекомендаций управляющего у художника появилось много заказов, что позволило собрать деньги на поездку в Санкт-Петербург.
В 1857 году Алексей Корзухин переехал в столицу. Спустя год он поступил в Императорскую Академию художеств — главное учебное заведение России, где обучали изобразительным искусствам. В Академии он учился в классе исторической живописи у Федора Бруни. Корзухин успешно осваивал курс, получал серебряные медали за художественные достижения. В 1861 году его наградили почетной Малой золотой медалью за картину «Пьяный отец семейства».
Как талантливого выпускника Корзухина допустили до конкурса на Большую золотую медаль. Студент, который получил главную награду, по правилам Академии отправлялся в поездку в Европу за счет государства на срок до шести лет, с щедрым денежным довольствием. Обычно в год вручали одну медаль, редко — две, и лишь в исключительных случаях больше.
Участники конкурса оставались в Академии еще на год, им выделяли мастерскую и материалы. Они должны были создать картину по творческому заданию, которое утверждал совет учебного заведения. Как правило, совет выбирал историческую тему. В итоговой работе художник показывал все умения и знания.
Корзухин вместе с другими учениками не стал участвовать в конкурсе и покинул Академию. Лучшие выпускники отказались писать картины на тему совета: они хотели сами выбирать задание, изображать современную им жизнь, а не античные сюжеты. Это событие позднее в русском искусстве стали называть «бунтом четырнадцати». Бунтовщиков возглавлял Иван Крамской, в их числе были Карл Лемох, Константин Маковский и Николай Шустов.
Артель художников Петербурга
Участники «бунта» оказались в тяжелом материальном положении после ухода из Академии художеств. Мастерские пришлось покинуть, и, чтобы содержать себя, они основали Санкт-Петербургскую артель художников. Выпускники сняли квартиру с мастерскими в доходном доме. Старшиной артели выбрали Крамского, хозяйство вела его жена Софья. По вечерам в квартире собирались молодые художники Петербурга, обсуждали искусство и литературу. Корзухина назначили казначеем артели.
Участники брали заказы и много писали, продавали картины, зарабатывали частными уроками. С 1864 года Корзухин вел занятия в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, в котором готовили мастеров для художественной промышленности — выходцев из рабочей среды.
Живописец каждый год участвовал в выставках Академии. Корзухин работал в бытовом жанре. Он хорошо знал народную жизнь, простые сюжеты на его полотнах раскрывали целую историю героев. Художник писал типичных представителей разных сословий: крестьян, купцов, ремесленников, горнорабочих.
В 1868 году мастер получил звание академика за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки». В центре полотна изображен мужчина с улыбкой на лице, он доволен покупками на ярмарке и возвращается с подарками к семье. Герой картины радостно приплясывает, в его руках — балалайка, а вокруг собрались односельчане, которые разделяют его веселье.
Об одной из работ Корзухина на выставке Артели Илья Репин писал:
Точно что-то живое, милое, дорогое привезли и поставили перед глазами! После душного копчения летом в Петербурге не хотелось оторваться от этого освежающего чистого воздуха живой природы. Как свежа и зелена трава! Какие симпатичные тонкие березки!.. А эта светлоглазая северная девочка в синем крашенинном сарафане с белыми крапинками! Она стоит у свежей могилки своих родственников и смотрит вдаль. Кругом простые группы крестьян на могилах своих предков… Это А.И. Корзухин привез.
Из книги Ильи Репина под редакцией Корнея Чуковского «Далекое близкое»
Артель художников существовала до начала 1870-х. Многие выходцы из нее позже вступили в Товарищество передвижных художественных выставок. Алексей Корзухин, как и Иван Крамской, стал одним из организаторов союза передвижников, но редко участвовал в жизни объединения.
Живописные полотна и храмовые росписи
В 1870–80-е годы художник по-прежнему писал полотна бытового жанра. В Третьяковской галерее хранится его картина «Перед исповедью». На ней автор изобразил типичных прихожан, которых можно было увидеть в церкви во второй половине XIX века: крестьян — бабушку с внуком, деревенских мужиков, а также девушку из знати и сидящего на стуле купца. Исповедь — важная часть церковной службы, но прихожане на картине заняты своими, мирскими делами: бабушка что-то втолковывает внуку, мужчины беседуют, дети переглядываются.
Корзухин писал полотна и на исторические темы. На картине «Александр I на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году» он изобразил императора в окружении свиты и рабочих.
Александр посещал и осматривал завод во время поездки по Уралу осенью 1824 года. Картину мастер писал по заказу Министерства императорского двора, в честь столетия со дня рождения Александра I. На полотне император готовится ударить по расплавленному металлу, а у его ног расположился проситель с бумагой. Художник, как выходец из семьи горных работников, знал такую жизнь изнутри, он правдиво передал на полотне заводскую обстановку: инструменты, печи, огонь в них.
На многих полотнах художника запечатлены дети. Героиня картины «Девочка» — юная худенькая крестьянка. Одетая в поношенную одежду и босая, она сидит на дощатом полу. На другом холсте — «Крестьянские девочки в лесу» — Корзухин изобразил трех подруг с корзинками, полными ягод. Дети смотрят настороженно и растерянно: что-то напугало их в темной чаще.
Не всегда сюжеты Корзухина радостны и безмятежны, часто они показывают тяготы жизни. Илья Репин писал:
Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе. Этот сумасшедший станет их бить по чем попало и чем попало. Ему ненавистен его собственный род! До чего одичал этот варвар!
Из книги Ильи Репина под редакцией Корнея Чуковского «Далекое близкое»
Корзухин брал заказы на храмовые росписи. В 1875–1877 годах он работал в храме Христа Спасителя в Москве. Мастер выполнил образ Богородицы «Слово плоть бысть» над одной из арок в главном алтаре и лики четырех Отцов церкви — так называют церковных деятелей и писателей прошлого. Для кафедрального собора в Риге художник написал 13 образов и «Тайную вечерю» — сцену последней трапезы Христа с учениками.
В 1881 году Алексей Корзухин случайно стал свидетелем убийства императора Александра II. Он пережил сильное нервное потрясение, после чего много и долго болел. Художник умер в 1894 году в Санкт-Петербурге, его похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
Основное изображение: Василий Мате. Портрет Алексея Корзухина. Около 1890. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Смотрите также