Марианна Веревкина
Годы жизни: 10 сентября 1860 - 06 февраля 1938
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Марианна Веревкина происходила из богатого аристократического рода. Ее учили живописи Василий Поленов, Илья Репин и Илларион Прянишников. После переезда в Германию она организовала в своей квартире салон, который посещали Василий Кандинский, Игорь Грабарь, Анна Павлова, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. Произведения Веревкиной участвовали в выставках группы «Синий всадник». Последнюю четверть жизни художница провела в швейцарском городе Аскона, где управляла местным музеем современного искусства и организовала художественное объединение «Большая медведица».
«Русский Рембрандт»: первые работы Марианны Веревкиной
Марианна Веревкина родилась 10 сентября 1860 года в Туле в богатой дворянской семье. Ее отец Владимир Веревкин командовал Екатеринбургским полком Российской армии и сражался в нескольких войнах. Мать Елизавета Веревкина, в девичестве Дараган, была непрофессиональной художницей, писала портреты и иконы. Дедушка Веревкиной по материнской линии служил тульским губернатором и генералом-лейтенантом, а бабушка писала книги для детей и руководила образовательным заведением для девушек.
Детство Веревкиной прошло в путешествиях по Российской империи: отца часто переводили служить в разные места. Отпуск семья обычно проводила в поместье Благодать, которое находилось на территории современной Литвы. Владимир Веревкин получил его от императора Александра II за заслуги в Крымской войне. Именно здесь будущая художница впервые заинтересовалась рисованием. Мать, с которой у Марии Веревкиной были очень теплые отношения, поддержала ее в этом увлечении и помогла советами.
Я любила свою мать, как никого другого, я любила в ней все: руки и тело, ее физическое присутствие, ее присутствие моральное, прикосновение ее пальцев и звук ее голоса.
Из книги Марии Олейник «Марианна Веревкина. Эволюция стиля от символизма к экспрессионизму»
В 12 лет Марианну Веревкину отдали в Мариинское высшее женское училище в литовской столице. Там она проучилась четыре года.
В начале 1880-х Веревкины переехали в Москву. Марианна Веревкина поступила в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, в класс Иллариона Прянишникова. По совету мастера она также брала частные уроки у Василия Поленова. Ей хорошо удавались портреты и этюды в стиле реализма.
Несколько лет спустя семья вновь поменяла место жительства, теперь на Петербург: Владимир Веревкин получил должность коменданта Петропавловской крепости. После переезда художница продолжила заниматься живописью в мастерской Ильи Репина. Он признавал в своей ученице «недюжинный талант» и даже называл ее «русским Рембрандтом». В письмах Репин хвалил картины художницы «Улыбающийся литовец», «Чтец», «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка». Работы Веревкиной участвовали в выставках Общества петербургских художников, передвижников, Первого дамского кружка, в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
В 1888 году с художницей произошел несчастный случай — во время охоты она случайно прострелила правую руку. Полностью восстановить ее подвижность не удалось даже после долгой реабилитации. Но в итоге Веревкина смогла держать кисть как левой рукой, так и правой — при помощи особого приспособления.
Несколько лет спустя Илья Репин познакомил Марианну Веревкину с молодым художником Алексеем Явленским. У них оказалось много общих интересов. Эта встреча стала началом многолетней дружбы и творческого союза.
Веревкина часто принимала у себя гостей. К ней приходили живописцы разных поколений — Николай Рерих, Константин Сомов, Филипп Малявин, Игорь Грабарь. Сама она посещала литературные собрания, где общалась с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским.
…Явленский познакомил меня со своим большим другом — Марианной Владимировной Веревкиной, тоже художницей, ученицей Репина. <…> Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара, Дега, Уистлера; Веревкина и Явленский были тогда особенно увлечены последним, картины которого знали по репродукциям.
Игорь Грабарь. «Моя жизнь. Автомонография»
Постепенно Веревкина отдалилась от реалистического стиля живописи. Она обратилась к другим направлениям и особенно увлеклась символизмом.
«Шик моих заграничных учителей»: Веревкина за рубежом
В середине 1890-х годов Марианна Веревкина решила изучать живопись за границей. Вместе со служанкой Еленой Незнакомовой и Алексеем Явленским она отправилась в Мюнхен. Там Веревкина и Явленский занимались в школе словенского художника Антона Ажбе. Тот обучал многих отечественных живописцев — Ивана Билибина, Давида Бурлюка, Кузьму Петрова-Водкина, Василия Кандинского.
В Мюнхене Кандинский поначалу записался в известную школу живописи словенца Антона Ашбе, где училось немало русских художников. С двумя из них — Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной он подружился надолго — со временем они вошли в созданную им и Францем Марком группу «Синий всадник».
Из книги Бориса Фаликова «Астральный цвет: Кандинский и теософия»
Вскоре Марианна Веревкина забросила собственную живопись и стала продвигать творчество Явленского. В их общей квартире она организовала салон, который быстро стал популярен среди художников, поэтов и представителей артистического мира. К ним приходили Анна Павлова, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Владимир и Давид Бурлюки, Василий Кандинский и многие другие.
В 1901 году Веревкина начала вести дневник под названием «Письма к неизвестному». Туда она вносила личные переживания и философские размышления об искусстве. Считается, что Кандинский вдохновлялся ее идеями, когда писал сочинение «О духовном в искусстве».
Величие искусства состоит не в том, что уже создано, а во всем, что еще предстоит создать. Если бы искусство проявлялось через то, что существует, оно не имело бы ни малейшего смысла.
Марианна Веревкина. «Письма к неизвестному»
Явленский и Веревкина много путешествовали — они посетили разные уголки Франции, побывали в Италии и Швейцарии, изредка возвращались в Россию.
В 1902 году горничная Елена Незнакомова родила от Алексея Явленского мальчика. Свое отцовство он официально не признал. Незнакомова вместе с ребенком продолжила жить и работать у художников.
Четыре года спустя Марианна Веревкина снова начала рисовать, а еще через год написала свои первые экспрессионистские работы. В своем творчестве она вдохновлялась стилем «поверхностной живописи» французского художника Поля Гогена и норвежца Эдварда Мунка. Свои новые картины художница в основном писала темперой, реже использовала карандаш, гуашь или пастель.
Часть лета 1908 года Веревкина провела в сельском городке Мурнау недалеко от Мюнхена. Там вместе с Явленским, Василием Кандинским и его возлюбленной Габриэль Мюнтер она регулярно по несколько часов работала на открытом воздухе. Вскоре после этого художница создала свои известные произведения — «Автопортрет», «Трагическая атмосфера», «Красное дерево».
Веревкина входила в состав объединений «Новая ассоциация мюнхенских художников» и «Синий всадник». Оба они пропагандировали современное искусство. Ее работы участвовали в выставках вместе с картинами Кандинского, Явленского, а также немецких художников Пауля Клее, Франца Марка и Августа Макке.
В 1914 году Марианна Веревкина прочитала доклад на конференции Ассоциации художников в городе Вильно, где рассказала о своих творческих поисках: «Сквозь все извилины принятого ложного художественного воспитания, сквозь реализм моего учителя Репина и шик моих заграничных учителей, сквозь мою личную талантливость, столь враждебную исканию чистых идеалов искусства, добралась я наконец до сознания, что в душе моей, рядом с моей любовью и верой, живут совершенно тождественные им линии и краски и что движения и сочетания их ближе всего могут передать суть моего двойственного Я».
«Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни». Жизнь в Швейцарии
В 1914 году началась Первая мировая война и всем российским подданным приказали покинуть Германию в кратчайшие сроки. Марианна Веревкина и Алексей Явленский, а также Елена Незнакомова с сыном в спешке уехали из Мюнхена. Им пришлось оставить большую часть вещей, свои картины и даже кота. Они перебрались в нейтральную Швейцарию.
Сначала художники поселились недалеко от Женевы, потом в Цюрихе. Там Веревкина посещала выставки Поля Сезанна и Огюста Ренуара, ходила в кафе «Одеон», где собирались творческие люди из разных уголков мира. Она познакомилась с дадаистами Хансом Арпом и Тристаном Тцарой, а также писателями Райнером Марией Рильке и Германом Гессе.
После революции 1917 года Марианне Веревкиной перестали приходить ежегодные денежные выплаты из России и она оказалась практически без средств. Вскоре Алексей Явленский тяжело заболел. Чтобы восстановить его здоровье, они переехали в курортный город Аскона в южной части Швейцарии. В дневнике художница написала, что начинает «свою новую жизнь».
В начале 1920-х Марианна Веревкина и Алексей Явленский расстались — он уехал в Германию, женился на Незнакомовой и признал сына. Художница включилась в культурную жизнь Асконы. Она стала директором городского музея современного искусства, для которого отдала несколько собственных картин и попросила знакомых художников прислать свои работы. На просьбу откликнулись Пауль Клее, Куно Амье и другие мастера.
В 1924 году художница основала творческую группу «Большая медведица». Формально Веревкина не была ее участницей, но выполняла роль организатора. В объединение вошло семь европейских художников — по числу звезд в созвездии. Они творили на стыке примитивизма, экспрессионизма и сюрреализма. Выставки их работ проходили в Асконе, Берне, Цюрихе и Берлине. На некоторых из них присутствовали и картины Марианны Веревкиной. В этот период Веревкина написала одни из лучших своих полотен — «Ночная смена», «Аве Мария», «Город скорби».
В последние годы жизни Марианна Веревкина находилась в трудном материальном положении. Ей приходилось расплачиваться своими картинами, рисовать и продавать открытки. Финансовую поддержку художнице оказывали обеспеченные супруги из Цюриха — Диего и Кармен Хагман.
Незадолго до смерти Веревкина написала в дневнике:
Именно пройдя через личные страдания, мы, художники, должны примириться с жизнью и принять ее во всех ее формах. <…> Мы должны страдать за всех и со всеми; другие не должны страдать вместе с нами, а находить в наших произведениях веру, любовь, надежду. Это мой путь: он крут, но дает смысл моей жизни.
6 февраля 1938 года Марианна Веревкина скончалась. Проводить ее в последний путь пришло почти все население городка. Художницу похоронили по православному обычаю на кладбище в Асконе.
Смотрите также