Лирические песни Духовщинского района Смоленской области
Лирические песни, зафиксированные повсеместно на территории Духовщинского района, являются одним из доминирующих жанров местной песенной традиции.
Наиболее обширной и показательной для традиции является группа песен, определяемых исполнителями как летние или сенокосные («Сею-вею своё горе», «Нам пора, братцы, домой идить», «Соловей мой, соловей» и другие). Звучание летних песен народные певцы описывают как мощное, громкое, с ним связана характеристика «кричать на всю голову», т. е. петь громко, в высоком (головном) регистре. Как правило, песни пели женщины, большой группой, во время движения — по дороге в поле на сенокос или жатву, и особенно — вечером по пути с поля домой, тогда песня становилась ещё и своеобразным сигналом об окончании работы. Наряду с коллективной традиционной была и индивидуальная форма исполнения: пели в поле «для себя», высказывая личные переживания, нередко чередуя пение с причитаниями.
В некоторых случаях лирические песни были приурочены к определённым календарным праздникам: Масленице («На проходе все весёлые наши деньки»), Духову дню.
В зимний период звучали зимние, филипповские (исполнявшиеся во время Филипповского поста), беседные, застольные песни. Они исполнялись в престольные праздники, когда в гости приезжали родственники из разных деревень, за столом пели и мужчины, и женщины. В Духовщинском районе такое застолье называлось беседой. Часто песням соответствуют народные термины, в которых используется название того или иного праздника, к которому была приурочена песня — например, покровская «Ходили девки по зелёным лугам». Зимние, филипповские песни (например, «Ты зима моя») звучали также на осенне-зимних посиделках, когда девушки собирались прясть.
Проводы в армию традиционно сопровождались исполнением песен с соответствующим содержанием («Как у лесе-лесе дорожка лежала», «Зеленися, зелёный дубочек»).
Лирическая песня могла звучать и во время укачивания ребёнка («Три сестрички пошли в бруснички»).
Для поэтических текстов доминирующей оказывается тематика, направленная на раскрытие эмоциональных состояний горя, тоски, печали. Центральными становятся мотивы несчастливой доли, слёз, что отражается в традиционной лексике («горе-печаль», «скука», «зазнобушка»). Как правило, в текстах описаны житейские ситуации, явившиеся причиной личных переживаний: горькая доля в замужестве, потеря «воли», жизнь в чужой «несогласной» семье, неверность мужа или его пьянство; женитьба «не по нраву»; смерть родных. Широко представлены сюжеты лирических песен, в которых находят воплощение любовные переживания молодца/девицы, связанные с разлукой или изменой. Значительная часть текстов имеет балладные сюжеты, среди которых широко известные: «дочь-пташка» («Стороною дождь идет, а низом туман»), «братья-разбойники убивают неузнанных зятя и племянника» («Жила-была в Москве вдова»), «жена мужа зарезала» («Ты зима моя»); а также более редкие, но в то же время характерные для местной традиции: «молодец отправляется за венком и тонет» («Ходили девки по зелёным лугам»), «братья хотят жениться на неузнанных матери и сестре» («Ой, ты вдовка-удова, победная голова»).
Основной корпус напевов лирических песен Духовщинского района относится к раннему историко-стилевому пласту. В песнях, приуроченных к летнему периоду, проявляется кличевая природа интонирования. Для песен зимнего периода более характерен повествовательный тип интонирования. Важная роль принадлежит и выразительному распеву. В напевах прослеживаются общие закономерности мелодического развития, проявляющиеся в сходстве попевок, выполняющих одинаковые функции в напеве (начальные, серединные, кадансовые попевки). Некоторые напевы могут исполняться с разными текстами.
По отношению к летним песням, звучавшим на открытом пространстве, употребляется народный термин голоснáя песня. Исполнение лирических песен характеризуется мощной подачей звука, что находит отражение в народной терминологии: яркий голос. Тембр связан с особой позиционной окраской (гласные «о» и «а» звучат в позиции «э»). В конце строфы, на последнем протяжённом тоне часто происходит замена гласной на «э» (наиболее распространён дифтонг «а-э»).
При пении лирических песен используется приём акцентирования отдельных звуков напева (marcato), в народной традиции определяемый термином гéйканье. Чаще всего этот приём используется в зоне распева, в некоторых случаях сопровождается йотированием основной гласной. В окончаниях строф может использоваться общераспространённый в западнорусских традициях приём гукáния (переброс звука в высокий регистр). Также пение могло сопровождаться краткими возгласами «Их! Их!» («И! И!») в высоком регистре.