Певческое искусство Татьяны Ивановны Шукаевой из дерени Логиново Павлово-Посадского района Московской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
Шукаева Татьяна Ивановна родилась в 1921 году в деревне Логиново Павлово-Посадского района Московской области. Всю жизнь, практически безвыездно прожила в деревне, работала в колхозе. Была замужем, муж погиб на войне, детей не было.

Обширный песенный репертуар переняла от своей семьи: прекрасно пел отец, три брата, мать, сестра. У матери был низкий голос, как и у Татьяны Ивановны, сестра пела повыше. Т.И. Шукаева удивительно тонко описывает голоса родных, входящих в семейный ансамбль. С ее слов, каждый из них был самобытен и неповторим. Хранитель традиции и глава певческой группы — отец Иван Селиванович (1892 г. р.), обладавший мягким басом. У братьев Татьяны Ивановны были высокие теноровые голоса, у сестры, яркой представительницы московской школы пения, — высокий, подвижный голос. У самой Татьяны Ивановны — низкий грудной голос широкого диапазона.

Песенное наследие Т.И. Шукаевой составляют в основном лирические песни, в том числе поздней стилистики: «Шла Машёнка-Маша из лесочка», «В саду Маша гуляла», «Доля моя, доля», «Над рекой на горе», «Горе мое, горе», «Ивушка, ивушка зеленая», «На заре, на зореньке», «Шумел камыш», «Ехал на ярманку ухарь купец», «Соловей кукушку уговаривал», «Потеряла я колечко», «Мамашенька бранится», «Незнакомая, чужая, чужа дальня сторона. Существенная часть ее репертуара — романсы, среди которых «Чудный месяц плывет над рекою», «Я под окошком», «Раз к цыганским кибиткам», «В унылой роще соловьиной» и др. Некоторые лирические тексты, по словам Татьяны Ивановны, исполнялись на традиционной свадьбе, к ним относятся так называемые свадьбишные «Во пиру была, во беседушке», «Ни простая канарейка из-за саду вылетела».

Основные образы песенных текстов — девушки и молодцы, муж и жена, тематика песен — любовные переживания, сложные семейные отношения. Особое место в репертуаре исполнительницы занимает молодецкая лирика, видимо, отражающая вкус и выбор отца и братьев. Это песни «Вы не вейтеся, черные кудри», «По утру рано-раненько жавароночек поет», «Ехали солдаты», «Летает по воле орел молодой», «Мальчишка ты, мальчишка молодой».

Песни, исполняемые Татьяной Ивановной, по своим тематическим и поэтическим особенностям вписываются в русло общерусской песенной традиции. Местная специфика просматривается в проявляющемся в поэтических текстах московском диалекте. Исполнительница произносит «булошная», «вьюношная», в пении узкие гласные переводит в широкие («куку-а-шка», «из лесо-а-чка»), «е» часто заменяет на «и» («пирийду»), сдержанно акает («ни прастая кинарейка»).

Одна из черт исполнительского дарования певицы — умение показывать отдельные партии, достраивать свое сольное исполнение, слыша всю многоголосную фактуру. Поэтому не раз в ходе записи собирателями использовался прием наложения звука. Певица, слыша свое собственное исполнение, начинала искусно пристраивать второй голос, уходя вверх.

Ее пение отличает плавность и непрерывность ведения звука, широкое дыхание, красота и мастерство распева. Общий стиль исполнения — спокойный и размеренный.

В подавляющем большинстве случаев песни разворачиваются в широкобъемных ладах, значительная часть которых вписывается в мажоро-минорную ладогармоническую систему.

Исполнительские интерпретации Татьяны Ивановны отличает постоянная и органичная вариативность мелодики. В мелодическом рисунке часто встречаются широкие ходы на кварту, квинту, сексту, реже септиму и октаву, которые придают напевам особую выразительность.

Для структуры песенных строф, большей частью развитых, классически завершенных и пропорционально уравновешенных, характерны равносложные строки. Повторность как тип мелодического развития занимает значительное место в песнях Татьяны Ивановны. Отсюда проистекают такие особенности формообразования и разработки напева как симметричность построений и вариативность. Для некоторых образцов свойственна широко напевная песенная речь с разрастанием строфы, разрывами слов, повторами, длительными внутрислоговыми распевами.

Татьяна Ивановна Шукаева — настоящий знаток московской традиции, претворяющий ее существенные черты средствами выразительного народного слова и музыкальной интонации. Характерной особенностью этой традиции можно назвать многообразие мелодики и ладового строения напевов, ширкообъемных, развернутых, стройных и композиционно завершенных. Они впитали в себя мелодические обороты центрально-русских певческих традиций различных временных пластов. Отсюда яркость и значительность интонаций, их весомость и глубокая содержательность. Все это ставит народные песни в исполнении Т.И. Шукаевой в один ряд с выдающимися достижениями русской традиционной музыкальной культуры.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Шла Машенка-Маша из лесочка» в исполнении Т.И. Шукаевой из д. Логиново Павлово-Посадского р-на Московской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна