Лирические песни нижней Вычегды

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – севернорусское
Лирические неприуроченные песни на Вычегде называют долгими. Основной пласт вычегодской лирики составляют песни, тексты которых отражают судьбу и мир переживаний русской женщины и относятся к сфере семейно-бытовой и любовной народной поэзии. Кроме того, среди лирических встречаются песни солдатской и разбойничьей тематики, некоторые имеют балладные сюжеты. Наконец, поздний пласт лирики связан с городским романсом и текстами книжного происхождения.
Репертуар лирических песен на Вычегде представлен разновременными по своему происхождению и по большей части общераспространенными текстами XVIII–XX веков.

Сквозной в солдатских песнях является тема «чужой стороны», связанная с военной службой, что было актуальным для северного крестьянства. Так, сюжетом песни «За Невагой» является смерть молодца на чужбине. Распространенный на севере России сюжет исторической (солдатской) песни имеет двухчастную структуру: в первой части описываются встречи молодца с девушкой, а во второй — его служба в армии. Можно предположить, что первая часть некогда была самостоятельным текстом или частью другого текста, в котором лирическое начало преобладало над фактической исторической частью.

К солдатским относятся еще несколько сюжетов: «Первое горе — муж Григорий», «Ты не стой-ка, рябина, на крутой горе» («Как по синему морю плывут корабли»), «Ты, сад, мой сад, сад зелененький»в контаминации с сюжетом «Ой летела пава через три поля», «Ехали солдаты со службы домой», «Чует Коленька сам себе невзгоду», «Горе горькая кукушка по утру рано летала» и контаминация этого сюжета с«Чуть зорюшка занялась, во поход пошли солдаты», «Со вечера рябинушку дождиком мочил», «По нашему, по Невскому, проспекту», «Питер-Москву проезжаёт да ко вдовушке заезжаёт» (с вариантом зачина «Как шли-прошли удалые молодцы»), «Ещё шли-то прошли бурлаки», «Как пошёл наш Олександрушко ко царю службу служить». Местные сюжеты рекрутских (солдатских) песен основаны на комбинациях следующих мотивов: жалоба солдата на тяготы армейской жизни, солдат в карауле, прощание с матерью, любимой, женой и детьми, тоска по родным, солдат в походе, смерть на чужбине и другие.

В некоторых лирических песнях рекрутские сюжетные мотивы контаминированы с любовными: это песни «Кусточики лавровые на болоте шумят», «Недозрелая калинушка, её нельзя заломать», «На горе стоит дуб, под горой береза», «Что вы девушки, что вы красные», «Что девушки все то задумалися», «Млад соловьюшко ты, наш батюшка», «Красива я девушкой была».

Особенностью местных исполнительских версий является тот факт, что лирика с «мужскими» сюжетами повсеместно была записана от женских или смешанных коллективов. Это не только повлияло на смысловое содержание текста, но и трансформировало музыкальный стиль песен.

Например, большие текстовые изменения претерпел известный сюжет «Млад соловьюшко, ты наш батюшка». Солдатская песня о тяготах армейской службы в результате включения любовных мотивов и другому зачину («Что вы, девушки, призадумались») потеряла первоначальную связь с «мужской» лирикой и трансформировалась в жалобу девушки на судьбу.

Исполнение женскими коллективами «мужских» песен послужило причиной внутренних трансформаций традиционных лирических необрядовых песен местного репертуара, создания новых сюжетных версий. Как следствие, все это вело к разрушению традиционных певческих стилей и исчезновению местных «школ».

Наряду с солдатскими в местном репертуаре можно обнаружить песни исторической тематики. К ним относится сюжет «Шли солдатики». Развернутое описание Казани в этой песне («Во Казанюшке житьё хорошо, дородно» и т. д.) ставит вычегодский вариант в один ряд с такими песнями, как «Соловей кукушку подговаривал» (Киреевский 1929, № 2366) и «У колодечка да ле у глубокого» (Песни Печоры, № 133), примыкающими по своему содержанию к историческим песням «казанского цикла».

Песня «Ты полюшко моё, поле чистое» записана в местной традиции в сокращенном варианте. Однако сохранился в достаточно хорошем состоянии стиховой напев, представляющий собой уникальный образец для нижней Вычегды. Мелодический склад подобных песен Е.В. Гиппиус определял как «мелодику широкого шага», свойственную мужскому исполнительству.

Среди редких сюжетов можно выделить песню «Между речками, между быстрыми», в которой нашло отражение историческое событие — пожар в Ярославле.

Из обширного перечня классических русских балладных сюжетов в вычегодской традиции зафиксированы только три: «муж-солдат в гостях у жены», «оклеветанная жена» и «муж-разбойник». От классических образцов местные варианты отличаются некоторой схематичностью передачи драматической ситуации. Сохранена лишь основа сюжета, при этом нет обстоятельности в изложении его элементов, опущены детали, не имеющие непосредственного отношения к центральному событию.

В вычегодской традиции к лирическим балладам с известной долей условности можно отнести следующие песни: «Красива девушка во садике гуляла», «Распечальное моё дивье сердце», «Как пошёл наш Олександрушко ко царю службу служить», «Чует, чует Коленька сам себе невзгоду», «Жила-была девица да жила раскрасавица».

Повсеместно в вычегодской традиции распространены близкие к лирическим балладам городские песни книжного происхождения. К ним относятся прежде всего «В поле широком железом копыт», «Разлука», «Вспомни-ка, вздумай, друг да любезной», «По Дону гуляет казак молодой», «Чудный месяц плывет над рекою» (в местных версиях «За рекой на горе лес зеленый шумит»), «Когда б имел златые горы», «Когда-то и где-то жил царь молодой», «Кольцо души девицы я в море уронил», «Летавши с-по воле, орёл молодой», «Над серебряной рекой на желтом песочке», «Не влюбляйся в черный глаз», «Ревела буря, дождь шумел» (в местных версиях «Не осенний мелкий дождичек»), «Отец с матерью жили весело», «Последнёй час розлуки с тобой, мой дорогой», «Со вчерашнего похмелья болела буйная голова» («Со веселые долинки»). Отметим также песни, ориентированные на книжную лирику: «Уколола ноженьку во долинушке», «Уж запад погас и лучи догорели», «Цыганочка молодая».

Широко представлены в вычегодской традиции лирические песни, любовной тематики. Они могут быть сгруппированы в несколько сюжетно-тематических циклов.

Тематический цикл «тоска замужней женщины по родному дому» объединяет пять сюжетов: «Чёрная черёмушка да не во времё росцвела», «Мамушка родимая, зачем на горе родила», «Ой, мамка, светик дорогой», «Отдала меня мамушка замуж далеко», «Лучше бы я девушкой у батюшки жила». Все эти песенные сюжеты можно отнести к так называемой женской лирике. Причем их образный строй обнаруживает сходство с жанром свадебной групповой причети.

Другой тематический цикл условно можно определить как «отъезд молодца — переживания девушки». Он включает в себя следующие песни: «Экой Ваня разудала голова», «Кого нету, того жаль», «Отлетает мой соколик из очей моих из глаз». Эти песенные сюжеты принадлежат к числу наиболее популярных и встречаются на Русском Севере практически повсеместно.

Три рассмотренных песенных сюжета наряду с некоторыми другими свидетельствуют об изменениях, происшедших в традиционной культуре. Можно предположить, что появление в песенной традиции женской лирики было связано с распадом привычного уклада крестьянской жизни, отходничеством, разрушением патриархальных устоев в семье и т. п.

В лирические женские протяжные песни непременно входит сюжетный мотив «брак со стариком», который отразился в лирической балладе «Полюбил жо да молодец, эх, да молодку» и в песне «Солнышко низко, вечор близко». Наиболее полная версия последнего песенного текста была записана от руководителя фольклорного ансамбля с. Ильинско-Подомское Иды Анатольевны Ердыковой, которая в свое время усвоила практически весь репертуар от талантливой вилегодской песельницы Варвары Федоровны Сабашниковой.

В отличие от других территорий Русского Севера, на Вычегде было записано лишь небольшое количество собственно протяжных песен в сложных, жанрово характерных мелодико-ритмических формах с развитыми внутрислоговыми распевами. Возможно, это объясняется тем, что к середине XX века, когда началось систематическое обследование вычегодского региона музыковедами, в нем преобладали так называемые обиходные исполнительские группы. Репертуар таких ансамблей обычно состоял из песен позднего стилевого пласта, в то время как традиционные протяжные песни раннего слоя в сложных местных распевах всегда культивировались в певческой практике «замкнутых» ансамблей мастеров, в состав которых входили преимущественно мужчины.

Возможно и другое объяснение. Процесс формирования протяжных песен на Вычегде мог по каким-то причинам прерваться, едва начавшись. Единый музыкально-стилевой облик напевов этого жанра не успел сложиться; именно поэтому один и тот же лирический текст в соседних населенных пунктах нередко предстает в разной мелодико-ритмической форме.

Корпус музыкально-поэтических текстов нижневычегодской лирики органично вводит ее в песенный массив других традиций Русского Севера. Большинство песен относительно раннего пласта хорошо известно по песенным собраниям: «За Невагою», «Как по первому по Невскому проспекту», «Между речками, между быстрыми», «Из-за лесу, лесу тёмного». Однако количественно они здесь уступают образцам с текстами поздней городской стилистики, нередко имеющими явные черты авторского книжного происхождения.

Вместе с тем многие из поздних текстов подверглись значительной переработке и адаптировались к музыкально-стилевым нормам местной песенной культуры. На это указывают и единство мелодического стиля, и наличие напевов с вторичными композициями, сложившимися на основе текстов с силлабо-тоническим стихом 8+7 и 8+8.

В орбиту нижневычегодской песенной лирики попадают и тексты неопределенного, явно не местного происхождения, историю которых можно представить себе лишь гипотетически. Возможно, они были привнесены на Русский Север солдатами, вернувшимися домой после участия в войнах. Таков, например, известный у казаков Дона и Кубани романс на слова А.С. Пушкина «В реке бежит гремучий вал», в котором наглядно проявляются черты гомофонно-гармонического склада.

Другие песни, внешне имея черты традиционной стилистики, тем не менее и по характеру напевов, и по складу поэтических текстов явно выпадают из общего круга местных лирических песен. Можно предположить, что они создавались неизвестными авторами (возможно, участниками клубных самодеятельных ансамблей, в репертуаре которых и были обнаружены собирателями).

Специфика народно-песенной культуры на нижней Вычегде более всего определяется совокупностью стилевых и структурных компонентов –ладомелодических, многоголосных, тембровых характеристик напевов, — поскольку именно они легче всего воспринимаются на слух как знак местной традиции. Ритмические же формы лирических напевов, как правило, интегрируют местную традицию в более крупный массив региональной культуры.

Нижневычегодская традиция на момент ее фиксации сохранилась в разрушенном состоянии. Определенное воздействие оказал на нее город и городские массовые песенные образцы, что значительно повлияло на традиционные жанровые типы лирической протяжной песни. Лирический репертуар здесь состоит преимущественно из общераспространенных на Русском Севере песенных сюжетов, а также редких образцов местного «песнетворчества». В памяти носителей традиции сохранилось достаточно музыкально-песенных текстов, позволяющих характеризовать ее как весьма яркую и самобытную, выделяющуюся на фоне других севернорусских региональных традиций.

 

Поэтические тексты лирических песен

1

 

Кусточики-те, эй-да, лавро… эх, лавровые.

Они в болоте, ой-да, шумят,

 

Вот скоро зашумят…

Э-ох, дак не шумите-то, кусты лавро…ох, лавровые, эй да

Вы на малой да на час.

 

На маленькой часок…

Да всё за речушкой да за бы…эх, за быстрою, ой

Барабанщички-то бьют.

 

Барабан колотит-бьёт…

Ох, дак не мою-ту ли душу-заба…эх, забавницу,

Её к венчанью да везут.

 

Вот скоро повезут…

Ой-да-ох, ты ли моя милая, душа заба…эх, забавница, ой,

Ты останься, ой, да на час.

 

Останься на часок…

— Да я радё…ох, радёшенька, ох, да оста…остатися, ой,

Мои коне-то не…ох, не стоят.

 

Лошадки вмах бежат…

Ох да, всё извозчики да наё…ох, наёмщички

Не могу[т] коней-то у…ох, удержать.

 

Не могут их сдержать…

Ох да, всё вожжой-то тряхнут, кони вскачь да вмах пойдут, да

Вся землюнешка за…ах, задрожит.

 

Земля вся задрожит…

— Да ох, ты ми…моя милая, эх, моя заба…ох, забавница,

Ой да, хоть одной-то рукой  да взмахни.

 

Одной хоть помаши…

— Эх да, вот радё…радёшенька, ой да, обемя рада взмахнуть, да

Всё рука эх, вот…во руке.

 

Рука-то во руке…

Ох, да ручка правая, эх да, во ле…во левую, да

Всё платочка-то в ру…в ручках нет.

 

Забыла, не взяла, а-ох…

— Да ох, ты ми…эх, моя милая, моя заба…ах, забавница

Ой да, на уме-то хоть по…ох, подержи.

 

На уме хоть подержи…

— А-ох, да я радёшенька, ой да, на всём разуме сдержать,

Да теперь волюшка не…эх, не моя.

 

Воля-то не моя…

А-ох, да теперь волюшка, ой, да воля боль…же большая,

Воля чужого-то му…ох, мужика.

 

Звукозапись З.Н. Мехреньгина 1990 г. в д. Вандыш Ленского р-на. Исп.: Бережных Н.Т., 1910 г. р., Галина А.Л., 1907 г. р. ФА СыктГУ 0826-25.

 

 

2

Красива я девушкой была, ой,

Прилуцяй-ко дружка, ой, дружка ко белому, было, лицю.

 

Ко белому, было, лицю, ой,

Ко белому лицю, ой, лицю, ко чёрным ко бровям.

 

Ко цёрненьким моим бровям, ой,

Брови цёрные, косы русы,  розвесёлые мои глаза.

 

Розвесёленьки мои глаза, ой,

У молодцика кудри, накладные Вани волоса. (1)

 

Накладные были волоса, ой,

Завито кудёрышко до самово было конця (2).

 

До самово было конця, ой,

До самово конця, вязут в солдаты, было, молодца.

 

Во солдатушки да робята, очень житьё-то,

Вот житьё-то ведь было немудро.

 

Житьё-то ведь было немудро,

Есть сухарь да вода, вода солдатская была еда.

 

Солдатская была еда, ой,

Я-то у тятеньки да у маменьки (й) одна доцька была.

 

Одна я-то только выросла, ой,

(Й)У корминьця да у батька двадцать три года, года жила.

 

Двадцать три я-то годика жила, ой,

Двадцать три года жила да три я горя, горя нажила.

 

Три я-то горюшка, горя нажила, ой,

Перво горюшко, горё — вышла замуж шибко молода.

 

(И) Выходила-то шибко молода, ой,

Второ горюшко, горё — пришла в семью, семью нелюба.

 

В семейку-ту пришла нелюба, ой,

Третьё горюшко, горё — муж, удала ево голова.

 

Удалая-то ево голова, ой,

Она-то не дёржится, ой да, муж ни дому, было, ни жоны.

 

Не дому-ту, было, не жоны, ой,

Только дёржится, ой да, чужой дальноё, было, жоны.

 

Чужой дальноё только жоны, ой,

Чужой дальноё жоны да чужой дальной, было, стороны.

 

Звукозапись А.В. Медведева и В.Б. Сорокина 1971 г. в д. Заимка Ленского р-на. Исп.: Саранцина Мария Захаровна 1908 г. р. и еще три женщины. ФК 1335-18.

 

3

Размолоден (и)кие-то, ох-да, вы молодчики,

Друж (и)ки, да мои!

 

Дружки, да мои… ох-да.

Выши ласковые, ой-да, росприятные

Ко сердцю, ай- да, слова…

 

Ой, вот слова-словечки…

Без огня, тол (и)ко огня-огнёчка, да, мое сердце,

Сердечко… розожгли.

 

Сердечко розожгли… ох- да,

Всё без буйного-то, ой- да, ветру-то

Мои мысли рознесли.

 

Вот рознесли… ох- да.

Вдоль по чистым-то, ой- да, по широким-то,

По широким по полям.

 

Ой, по полям … ох- да,

По зелёным-то, ой- да, по зелёным-то,

По зелёным по лугам.

 

Ой, вот лугами… ох- да.

Кто-жо, кто-жо-то бы, ой- да, со дороженьки

Дружки во… ой, воротил?

 

Ой, вот помог… ох- да.

Кто-жо, кто-жо-то бы, ой- да, со дороженьки

Дружки во… ой, воротил?

 

Ой, воротил… ох- да.

— Воротился-ко ты, ой- да, оглянись-ко ты,

Мой любезный друг, назад!

 

Дружок назад… ох- да.

Наглядитесь-ко вы, ой- да, насмотритесь-ко

Очи ясные в запас!

 

Вот в запас… ох- да.

На весь целинькой-то, ой- да, на весь кругленький

Ох, на годичек-годок.

 

Вот годок… ох- да.

Весь-от годичек-то, ой- да, присидела-то я

У окошечка одна.

 

Вот одна… ох- да.

Поронила-то я, ох- да, слёзы горькие,

Ох, ронила за окно.

 

За окно… ох- да.

Проглядела-то я, ой- да, в чисто-полюшко

За лес да… ай, далеко.

 

Далеко… ох- да.

Всё бранила-то я, ой-да, все журила-то

Чужу-дальню сторону.

 

 Сторону… ох-да).

— Ох, ты злая-то зла, ой- да, ты сторонушка,

Чужа-дальня сторона!

 

Сторона… ох-да.

Разлучила-то ты, ой-да, розвела-ли ты

С отцём, с матушкой, девушку, меня!

 

Звукопись А.В. Медведева и А.С. Кабанова 1970 г. в пос. Большой Остров, Ленского р-на. Исп.: Вилькова В.В., Михалкина Е.О. ФК Н-6293.

 

4

— Ох, цыганочка, ох, молодая, ой-да,

Дай иголочки пошить!

 

Ой, дай иголки, ой-да, ненадолго, ой-да,

Цветно-платьицё сошить!

 

Да мне цветноё, ой-да, дорогоё, ой-да,

Мне на игришшо сходить.

 

На игришшо, ой-да, на гульбишшо, ой-да

Ко подруженькам ко своим.

 

Ко подружкам, ох-да, ради дружка, ой-да,

Ради милово своёво.

 

Ох, экой Ванька в новой баньке (1), ой-да,

Он проценты-то получал.

 

Дак он проценты=то, ой-да, больши=деньги, ой-да,

Сорок тысеч серебром.

 

Ох, я на ети, ох, на больши деньги, ой-да,

Найму троечку лошадей.

 

Ох, найму тройку, ой-да, вороную, ой-да,

Розудалого емшшичка.

 

Ох, тройка скачёт, ой-да, емшшик плачёт, ой-да,

Седоки песни поют. (2)

 

Ох, со угорчик, ой-да, с колокольчик, ой-да,

Заунывной голосок.

 

Да у передней-то, ой-да, у лошадушки, ой-да,

Ножки гнутся-то на снегу.

 

Ох, ножки гнутся, ой-да, снежки вьются, ой-да,

Из подков искры летят.

 

Да как по етим, ой-да, по искоркам, ой-да,

Надо труду-то (3) приложить.

 

Ох, надо труду-то, ой-да, приложити, ой-да,

Цыгарочку роскурить.

 

Роспроклятая, ой-да, та цыганка, ой-да,

Научила-то вино пить.

 

Ох, вино горько, ой-да, пиво хмельно, ой-да,

Мне с похмелья-то чижало (4).

 

Ох, со похмельиця, ой-да, со весельици, ой-да,

Голова-то моя болит.

 

Звукопись А.В. Медведева и А.С. Кабанова 1970 г. в д. Устье Ленского р-на. Исп.: Н.Н. Третьякова (запевала), К.Г. Полуянова, Т.Ф. Задорина, 1904 г. р., К.Г. Шемшина, М.С. Тарасова, Е.Г. Копнина. ФК 1068-18, Н-5904.

 

5

(да) Што (й) жо вы девушки, да што (й) жо вы красные

Ой, да все задумались?

 

Ой, все задумались…да…

Раскрасавицы, да… (й) запечалились.

 

Запечаловались… да …

Жит (и)-то не весело, ой, да любить некого.

 

Любить некого…да …

Из молоденьких ребят, ой, да выбрать некого.

 

Ой, выбрать некого… да …

Выбирай-ко, девка, по себе, ой да одинокого.

 

Одинокого… да…

Одинокие, ой, да не (з)однакие.

 

Не (з) однакие… да…

Гор (и)кие пьяницы, ой, да злы пропоицы.

 

Злы пропоицы… да …

Злая-то пропоица, ой, да беспокоица.

 

Ой, беспокоица … да…

Ты только соловьюшко, ой, да ты мой батюшко!

Да ты только куда лети, лети из-за куды машошься.

 

Куды машошься…

Да я только лецю, соколицёк, машу, ой, да на ту сторону.

 

Ой, на ту сторону-то…

На ту сторону, ой, да в мелкую рощицю.

 

Ой, в мелку рощицю…

Да в мелкую рощицю, ой, да во зелёной сад.

 

Ой, во зелёной сад…

Да во зелёном, верно, во саду, ой, да генерал гулял.

 

Ой, генерал гулял…

Да генерал-то вон (ы) да гулял, ох да с генеральшею.

 

Ой, с генеральшею…

Да розмолоденькой да солдат, ох, да на часах стоял.

 

Да на часах солдатик-то стоял…

Да сибе смену ждал, ох, да сибе сменушку.

 

Сибе сменушку…

Сибе сменушку, ох, да красную девушку.

 

Красну девушку…

Крас (ы)ную девушку, ой, да дочь купеческу.

 

Звукозапись А.В. Медведева, А.С. Кабанова 1970 г. в д. Ивановка Ленского р-на. Исп.: Койнова А.А. (запевала) 1907 г. р., Селиванова О.М., 1911 г. р., Тарасова Е.Д., 1905 г. р. ФК 1067-5, Н-6290, Н-6194.

 

 

6

Полюбил жа молодец, да, молодую молодку, ох,

Он заботушки да по ней, да, мало получает.

 

Ох, он заботушки да по ней, да, мало получает, ох…

Он ведь темненьких да ночей, да, мало досыпает.

 

Ох, он ведь темненьких да ночей, да, мало досыпает, ох…

Он к окошечку да к окну, ой-да, часто припадает.

 

Эх, он к окошечку да к окну, ох-да, часто припадает.

— Ох, ешшо спишь ли да не спишь, моя любезная, ох,

 

Уж ты ежели да не спишь, да, выйди на крылечко.

 

Ох, ешшо ежели да не спишь, да, выйди на крылечко, ох,

Ты с молоденьким с молодцом да вымолви да словечко.

 

— Ох, уж я рада, рада бы с тобой, да, всю ночь говорити, ох,

Мой-то постылой старой муж, да, на правой да на ручке.

 

Он тежалёшенек да лежит, да, как гнилая колода, ой,

Обнимать ево, целовать, да, мне-то неохота.

 

Накатися, ой да, навалися, туча громовая, ох,

Ешшо выпади, да стрела, эх, стрела громовая.

 

Ты убей, да, ево зашиби, да, постылово мужа, ох,

Сбереги да, верно сохрани, да,  сердечново друга.

 

Уж я б знала, знала, молодёшенька, Богу не молилась, ох,

Со старым-то, верно, с муженьком, да, спать бы не ложилась.

 

Звукопись А.С. Кабанова, А.В. Медведева 1970 г. в д. Ивановка Ленского р-на. Исп.: Койнова А.А. (запевала), Немазанникова А.А., Пастерева Е.Н., Селиванова О.М., Тарасова Е.Д., Тарасова Е.Ф., Тарасова М.Ф., Шангина А.М. ФК 1067-3, Н-6280, Н-6193.

 

7.

Ой, недозрелая, да, калинушка,

Её нельзя заломать…

 

Ох, недорослая красная девушка,

Её нельза замуж взять.

 

 Ох, недозреть-то, будё[т], да калинушке,

Скоро осень подойдёт.

 

Ох, подойдёт осень, да, холодная,

 Со калинушки-то листочик опадёт.

 

На мою, то-ли, на росхорошую

Печаль-горё нападёт.

 

Ой, первоё горюшко, да незнамоё,

Милой плакать не велит.

 

 — Да ты наплачёшься да навоёшься,

Когда не будёт миня.

 

Ох, когда не будёт, да не будёт…

Дружка в совдаты увезут.

 

Ох, увезут дружка, да в совдатушки,

Миня взамуж отдадут.

 

Ох, недалеко-ль замуж выйду, (да)

За калиновый, да мосток.

 

Ох, по мостам, по мостам, да, калиновым,

Тройка конюшек бежит.

 

Не мою ли расхорошую

Ко злату к венцю везут?

 

— Уж ты стой-постой, хорошая,

Постой, милая моя!

 

— Уж я рада-бы, радёшенька,

Мои кони не стоят.

 

Куцера мои, извошшички

Не могут коней удержать!

 

— Ух ты милая, хорошая,

Хоть ты рученькой махни!

 

— Уж я рада-бы, радёшенька

Да во руках платоцька нет!

 

— Уж ты милая, хорошая,

Хоть головушкой кацьни!

 

— Уж я рада-бы, радёшенька

Да на головушках венци!

 

— Уж ты милая, хорошая,

Хоть ты глазиком мигни!

 

— Уж я рада-бы, радёшенька,

Мои глазки во слезах.

 

— Уж ты милая, хорошая,

Хотя после не забудь!

 

 — Уж я рада-бы, радёшенька,

Да худа слава на роду падёт!

 

Звукозапись Т.К. Соловьевой 1985 г. в  с. Козьмино Ленского р-на. Исп.: Векшина Клавдия Ивановна 1920 г. р., Некрасова Елизавета Александровна 1922 г. р., Таратина Мария Ивановна 1916 г. р., Лиханова Анна Васильевна 1906 г. р., Гладышева Евдокия Гавриловна 1914 г. р. РАМ ф. 222-71-25.

 

8

Цыганочка, ой-да, молодая, ой-да,
Не простая, ой-да,
Дай-то иголочек пошить.

 

Ох, дай ты иголку, ой-да, не надолго, ой-да,

Цветноё платьецо спошить.

 

Ой, мне-то цветноё, ой-да дорогоё, ой-да,

В нём-то на игришша сходить.

 

Ох, на игришшо, ой-да, на смотришшо, ой-да,

Ко своим подруженькам.

 

Ой, ко подружкам, ой-да, ради дружка, ой-да.

Ради мила свояво.

 

Ох, мати-то сыну, ой-да, говорила:
 — Вот-то любушка, сын, да твоя.

 

— Ой, полно-ко, мати, ой-да, <горе>вати, эй-да.
Небылицу говорить.

 

Ох, небылицу, ой-да, про девицу, ой-да.

Мою любушку срамить.

 

— Ох, мой-от милой, ой-да, во дорожке, эй-да,

Он проценты получал.

 

Да он проценты, большие деньги, эй-да,

Сорок тысяч серебром.

 

Да как на эти большие деньги, эй-да,
Найму троечку лошадей.

 

Эй, найму тройку, ой-да, найму двойку, ой-да,

Разудалова емшика.

 

Тройка скачет, да емшик плачет, эй-да,

Седоки песни поют.

 

Ох, на угорчик, да колокольчик, да…
Заунывный голосок.

 

Ох, тройка мчится, да снежки вьются, ой-да,

Из подков искры летят.

 

Ой, как ко этим да ко искоркам, да…
Надо труду приложить.

 

Эй, надо труду, ой-да, приложити, ой-да,

Папиросу закурить.

 

Ох, распроклятая цыганка, ой-да,
Научила вино пить.

 

Эй, вино пити, табак курити, да…
Всё по девушкам ходить.

 

Звукозапись Т.К. Соловьевой 1985 г. в  с. Козьмино Ленского р-на. Исп.: Векшина Клавдия Ивановна 1920 г. р., Некрасова Елизавета Александровна 1922 г. р., Таратина Мария Ивановна 1916 г. р., Лиханова Анна Васильевна 1906 г. р., Гладышева Евдокия Гавриловна 1914 г. р. РАМ ф. 222-71-24.

 

 

9.

Ково нету, тово мне-ко жаль да,

Уезжаё милой вдаль.

 

Уезжает милой, оставляёт да

Одни добрые слова.

 

На прошшаньице миленькой оставил

С руки перстень золотой.

 

День на рученьке кольцё носила,

К ноче в головы клала.

 

Потому кольцё я клала да,

Штёбы миленькой привиделса во сне.

 

(и) Поутру-то я вставала да

Умывалася слезми.

 

(и) Все пуховые подушечки

Потонули во слезах.

 

(и) Соболиноё тёплоё одеялышко

Не согрело мою грудь.

 

(и) Оно не согрело, оно не пригрело да

Без милова без дружка.

 

(и) Как бы было воску ядрышко,

Слила крылышка себе.

 

(и) Сливши, сливши лёгки крылья да,

Полечу я к милому сама.

 

(и) Полечу я сама, подымуся да

Выше Питера-Москвы.

 

(и) Присчисливши выход мой да,

Шёл навстречу милый мой.

 

Шёл навстречу милой мой да

Разговаривал со мной.

 

(и) Здра[в]ствуй, милая моя да,

Похудела без меня.

 

(и) Похудела, побледнела,

Нету краски во лице.

 

Ну кака жо, милой, краска да,

Я лежала в немочи.

Звукозапись А.Н. Власова, Е.А. Шевченко 1986 г. в д. Гришинская Вилегодского р-на. Исп. Шевелёва Елизавета Михайловна 1903 г. р. СыктГУ 0414-1.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Солдатская песня «Кусточики те да лавровые» в исполнении жительниц д. Кулига Ленского р-на Архангельской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна