Традиции игры на многоствольных флейтах пэлянах коми-пермяков
Традиция игры на многоствольных флейтах в недавнем прошлом была распространена на всей этнической территории коми-пермяков. Сведения об этом сохранились в памяти народных исполнителей, в литературе и архивных материалах. В 1980–1990-х годах мы застали живую традицию игры в ряде районов Коми-Пермяцкого округа. Постепенно география бытования коми-пермяцких флейт Пана сужалась, и к настоящему времени сохранились лишь небольшие очаги этой традиции в Кочевском, Гайнском районах Коми-Пермяцкого округа.
Коми-пермяки называют свои многоствольные флейты чаще всего словом пöляннэз (дудки, от пöльтны — дуть). Реже встречаются наименования пöлян, дудкаэз, зоркаэз. Последнее происходит от местного названия зонтичного растения с трубчатым стеблем зорка, зорагум, из которого делали дудки. Флейты изготавливали и из крыловых перьев водоплавающих птиц — юсь пöлян (лебединые пэляны) существовали в коми-перимяцких деревнях до 30-х гг. ХХ века.
Существует два вида инструментов, выделяемых по количеству дудок, — малоствольные флейты из 2–3 дудок и многоствольные из 6–9 дудок. При этом стволы не скреплялись между собой, а удерживались руками. Оба вида пэлян могут сосуществовать в рамках одной традиции.
Звучание травяных пэлян негромкое и отличается особым, прозрачным, почти бесплотным тембром. Народная традиция выработала различные приемы игры: быстро скользя губами по трубкам, выдувая отрывистые звуки, подчеркивая отдельные звуки акцентами или легатируя фразы. В коми-пермяцкой традиции распространен и особый прием игры двузвучиями или трезвучиями на флейтах Пана, который встречается еще только у коми-зырян.
Многоствольные пэляны у коми-пермяков — исключительно женский инструмент. Каждая возрастная группа женщин обладает своими функциями в традиции, и пэляны являются одним из важных маркеров половозрастного статуса.
Различаются обиходная и мастерская традиции игры. Носителями первой являются девушки добрачного возраста, второй — молодые и зрелые женщины, обладающие высоким уровнем мастерства и таланта — «мастёрые», чей социальный статус в общине достаточно высок.
Обучение игре на пэлянах начиналось с 6–8-летнего возраста, когда утверждался половозрастной статус девочек, и продолжалось весь период детства и отрочества. Учились играть тайком в укромном месте, самостоятельно, иногда — «от старших девок», но не от матерей и взрослых. Право играть на людях — на сенокосе, по дороге с жатвы, на рождественских игрищах — девушки получали только по достижении брачного возраста. Именно они, а не парни с гармонью, были заводилами молодежных гуляний.
После замужества продолжали играть не все, а только мастёрые — умелые, искусные. Полноценная игра связывалась с физиологической зрелостью женщины, с наличием у исполнительница жизненной энергии и сексуальной силы. Именно мастёрые были главными во время вечерних шествий по дороге с сенокоса или жатвы. Старухи — старукаэз, баббез — играть уже не могли, но они делали флейты для девушек, а те расплачивались за это работой.
Существует возрастная дифференциация наигрышей: некоторые из них считаются более простыми, с них начинают учиться играть девочки («Простöй игра», «Частушка»), а другие — более сложные — считаются привилегией «мастёрых» дудочниц.
Выделяется две основные формы игры на пэлянах: сольная и ансамблевая. Они сопряжены с разными типами музыки и разными по количеству трубок инструментами. Инструмент может перекомпоновываться под различные виды наигрышей.
В ансамблевой игре во всех локальных традициях участвует несколько исполнительниц на двух-трехствольных флейтах. В коллективном музицировании участвует четное количество исполнителей. Они разделяются на две основные партии — начинающие и догоняющие, которые вступают позже, со сдвигом во времени, то есть принципиально не синхронно с начинающими. Эти партии имеют свое обозначение в народной терминологии: первая партия — одзлань пöлясьö (впереди дует), вторая — бöрыны вöтчö (позади гонится, преследует). В соотношении партий действует принцип диалогичности и соревновательности, что подчеркивается терминологически: öтик пышшо — мöдик вöтö (одна убегает — другая догоняет), öтик шуö — мöдик отвичает (одна говорит — другая отвечает). В ансамблевой игре принимают участие от двух до шести пэлянисток, образующих, соответственно, 1–3 пары, которые могут сменять друг друга в процессе игры. Игра всего ансамбля обозначается глаголом орсны (играть), а исполнение каждой партии — глаголами шуны (сказать) или висьтавны (говорить).
Партии в ансамбле неравноценны по сложности и требуют разного уровня мастерства. Гораздо труднее вторая партия, которой свойственны более сложные сочетания мотивов, их разнообразное варьирование — использование ракоходных, зеркальных, редуцированных проведений. Главное требование — не вдруг орсны (играть не синхронно) — обеспечивает именно вторая партия, и в этом заключается ее особая сложность.
Основу ансамблевого репертуара составляют архаические полифонические наигрыши, образующие ядро традиции и известные везде, где есть пэляны. Эти принципиально коллективные наигрыши имеют диалогическое строение и сугубо инструментальную природу, поскольку никогда не связаны с пением. Ритм двух партий в них не совпадает, но дополняет друг друга. В исполнении наигрышей отсутствует импровизация, для них характерны однотембровость, довольно быстрый темп, полиритмия, строгая периодичность, остинатность, нивелировка членений и, как следствие, принципиальная открытость формы. При исполнении наигрышей у пэлянисток происходит гипервентиляция мозга, из-за чего они впадают в состояние, близкое трансу, — юрыс бобто (голова дуреет, дурманится).
Яркая особенность реликтовых полифонических наигрышей коми-пермяков — использование при запоминании, обучении и игре на флейтах особого рода слоговых артикуляционно-мнемонических формул: Урэйе, Урэе у, Урэйе эйе, Сорок урэйе, Урэйе эруйю и проч. Таким образом квази-вербальными средствами передается ритм и интонационность различных музыкальных мотивов, из которых состоят ансамблевые полифонические наигрыши. При необходимости научить кого-либо, наладить ансамблевую игру или припомнить какой-либо наигрыш, коми-пермяцкие пэлянистки произносят (но не поют) определенный набор таких асемантических слоговых формул. Считается также, что пэляны «говорят» — асемантические формулы становятся основой для смыкания инструментальной игры и речевой деятельности.
В северных районах такие наигрыши обычно и называются по основной асемантической формуле: Урэе у, Урэйе эйе, Сорок урэйе, Урэйе эруйю, а их исполнение обозначается глаголом урэйясьны.
На юге округа — в Юсьвинском районе — названия наигрышей указывают на количество слогов в мнемонической формуле и их длительность: öтiкöн жагöника («по одной медленно»), öтiкöн чожа («по одной быстро»), Кыкöн жагöника («по две медленно»), Кыкöн чожа («по две быстро») и т. п.
Звучание флейт прочно ассоциируется в традиции с голосами птиц. Считается, что их загадочный язык понятен птицам. На двух-трехствольных инструментах повсеместно могли играть звукоизобразительные наигрыши, исполняемые сольно: Кыдз гуссез лэбтö — «Как гуси летят», Кöкку — «Кукушка», Кыдз петук китсасьö — «Как петух кукарекает». Они представляют собой краткие мотивы из 2–4 звуков, имитирующих голос той или иной птицы. При исполнении пэлянистки беззвучно артикулируют особые словесные формулы, изображающие птичьи голоса. В отличие от полифонических эти наигрыши могут исполняться и на других инструментах-аэрофонах.
Сольная игра на многоствольных (6–9-, реже — 12-ствольных) флейтах распространена только на севере Гайнского района и в Кочевском районе. Она представляет новый, достаточно поздний стиль исполнительства на пэлянах. Сольные мелодико-гармонические наигрыши сопровождают пение частушек и песен, пляску и танцы. Эти плясовые и частушечные наигрыши исполняются и на других инструментах — гармони, балалайке, и смешанными составами ансамблей, в которых могут участвовать многоствольные пэляны.
Традиция игры на сольных 6–9-ствольных пэлянах включает множество вариантов частушечных и плясовых наигрышей, инструментальные версии русских и коми песен. Некоторые из пэлянисток разыгрывали даже современные песни, в том числе авторские («Парма» коми-пермяцкого композитора А.И. Клещина, «Там вдали за рекой» и т. п.). Расширение репертуара касается лишь сольных пэлян, тогда как репертуар ансамблевых пэлян в высшей степени замкнут и консервативен.
Наличие в у коми-пермяков двух принципиально различающихся типов пэлянной музыки свидетельствует об историко-стадиальной стратификации традиции, выделении в ней архаического и позднего стилей игры на пэлянах.
Функционирование пэлян сохраняет черты сезонности. Звучание флейт маркирует две узловые, связанные с зимним и летним солнцестояниями зоны календарного года, который у многих угро-финских народов имеет двухчастное строение. В летний период пэлянная игра начиналась с Иван-лун (Иванова дня). Играли в период сенокоса во время обеда и полуденного отдыха, но больше — по дороге домой (в том числе из леса после сбора ягод и грибов, из гостей), а также на выжинках — празднике окончания жатвы. Подростки играли на пэлянах до начала осени на вечерних луговых и уличных гуляниях. Звучание многоствольных флейт сопровождало «подорожные», «уличные» шествия и пляску. В качестве кульминационной точки, завершающей основной сезон игры на инструменте, выступает Ильин день (2 августа), который отмечает границу лета и осени, когда обязательно полагалось играть на дудках.
В середине зимы пэляны «возрождаются»: их достают из укромных уголков дома и в ряде местностей играют на рождественских игрищах. Эти вечерние и ночные собрания молодежи проходили с 7 по 14 января в период зимних святок, который коми-пермяки называют цвете (зимний лес цветет).
В настоящее время традиция игры на коми-пермяцких флейтах Пана стремительно угасает, поскольку молодое и среднее поколение коми-пермячек не учится играть. Остались лишь единичные традиционные исполнительницы, проживающие в Гайнском, Кочевском районах, а основной материал по пэлянной традиции является достоянием архивов.