Троицкий обряд кумления девушек в селе Верхний Мамон Воронежской области
Село Верхний Мамон, центр Верхнемамонского района Воронежской области, было основано около 1702 года как застава Острогожского полка. Первопоселенцы пришли сюда из разных мест, среди них были и беглые крестьяне. Растянувшееся вдоль Дона на несколько километров село делится на несколько околотков, каждый из которых когда-то населяли выходцы из одного места. Так, например, в Данковке жили переселенцы из города Данков Рязанской области. Поскольку насельниками Верхнего Мамона стали люди из центрально-русских областей, проживающие по соседству украинцы называли их «москалями».
Несмотря на разные потоки переселенцев и большую территориальную разбросанность их поселений, со временем в селе сложилась общая песенная традиция и единый певческий стиль.
В ХХ веке село Верхний Мамон славилось своими песенными традициями. На Данковке сформировался ансамбль, который известный воронежский собиратель Петр Антонович Макиенко назвал «Данкори» (так называют жителей этого околотка). В 1995 году участницы ансамбля, основываясь на воспоминаниях своей молодости, предприняли попытку реконструкции троицкого обряда кумления девушек.
Троицу праздновали три дня (воскресенье, понедельник и вторник), но главным в народе считали первый день. Утром в воскресенье все жители шли на праздничное богослужение в храм. Девушки стояли на службе в венках из травы. Их плели в основном из пырея, добавляя полевые цветы, которые успевали распуститься к Троице. Главную троицкую траву — зóрю или любисту — из-за острого запаха в венки не вплетали, а держали в руках. После службы девушки уединялись, группами шли в лес или в сад, чтобы совершить обряд кумления. В нем участвовали девушки, начиная с 12–13 лет и до замужества.
Они плели специальный венок большого размера, вешали его на ветку дерева. Парами трижды подходили к венку и через него целовались, что и означало покумиться. О том, кто с кем будет кумиться на Троицу, девушки договаривались заранее. Обычая обмениваться подарками при кумлении, который широко распространен на русской территории, в селе не существовало. С момента совершения обряда, которому придавали значение клятвы в дружбе и взаимопомощи, подруги называли друг друга кумами, почитая этот союз в течение всей жизни. Считалось большим грехом обидеть куму или отказать ей в просьбе.
Обрядовые действия сопровождались песней «Веселая беседушка».
Да веселая беседушка, где батюшка пьет.
Он пьет — не пьет, родимый мой, за мной, младой шлет.
А я, млада-младёшенька, замешкалася,
За гусями, за утями, да за журушкою.
Да как журушка по бережку похаживая,
На тот бережок поглядывая.
На том берегу, бережочику — да четыре двора.
Во тех дворах, во двориках — четыре кумы.
Вы, кумушки, голубушки, сестрицы мои.
Вы кумитеся, любитеся, любите меня.
Пойдёте вы во зелен сад — возьмите меня.
Сорвете вы по цветику — сорвите и мне.
Совьете вы по венчику — совейте и мне.
Пустите венки поверх воды — пустите и мой.
У всех венки поверх воды, а мой — потонул,
У всех мужья с войны пришли, а мой — не пришел.
Отметим, что эта песня во многих селах Воронежской области (в том числе в селах верхнемамонского района) использовалась и в свадебном обряде: она исполнялась на свадебном пиру, но с неполным текстом, а только до слов: «На том бережку четыре двора».
После кумления девушки шли к Дону. По дороге они могли петь любые песни, в том числе хороводные (например, «Пошли девки в лес по ягоды гулять»). Придя на берег Дона, обязательно пели протяжную «Батюшка наш Дон». Сняв с головы венки, девушки бросали их в воду — пускали по реке. Считалось плохой приметой, если венок потонул или его прибило к берегу, поэтому иногда с венками заплывали на стремнину и пускали по воде уже там.
В соседних селах собраны дополнительные сведения об обряде. Например, в селе Осетровка, расположенном в 3 км от Верхнего Мамона на другом берегу Дона, кумились не через венок, а через рушник, концы которого связывали. Здесь же было принято наряжать девушку-сироту рушниками, ей на голову надевали решето, поверх него венок и под руки вели к Дону купаться с песней «Троица ты, Троица широкая, мурава, мурава ты зеленая». Затем также с песней шли назад в лес. Похожие сведения были зафиксированы и в других селах Верхнемамонского района — Ольховатка и Гороховка.
Обязательным элементом обряда была совместная трапеза покумившихся девушек, которую устраивали в лесу, под деревом, на котором висел большой венок. Главным обрядовым блюдом считалась яичница, которую жарили на костре, используя яйца и сковородку, принесенные из дома. Но нередко обрядовую трапезу накрывали во дворе дома одной из девушек, а яичницу готовила и выносила ее мать.
Последний раз обряд кумления в Верхнем Мамоне совершался еще до войны 1941–1945 годов. В послевоенное время песня «Весёлая беседушка» потеряла связь с обрядом и стала исполняться как неприуроченная лирическая песня, в которой особую актуальность приобрели заключительные слова текста: «У всех мужья с войны пришли, а мой — не пришел».
В настоящее время участники местного фольклорного ансамбля ничего не знают о троицком обряде кумления и не поют песню «Веселая беседушка». Однако по-прежнему в каждом доме, где есть молодые девушки, на Троицу матери жарят им яичницу.