Свято-Троицкий кафедральный собор

Главный храм Калуги — Свято-Троицкий кафедральный собор — располагается в историческом центре города. Безопорный купол этого храма — первый в России по величине, он на 2,5 метра больше купола Казанского собора в Санкт-Петербурге. Жители города называют собор сердцем старой Калуги.
Внешний облик и интерьер храма
Рисунок и чертеж собора хранятся в Центральном государственном историческом архиве, на них стоит личная подпись архитектора Ивана Ясныгина, который еще в конце XVIII века спроектировал план и фасад храма.
Семнадцатиметровый в диаметре купол построен без использования внутренних опор, он возведен в византийском стиле в форме полушария. К стенам Кафедрального собора тесно примыкает колоннада из тосканских колонн, в промежутках между ними — изображения святых. Фронтоны с росписями украшают боковые входы.
Сегодня колокольня соединена с храмом, но в первоначальной постройке их объединял только ряд колонн. Колокольня состоит из нескольких уровней, на верхнем круглом ярусе установлены часы с циферблатом на четыре стороны. Звонницу венчает длинный шпиль, благодаря которому колокольня достигает 70 метров в высоту.
Чертеж первого иконостаса принадлежал известному архитектору Матвею Казакову, он был выполнен в стиле ампир и достигал 8 метров. После революции иконостас покинул стены собора, его дальнейшая судьба неизвестна. Проект нового многоярусного иконостаса в древнерусском стиле только в 2000-х годах разработал протоиерей Александр Кадин, его высота — 18,9 метра.
Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, Северный придел — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный — в честь Калужской иконы Божией Матери. Собор хранит списки чудотворных икон Калужской, Черниговской и Иверской Божией Матери, а также переданные из художественного музея иконы XVIII века — Святой Троицы, Воскресения Христова, святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца.
История собора
Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора началось еще в 1786 году, и только спустя 33 года (в 1819 году) епископ Антоний освятил храм.
В послереволюционное время специальной комиссии поручили выяснить «возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях». Все «предметы культа», среди которых был и «казаковский» иконостас, решили убрать из храма, сняли колокола и кресты, вынесли иконы, закрасили росписи на куполе и стенах.
По воспоминаниям калужан, в стенах собора размещался Дом обороны и кинотеатр, помещения были оборудованы для учебных занятий по противовоздушной и химической обороне, а зимой 1937 года в здании располагался зверинец. В конце 30-х годов собор хотели взорвать, но, подсчитав затраты на уборку завала, храм оставили.
В военное время здание сильно пострадало: его подожгли изнутри, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы обороны. Только в 90-х годах собор передали Русской православной церкви.
Храм восстановили и отреставрировали: в 2000 году освятили новый главный колокол весом более пяти тонн, изготовили резную сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери и расписали стены. Иконописцы Калужской епархии и тверские мастера создали иконы для Царских врат нового иконостаса.
Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна