Вождение «кривых танков» в селе Бутырки Репьевского района Воронежской области
Село Бутырки Репьевского района было основано в 1681 году служилыми людьми из города-крепости Ольшанска, поставленного на оборонительной линии — Белгородской черте. Музыкально-фольклорная традиция села входит в региональный этнокультурный массив воронежско-белгородского пограничья.
Вождение орнаментальных (фигурных) хороводов на Троицу характерно в целом для всего южнорусского региона. Однако вождение кривых танков фиксируется достаточно редко на юге России, хотя и не является уникальным для русской традиции. На момент экспедиционного открытия (1991) вождение танков в селе Бутырки уже не существовало в активной форме, а о кривых танках старожилы и знатоки народных традиций даже вспоминали с трудом. Позже информация о вождении тáнков была подтверждена экспедициями Воронежской государственной академии искусств в 1994, 1995, 1997 годах. Информация о вождении танков (в том числе и «кривых») на Троицу было также зафиксирована и в других селах Репьевского района (Новосолдатка, Россошь, хутор Родники, Красная поляна), в Острогожском районе (Березово, Шубное, Русская Тростянка, Солдатское, Терновое) Воронежской области, а также в селах Красненского района (Горки, Богословка, Сетище, Польниково, Новоуколово, Ураково, Хмелевое, Расховец, Березки) Белгородской области, но самих танков уже увидеть и зафиксировать в живом бытовании не удалось.
Троицкие танки водили все три дня (воскресенье, понедельник и вторник), обязательно в старинной праздничной одежде. В селе Бутырки хорошо сохранился традиционный женский костюм: белая рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками) и с вышивкой геометрическими орнаментами черными нитями, завеска (передник) — белый с черной вышивкой, полосатая юбка (самотканная) из плотной шерстяной домотканины, головной убор — сорока (с налобной частью в форме копытца), нагрудное украшение — грибатка. Со второй половины ХХ века в моду вошли рубахи и завески из покупного атласа. В первый день Троицы (воскресенье) надевали рубаху и завеску — белые, второй день (понедельник) — красные, третий (вторник) — любые.
Тáнками в Бутырках называли обрядовое хождение под специальные таночные песни по улицам села.
Слово тáнки в Бутырках и прилегающих селах произносится необычно: в отличие от других регионов ударение ставится на первом слоге, в единственном числе употребляется народное выражение водить тáнку (в отличие от более распространенной и привычной формы «водить танóк»). Кривым танком называли орнаментальный хоровод-шествие.
В вождении тáнков участвовали только женщины и девушки. На каждой улице собиралась своя группа местных жительниц. Они шли, взявшись под руки, шеренгой, стремясь перекрыть всю улицу, к центру села, где было большое пространство для всеобщего народного гуляния. При этом участницы шествия исполняли таночные песни, например, «По улице, по новой». Собравшись со всех улиц в центре села, водили общие круговые хороводы (например, «У бору смородина»), плясали под песни, под гармонь или балалайку, исполняли частушки, песни.
Центральный эпизод троицкого гуляния — вождение так называемого «кривого танка» под песню «Лень ты моя, лень». По хореографическим признакам он относится к орнаментальным хороводам. В центр условного круга сажали трех девочек, каждую из них ведущая обводила цепью взявшихся за руки девушек и женщин, причем водила таким образом, чтобы в результате сомкнулись начало и конец цепи [фото 02]. «Кривым» танок называли за то, что он получался в виде подковы, а не круга.
О символике «кривого танка» местные жители уже не могли сказать ничего определенного, но она, по-видимому, связана с земледелием: можно предположить, что девочки в кругу символизируют посаженные и уже проросшие растения, а хоровод вокруг них означает уход, полив, цикличность времени.
В селе Бутырки, как и во многих других селах воронежско-белгородского пограничья, песни, приуроченные к народному празднованию Троицы, называются весновыми, поскольку могут исполняться в течение длительного периода от Красной горки до Троицы. Эти песни имеют две исполнительские формы, обозначаемые соответственно двумя терминами: таночные песни и карагодные песни. В карагодных песнях исполнители показывают свое индивидуальное мастерство в быстрой пляске. Типичные признаки карагодных песен: 1) непрерывная моторика на протяжении всей песни; 2) появление сольного запева только в начале песни и отсутствие его во всех последующих строфах; 3) наличие алилёшных рефренов (в некоторых песнях в качестве рефрена выступает повтор предыдущего стиха); 4) отсутствие яркого мелодического рельефа, а в ладовой форме — хорошо слышное чередование двух терцовых звуковых комплексов в секундовом соотношении. Все эти признаки есть, например, в таких карагодных песнях из села Бутырки Репьевского района, как «В нас по улице удоль», «В нас по улице по широкой», «У бору смородина». Поскольку эти карагодные песни исполнялись во время празднования Троицы, чередуясь с таночными, то все они могли получить и общее название — таночные.
Собственно таночные песни в бутырской традиции — это медленные хороводные песни, звучащие во время шествия по улицам села или во время вождения медленных орнаментальных хороводов. Типичные признаки таночных песен: 1) медленный темп, отсутствие непрерывной моторики в ритме песни; 2) сольный запев в каждой строфе; 3) долгие заключительные звуки песенных строф; 4) нередко — начальные возгласы- рефрены; 5) выразительный рельеф мелодической линии.
Таночные песни в отличие от карагодных имели более высокий статус в местной песенной традиции, поскольку воспринимались как обрядовые, создавая специфический ритуальный хронотоп.
Именно в тексте таночной песни «Лень», под которую водили кривой танок, выявляется древняя дохристианская сущность обряда. Каждая строфа текста открывается возгласом-рефреном «Лень, ты моя лень». На вопрос собирателя «Лень — это от слова «лениться?» исполнители отвечают: «Нет, конечно». Но что именно означает возглас, затрудняются ответить. Кроме того, при исполнении постоянно слышится не только «Лень», но и «Лель», «Лели». Возможно, рефрен — это рудимент обращения к какому-то языческому божеству, покровительствующему растительности и молодости. Из смыслонесущих строк складывается текст, в котором прославляются молодые девушки, работающие на поле и созревшие для вступления в брак, что типично для русских троицких песен.
Поскольку традиция вождения танков была связана с земледельческим календарем, она сохранялась до 30-х годов ХХ века. Затем в связи с нарушением традиционного уклада крестьянской общины (появлением колхозов и продвижением новой советской идеологии в жизни крестьян и их праздничную культуру) традиция была утрачена, сохраняясь лишь в коллективной памяти о прошлом, в песнях.
Главными источниками сведений о «кривых танках» и песнях в экспедициях 1991 и 1997 года были замечательный знаток старины и песенница Прасковья Егоровна Измайлова, 1910 года рождения, и ее дочь Татьяна Семеновна Измайлова, тоже песенница и руководитель существовавшего до 1998 года сельского фольклорного коллектива. С их слов была составлена схема вождения «кривого» танка.