Заупокойная литургия в Дмитровскую субботу по погибшим за Отечество казакам Войска Донского
В православной традиции особо почитаются воины «за веру и отечество во брани живот свой положивших». Поминовение православных воинов совершается церковью в определенные дни: 29 августа / 10 сентября — в день великого праздника Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу — перед памятью великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Традиция заупокойного богослужения в Дмитровскую субботу, как считает Русская Православная церковь, была установлена князем Димитрием Донским после кровопролитной битвы на Куликовом поле, которая унесла множество жизней русских воинов. В XIX веке Димитровская суббота закрепилась в общественном сознании как день поминовения павших воинов. А в 1903 году императором был издан указ о совершении в этот день в войсковых частях заупокойной литургии в память по убиенным воинам.
В современной богослужебной практике к молитве о павших воинах присоединилась молитва об усопших родителях и всех православных христианах.
Порядок совершения вседневной вечерни, утрени, часов и литургии Димитровской родительской субботы обозначен в богослужебных книгах. Богослужение совершается в субботу по 13-й главе Типикона и предполагает отправление по желанию настоятеля так называемого заупокойного Аллилуйного богослужения, поскольку на утрени слова «Бог Господь» заменяются на «Аллилуиа».
Тропарь (глас 2):
«Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобные и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновении имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите, спастися, молимся, душам нашим» (дважды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Тропарь (глас 2):
«Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой».
И ныне и присно и во веки веков. Аминь!
«Мати Святая Неизреченного Света, агельскими Тя песньми почитающе, благочестно величаем».
За 16 кафизмой следует 17-я, разделяемая на две статьи. По уставу поется на 2-й глас; после каждого стиха первой статьи звучит припев «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а после стихов второй статьи — припев «Спасе, спаси мя». По шестой песни канона следуют заупокойная ектенья, кондак и икос.
На Литургии поются те же тропари, что и на утрени, а также кондак «Со святыми упокой», возглас «Во блаженном успении» и «Вечная память».
После литургии принято совершать панихиду и освящение приношений.
Традиция поминовения погибших за отечество казаков продолжается в современном богослужении Димитровской субботы. В храме Донской иконы Божией Матери Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря на Литургии Дмитровской субботы и сейчас совершается поминовение усопших воинов. Служат перед иконой Донской Божией матери, которая, по преданию, явилась Димитрию Донскому на поле брани и помогла одержать победу.
В Акафисте Пресвятой Богородице перед ея иконой именуемой Донская, с которого начинается богослужение в Старочеркасском монастыре в субботу, описано явление иконы Димитрию Донскому.
Икос 4:
«Видя икону Богоматере, на поле брани от Донских предел пришедшую, и, прияв от рук иноков послание Сергия Преподобнаго с напутием: «Да поможет ти Бог и Святая Богородица», возрадовася князь Димитрий, яко Сама Владычица грядет на супостаты, и, воспрянув духом, с надеждею поведе воины своя на тьмочисленныя полчища и победу одержа. Икона же Твоя, Владычице, молниеносным блистанием зрака Твоего враги устрашающи, залог победы являше. Сего ради благодарственно и радостно поем Ти похвальная сия: Радуйся, в явлении иконы Твоея лучами Солнца Правды верных осиявшая; Радуйся, Небесная Воеводо, Мати Господа Сил. Радуйся, воинов-иноков на подвиг ратный избравшая и укрепившая; Радуйся, Отечество наше от ига агарянскаго свободившая. Радуйся, воином мужества неодолимаго дарование; Радуйся, врага исконнаго грозное низвержение. Радуйся, преславную победу православно Тя чтущим даровавшая; Радуйся, земли Русския от века Покров и Помощнице. Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая».
В духовном стихе повествуется о другом явлении Дмитрию Донскому образа Божьей матери, которое произошло на Божественной литургии в Успенском соборе Московского кремля после победы на Куликовом поле:
Перед самой-то было перед «Достойной»,
Перестал Димитрий-князь молиться;
Ко столбу князь прислонился,
Умом князь Димитрий изумился,
Открылись душевные его очи,
Видит он дивное виденье:
Не горят свечи перед иконами,
Не сияют камни в золотых окладах,
Не слышит он пения святого,
А видит он чистое поле,
То ли чистое поле Куликово
Изустлано поле мертвыми телами,
Христианами да татарами.
Христиане-то как свечки теплятся,
А татары-то как смола черна.
По тому ли по полю Куликову
Ходит Сама Мать Пресвятая Богородица,
А за Ней апостолы Господни,
Архангели, ангели святыи
Со светлыми со свещами,
Отпевают они мощи православных,
Кадит на них Сама Мать Пресвятая Богородица.
(Бессонов, 1861, ч. 1, вып. 1, № 156)
Традиция, существующая со времен князя Димитрия Иоанновича Донского, продолжалась в воспоминании о русских воинах, участвовавших в битвах Отечественной войны 1812 года, Крымской кампании, отдавших жизнь за освобождение Балкан, а также погибших в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн.