Похоронно-поминальная обрядность деревни Епихино Шатурского района Московской области
Тексты духовных стихов, весьма объемные, исполняются в основном по рукописным тетрадям. Жители деревни Епихино отмечают их связь с поминальными обрядами. Например, о стихах ««Восстань, что спишь?», «Не ропщи на суровую долю», «На всех светит солнце», «Ходила Царица» говорят: «пели во время поминок»; «Незаметно век проходит» «поют, сидя за столом, када поминают». Некоторые тексты закреплены за определенными днями поминального периода: «Пришли душу посетить» («эт’ на сороковой денёк вечером, када пришли помянуть»), но большая часть стихов может исполняться в течение всего периода поминовений. Показателен комментарий исполнительницы к поминальному духовному стиху «Скоро праздник мой настанет»: «поёца на поминки, када человек помрёт, и на шесть недель, и на девятинки, хто год, хто полгода; на поминках, када время останица, што все сидят — вот и поют».
Знатоки и хранители духовных стихов — женщины старшего возраста (свыше 60 лет). В быту их называют «чтеями», «читалками» или «духовными» («когда соберутца духовныя, они не обсуждают, што там в мире творицца, а всё про Бога поют», а сами стихи — «божественными песнями», иногда — «стишками», или говорят о них: «божественное» («весь пост поют «божественное», а песни и скоромнае — эт’ нельзя»).
Кроме собственно поминальных, выделяется группа духовных стихов, более свободной приуроченности. Условно их можно назвать «наставительными». К ним относятся стихи: «Уж вы, голуби», «Не унывай, душе моя», «Христос выходит с учениками своими» и др. Такие стихи активно бытуют в деревне Епихино не только в рамках поминальной обрядности. Они звучат на собрании верующих (вне стен храма), во время и после совместных трапез (в праздничные дни, во время поста). Сами «чтеи» определяют сферу их исполнения весьма широко: «када хошь» («Так вот бывало сидели где-то, соберёмся. Ну, давайте споём. Вот и пели»). Граница между различными группами стихов достаточно условна; обычно она определяется традициями, сложившимися в определенном «кусте» деревень, нередко относящихся к одному приходу Все духовные стихи, записанные в д. Епихино, могли во время похорон и поминок.
Все они обладают чертами музыкально-стилевого единства. Напевы чаще всего состоят из двух мелодических построений, объединяющихся попарно (ab/ab), в соответствии со строением поэтических текстов («Пресветлый ангел мой Хасподний, / Хранитель ты души маей, / Души маей единароднай, / Будь миластив к душе маей.»). Стихи с припевами в д. Епихино не зафиксированы.
Большая часть духовных стихов деревни Епихино Шатурского района Московской обл. записана от Одевалиной Марии Васильевны (1924 г. р., местной уроженки). Марию Васильевну в деревне называли «Христовой невестой». Она никогда не была замужем, всю жизнь служила при церкви. По словам односельчан, была воспреемницей монашки из Вологодского монастыря. В течение многих лет «читала по покойникам», не только в своей деревне, но и по всей округе, никогда не отказывала, считала это своим долгом.
Кроме «чтения по покойникам» были у Марии Васильевны и другие обязанности. Она долгие годы ухаживала за святым источником Иоанна Предтечи, что находится у деревни Епихино. Круглогодично к источнику приходят поломники. Они трижды обливаются (окатываются из ведра) холодной святой водой, вытирают воду небольшими тряпочками и привязывают их к стоящим рядом деревцам или кустарнику. Верят, что в тряпицу впитываются хвори и невзгоды. Существуют предания о чудесах, происходящих после подобных процедур.
Духовные стихи, Мария Васильевна пела по тетради, куда сама четко и аккуратно вписывала достаточно объемные тексты. Всего от М.В. Одевалиной записано 14 духовных стихов, большая часть с напевами. Ко многим текстам даются комментарии, в которых исполнительница высказывает свое отношение к происходящему, иногда поясняет исполнение.
Мария Васильевна читает и напевает тихим, ровным, спокойным голосом, в умеренном темпе. Некоторые из стихов она пела уверенно, без ошибок, видимо, исполнялись они достаточно часто («Пресветлый ангел мой Господний», «Уж вы, голуби»), другие разбирала по тетради, припоминала. В таком случае тексты нередко исполнялись ею без напева. Исполнительница помнила, от кого она переняла или записала текст, и как он исполнялся: «она ево читала, не тянула», «как ево пели, так и я».
Все духовные стихи М.В. Одевалина исполняла на три напева. Первый — наиболее мелодичный, на него распевались стихи «Уж вы, голуби» и «Не унывай, душа моя».
Вторую, группу духовных стихов можно охарактеризовать как речитативно-напевную. («Христос выходит с учениками своими», «Пресветлый ангел мой Господний», «Здесь узкий, тесный путь тяжелый» и др.). Преобладающее движение мелодии неширокое, волнообразное, плавное, с минимальными распевами в сочетании с элементами речитатива.
В основе напева третьей группы стихов — короткая, мелодическая фраза поступенного нисходящего движения, дважды повторенная (пример — «Свет наш тихий и преславный»), с характерным пунктирным ритмом.
Список духовных стихов в исполнении М.В. Одевалиной:
Напев1.
На всех светит солнце («кант»).
Родился я в городе Риме (Алексий — Божий человек). Во второй половине текста исполнительница перешла на чтение.
Уж вы, голуби («пели на поминках»).
Не унывай, не унывай, душа моя («пели на пόмин»).
Напев 2.
Христос выходит с учениками твоими («пели, когда собирались на поминки»).
Пресветлый ангел мой Господний («поминальный стих»).
Сходила Царица, сходила Владычица («кант жизни»).
Напев 3.
Незаметно век проходит («пели, когда поминали»).
Крест тяжелый.
Свет наш тихий и преславный.
Скоро праздник мой настанет («поется на поминках»).
Тексты, записанные в чтении.
Восстань, что спишь?
Не ропщи на суровую долю.
Пришли душу посетить («поминальный стих»).
Участникам экспедиции удалось наблюдать, как исполнительница подбирает напев для переписанных ею текстов духовных стихов. Она пробует, проговаривая, пропевая текст на наиболее подходящую, с ее точки зрения, мелодию. Поиск напева духовного стиха «Свет наш тихий и преславный» происходил следующим образом: вначале Мария Васильевна пыталась распеть текст на мелодию более широкого построения (напев 2), но, пропев несколько строчек, отказывается: «Нет, не так» и находит иную форму строфы: «Вот на этам мы пели, вот так подойдёт». На найденный мотив (третий) пытается петь следующий духовный стих «Пресветлый ангел мой», но также отказывается и останавливается на варианте второго напева.
В записи некоторых стихов напев звучит лишь в начальных строфах, затем исполнительница переходит на мелодизированный речитатив, где в целом узнаваемы контуры напева. Иногда, как пояснение, излагает свое отношение к происходящему: «Счас вот скорби-то какия, чё творится на земле? Эт’ веть Бох знает што такоя!». В конце стиха исполнительница замедляет темп, в результате чего мелодия стиха как бы выпрямляется, укрупняется.
Музыкальная стилистика духовных стихов в исполнении Одевалиной М.В. сформировалась под влиянием культуры церковного клиросного пения и бытовой молитвенной речитации. Тексты окрашены местным диалектным произношением: к примеру, «Видишь, Го-а-спади, пичал (и) маю». Соединение этих составляющих с личным жизненным опытом исполнительницы позволило получить те узнаваемые на слух напевы, в которых можно увидеть современные формы существования подмосковных духовных стихов, укорененные в традиции.