Традиция оформления надгробий в Селивановском районе Владимирской области
Входные ворота, ведущие на территорию кладбища, обычно представляют собой очень простое сооружение, чаще деревянное, иногда металлическое, отвечающее традиционным формам: две вертикальные опоры, поперечная балка и двухскатный навес, под которым размещается крест или распятие. Обычно такие входные ворота не имеют какого-то интересного художественного решения и потому особого внимания не привлекают. Некоторым исключением являются входные ворота на кладбище села Дуброво, в которых использована резьба в вертикальных частях и с особым мастерством выполнено распятие в свободном поле под навесом. В их оформлении принимал участие известный местный мастер С.И. Агеев. Он выполнил и несколько надгробных резных Крестов на этом кладбище.
В нашей стране после революции 1917 года, когда были приняты декреты об отделении церкви от государства, о свободе вероисповедания, процесс десакрализации погребальной культуры и превращения погребального обряда из сугубо религиозного акта в акт в большей степени гражданственный, светский принял особые формы. После декрета Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах» от 1918 года кладбища начали заметно менять свой облик: надгробные памятники лишались крестов, внедрялись новые виды надгробий с советской символикой, с иными по содержанию надписями и эпитафиями, нередко с фотографиями умерших. Широкое распространение получили погребальные обряды с гражданскими панихидами и военные ритуалы с почетным караулом, салютом, орудийным лафетом, на котором устанавливался гроб. Погребальный обряд все больше приобретал гражданский характер, утрачивая философскую глубину своего содержания.
Изменения, происходящие в современном обществе, прямо или косвенно отражаются на погребальном ритуале: то, что отвергалось прежде, возвращается на селивановские кладбища. И не случайно в самом погребальном ритуале в этих местах по большому счету отсутствует та помпезность и безвкусица, которые столь заметны в современных больших городах.
Произошло возвращение не только к традиционному погребальному ритуалу, но и к тем канонам, которые существовали прежде при оформлении могилы умершего. Вновь появились кресты и надгробные памятники с христианской символикой.
Связь с знаменитыми владимиро-суздальскими памятниками, оказалась здесь на удивление устойчивой. Тяга к своим владимирским древностям здесь очень органична: это уже не мода сегодняшнего дня, а потребность внутренняя, обращение к тому, что действительно может служить духовной опорой. Древние истоки имеют каменные надгробные стелы, воспроизводящие образы владимиро-суздальских знаменитых архитектурных памятников и древней иконописи.
В могильном оформлении снова основное место занял крест. Мы видим это во всех погребальных комплексах, на всех кладбищах в разных районах Владимирской области, в том числе и на кладбищах Селивановского района. При этом ни в одном другом районе Владимирской области нет такого количества разнообразных деревянных крестов, в том числе и выполненных по старым традиционным образцам. До сих пор селивановские резчики по дереву обращаются к образцам и мотивам древнерусского искусства и делают это очень естественно.
Особое внимание привлекают отдельно стоящие деревянные кресты. Они отличаются большим разнообразием форм, связанных с древними традициями и образцами. Самая простая форма — довольно высокий Крест с двумя неширокими верхними и косой нижней перекладинами, иногда имеющий навес. Концы перекладин всегда прямые и ровные. Крест может быть светлым из проолифленного дерева, как на Новом кладбище в поселке Красная Горбатка на могиле А.Е. Крапивиной, скончавшейся в 2007 году, а может быть окрашен черным, как на кладбищах в деревне Николо-Ушна или селе Дуброво. Другой вариант — крест с более широкими перекладинами, имеющий скругленные концы и окрашенный чаще всего серой краской. Таковы кресты на могилах кладбищ в Спас-Железнино или в селе Тучково, например, крест на могиле А.В. Казаковой (1871–1927). Более архаичная форма — крест с крупными трилистниками на концах, с одной горизонтальной и близко расположенной косой перекладиной. Окраска черным делает его очень массивным, напоминающим древние образцы. Пример тому — крест на кладбище в деревне Николо-Ушна на могиле Т.А. Яковлевой, скончавшейся в 2002 году.
Самое сложные и интересные в художественном отношении кресты можно увидеть на могилах кладбища в селе Дуброво, где работал уже упоминавшийся известный местный резчик и скульптор С.И. Агеев. На одном из участков этого кладбища, где похоронены Л.С. Егорова, М.П. Надеждина, третья фамилия неразборчива, сразу три высоких деревянных креста, выполненных этим мастером. Центральный крест — проолифленный светлый, два других — тонированные. На всех крестах трехгранновыемчатая резьба и рельефное распятие, находящееся по центру. Вписанные в круг розетты и ряды цепочек из резных треугольников покрывают всю поверхность перекладин крестов, имеющих либо округлые, либо заостренные сердцевидные концы. При том что мастер отчасти повторяется в своих решениях, все три креста различны и уровень их исполнения достаточно высок, поэтому данный участок сразу же выделяется.
На другом участке того же кладбища — три высоких деревянных креста с навесом, выполненные в другом стиле. Скорее всего, они принадлежат одному мастеру. Все отмечены очень вытянутыми пропорциями и использованием техники накладной рельефной резьбы. Тонкий второй крест наложен сверху на основной. Концы каждой из перекладин имеют выпуклые рельефные детали, декоративные по своему значению. Почерк выдает руку одного художника-резчика. Можно предположить, что это опять мастер С.И. Агеев. Он одинаково хорошо владел разными приемами и техниками резьбы, свободно обрабатывал любую породу дерева. Тонировка этих крестов серым придает им особую выразительность: кажется, они сделаны из мореного дуба, очень дорогого материала.
Видимо, техника накладной рельефной резьбы, которую в этих местах использовали с древних времен, снова становится востребованной при художественном оформлении крестов. С использованием этой техники, в частности, сделан еще один красивый деревянный крест. Он поставлен на одной из сравнительно недавних могил на кладбище в деревне Малышево — могиле Е.А. Яшиной, скончавшейся в 2004 году. На основу главного бордово-красного креста, имеющего фигурные завершения перекладин, наложен внутренний крест из светлого проолифленного дерева, что создает впечатление сложного рельефа. Необычны завершения концов каждой из перекладин: это не трилистник, а лист другого рисунка, немного похожий на цветок.
Любопытно, что на основе существовавших в этих местах погребальных канонов, кажется, уже складывается современная традиция. Это можно наблюдать на нескольких местных кладбищах, где деревянный крест, поставленный на могиле в момент погребения, сохраняется и после установки памятника из камня. Крест остается позади этого памятника и, вероятно, продолжает выполнять защитную функцию. Один из примеров — захоронение И.И. Сафоновой (1940–2006) на Новом кладбище поселка Красная Горбатка.
Крест воспринимается в народе и как животворящее древо, поэтому не случайна происходящая иногда замена, когда вместо креста на могилах используется растущее там старое дерево. На его стволе укрепляется фотография умершего, а на освобожденном от коры участке вырезается его имя и дата смерти. Таковы некоторые захоронения на кладбище близ поселка Новлянка и на кладбище в деревне Николо-Ушна.
Интересны и вполне художественны также некоторые местные памятники из металла. Иногда свободно стоящие современные металлические кресты отличаются довольно необычным решением. Часто они сделаны из арматуры, но всякий раз по-своему, да и сама арматура различна.
Прежде поставить каменный памятник умершему могла позволить себе лишь довольно зажиточная семья. Сейчас такую возможность имеют многие. Строгой традиции в их оформлении до сих пор не сложилось, поэтому вариантов решения оказывается множество. Очень распространены стелы из черного полированного лабрадорита с гравированными фотографиями умерших и дополнительными изображениями культового характера: это крест и изображение храма, крест и плакучая береза, крест и цветы. На оборотной стороне плиты нередко помещается изображение Богородицы или лик Христа. То, что прежде не поощрялось, свободно используется теперь. Однако чувство меры и художественный вкус в оформлении этих памятников зачастую отсутствуют.
Более дешевый и доступный современный вариант надгробия — бетонная отливка с небольшой нишей для рельефного изображения или фотографии покойного. Надписи занимают большую часть лицевой стороны такого памятника. Бетон может быть оставлен белым, и тогда он имитирует белый мрамор, а иногда он тонирован бледно-голубым или розовым. В рельефе часто дается изображение Христа, Богородицы или храма. Встречается и образ пятиглавого собора, и известного храма на Нерли, и других архитектурных памятников владимирской земли, что не случайно и показательно для нашего времени.