«Война и мир» по-прежнему вне конкуренции
14 марта 1966 года, в Москве, в кинотеатре «Россия», состоялась премьера фильма «Андрей Болконский» — первой части киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир».
Очевидцы вспоминают, что уже утром кинотеатр был опоясан километровыми очередями в кассы. Счастливчиков, попавших в зал, приветствовали члены съемочной группы во главе с режиссером и исполнителем роли Пьера Безухова Сергеем Бондарчуком. Зрители приняли первый фильм эпопеи с энтузиазмом: в течение 1966 года он стал чемпионом проката, его посмотрели в СССР 58 миллионов человек! Не меньшим ажиотажем сопровождался выход второй серии («Наташа Ростова») — она стартовала в советском прокате в июле того же, 1966 года.
А за год до выхода в широкий прокат две первые серии «Войны и мира» участвовали в конкурсе IV Московского международного кинофестиваля и были удостоены Большого приза. Но не все кинематографисты и критики были тогда согласны с такой высокой оценкой. Сейчас эта масштабная и добротная экранизация романа Льва Толстого для нас — классика, эталон киноинтерпретации. А тогда Бондарчука упрекали, например, в искажении возраста некоторых героев (сам же Сергей Федорович, будучи 45-летним человеком, играл 20-летнего Пьера), в придании некоторым интерьерам излишней пышности. Лишь в одном все сходились: батальные сцены не знали себе равных! Впрочем, и тут некоторые критики предъявляли Бондарчуку претензию: он, дескать, смакует ужасы войны, заливает экран кровью и выкладывает натюрморты из трупов. На это режиссер отвечал: «Надо проникнуться античеловечностью войны».
Отступление русской армии из Москвы, пожары в древней столице, наконец, битва на Бородинском поле — эти сцены из фильма Бондарчука вошли в историю кино. В массовке «Войны и мира» насчитывалось 15 тысяч человек. Министерство обороны предоставило для работы над фильмом целый кавалерийский полк из полутора тысяч всадников и, соответственно, лошадей. Картина снималась на экспериментальную 70-миллиметровую пленку, так как только она могла обеспечить необходимый широкий формат. Все вы наверняка помните эпизод первого бала Наташи Ростовой: огромный зал, кружащиеся пары. Как удалось достичь такой маневренности камеры? Оператор Анатолий Петрицкий просто встал на роликовые коньки, а ассистенты катили его между танцующими. Потом он взмыл на кране под потолок и снял зал сверху — знаменитый кадр и по прошествии 50 лет смотрится чрезвычайно эффектно!
Четырехсерийный фильм «Война и мир» — самая дорогая постановка за всю историю советского кино. Смета ее составила 18 миллионов рублей. Картину купили кинопрокатчики 117 стран. Первую серию посмотрели в СССР 58,3 миллиона зрителей, вторую — 36,2 миллиона, третью — 21 миллион, четвертую — 19,8 миллиона. В 1968 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Читайте также:
В 2000 году картину оцифровали и снабдили звуком Dolby Digital. А оцифровка пленки дает специалистам удивительную возможность реанимировать старые ленты. Именно это сейчас и делают со знаменитым фильмом Сергея Бондарчука. Мосфильмовские реставраторы вручную чистят каждый кадр. На мониторе компьютера — увеличенные, как под микроскопом, фигуры, пейзажи, интерьеры. Пленка демонстрирует следы времени: царапины, помутнения, пыль. Реставратор производит на специальном планшете нужные манипуляции — и картинка на мониторе выправляется как по волшебству! Еще одна важная задача — восстановить изначальный цвет изображения, который с годами, конечно, потускнел. Реставрацию «Войны и мира» планируют завершить через полгода.
Смотрите также