Гостиница «Астория»
Историческое здание в кольце главных площадей Петербурга — Исаакиевской, Дворцовой, Сенатской. Гостиница «Астория» построена в 1912 году признанным лидером направления «северный модерн», архитектором Федором Лидвалем. Название свое она получила в честь популярного нью-йоркского отеля братьев Асторов. Отель в стиле модерн задумывался в начале ХХ века как лучший в российской столице. Стал в итоге лучшим не только в России, но и в Европе.
История создания
На месте меблированных комнат «Бристоль», известных после взрыва бомбы революционера Швейцера, выросло шестиэтажное здание. Изысканные номера, зимний сад, библиотека, самое современное по тем временам оснащение (от лифтов до системы вентиляции) сочетались с высоким архитектурным стилем. Утонченности требовало соседство с Исаакиевским собором и зданием германского посольства. Чтобы вписать высотное по тем временам здание в шесть этажей в ансамбль Исаакиевской площади, архитектор визуально его занизил. Первые два этажа облицованы гранитом, что придает зданию монументальность, а верхние опоясаны массивным карнизом. И хотя проект получил одобрение Академии художеств, известный искусствовед того времени Георгий Лукомский здание раскритиковал: «Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Впрочем, большинство его коллег отметили по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады нового отеля.
Первая мировая и Великая Отечественная
Открытие «Астории» совпало с 300-летием императорского дома Романовых. Во время Первой мировой войны отель, невзирая на миллионные прибыли, переоборудовали в военную гостиницу для прибывавших с фронта офицеров. Во время Февральской и Октябрьской революций «Астория» оказалась в центре событий, генерал Корнилов в ней разместил свой штаб. А революционно настроенные массы брали стратегически удобно расположенное здание штурмом. Новая власть открыла в престижных апартаментах «Первый дом Петросовета». Здесь, будучи в Петербурге, останавливались Ленин и участники конгресса Коммунистического интернационала. Времена НЭПа расставили экономические приоритеты. Отель снова стал принимать постояльцев. В 1926 году здание отдали «Интуристу». Именно в эти годы в «Астории» останавливался английский писатель-фантаст Герберт Уэллс.
Во время Великой Отечественной войны «Астория» становится госпиталем. Как утверждают современники, свои виды на исторический отель были и у фашистов. Гостиницу не бомбили, Гитлер намеревался устроить в «Зимнем саду» «Астории» банкет в честь своей победы. Были уже изготовлены билеты, которые, к счастью, не пригодились.
«Астория» в послевоенное время
Послевоенная «Астория» сначала — элитный дом для деятелей искусств, а впоследствии — снова гостиница. Не раз знаменитый отель бывал съемочной площадкой. Из окна «Астории», ухватившись за ковровую дорожку, спускался Андрей Миронов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Эпизод картины «Мелодии белой ночи» с участием Юрия Соломина и Комаки Курихара также снимали в «Астории». Историческими столовыми приборами, переданными отелем на «Ленфильм», пользовались Шерлок Холмс и доктор Ватсон в картине Игоря Масленникова. А булгаковский персонаж финдиректор Римский, по роману, скрывался в этих стенах от нечистой силы: «Пришел ответ к вечеру пятницы, что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже». К слову, жил в «Астории» и сам автор «Мастера и Маргариты» Михаил Булгаков.
Просторные холлы отеля помнят раскатистый бас Федора Шаляпина, по парадной лестнице поднимались первые лица многих стран. Историческое здание отреставрировано в 1990 году и вошло в ассоциацию «Ведущие отели мира». В 2009-м Мадонна во время своего мирового турне поставила условие — проживание в «Астории», вслед за коллегами-музыкантами из Rolling Stones и Depeche Mode. «Астория» и спустя столетие после открытия остается самой популярной из пятисот петербургских гостиниц.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует