Что общего у народной культуры и любви к Родине?
«Национальная идея заложена в народной культуре. Здесь и толерантность, и международное согласие. Во всех традициях любого народа есть гуманистические ценности — только то, что несет нравственность и добро. Наша задача — чтобы традиции народных культур стали нормой жизни для человека. И тогда, не переступая эту норму, люди будут соблюдать те самые правила, которые приведут к мирному сосуществованию, к доброте друг к другу, к гуманизму, к сердечности и духовности». Эксклюзивное интервью «Культура.РФ» с Тамарой Валентиновной Пуртовой — директором Государственного Российского дома народного творчества.
— Вы руководите Домом народного творчества. Чем занимается это учреждение?
— Дом народного творчества первоначально был создан Василием Поленовым как Дом деревенского театра. Потом его переименовали в Дом театрального просвещения в деревне. Дата создания Государственного Российского дома народного творчества — 1915 год. В конце 1929 года он назывался Центральным домом самодеятельного искусства. В 30-е годы под эгидой Дома народного творчества была создана система центров домов народного творчества по всей России и сохранилась до сегодняшнего дня. Мы — головная организация для домов и центров народного творчества, существующих в 85 субъектах РФ. Они подчиняются региональной власти, но с точки зрения содружества и корпоративного объединения это наши коллеги и партнеры. Мы разрабатываем модели, системы, методики, которые используют в регионах, придумываем и проводим фестивали, конкурсы под эгидой Министерства культуры — нашего учредителя.
— Какие принципы и заветы вкладывали в дом его создатели — Василий Поленов и Савва Мамонтов?
— Савва Мамонтов был меценат в высоком смысле этого слова. Василий Дмитриевич Поленов жил идеей просвещения народа. Ими ставилась благая цель: не просто сделать дом сценической площадкой, а именно заниматься народным просветительством — абсолютно светлая мысль русской интеллигенции. Первоначально Поленов и Мамонтов занялись поддержкой театральных спектаклей, выработали методику. А дальше они стали обучать танцевальному мастерству и детей, и взрослых, чтобы они могли обрести позитивное душевное состояние. В рамках 100-летия Дома народного творчества одним из событий станет проведение круглого стола в Поленово. Это дань уважения основателям нашего учреждения.
— Вы занимаетесь продвижением народного творчества. Насколько оно востребовано сегодня?
— У нас два направления. Первое — народная культура, сохранение традиций и стремление внедрить их в современную жизнь. Второе — содействие творческим людям вне зависимости от их возраста и статуса.
Москва и Санкт-Петербург — это столицы, города «вечно бегущие», занятые, они сложнее воспринимают народные традиции. В Петербурге процветает академическое искусство, в Москве — шоу-бизнес. При этом крайне популярны фестивали под открытым небом — современные обработки этнического материала. Этноджаз, этнорок, этнофолк. В основе — наша русская традиция.
Что касается любого провинциального города, у нас переполненные залы, аншлаги.
— На каком этапе эволюции находятся сейчас этнические фестивали в России по сравнению, например, с Европой?
— Всем далеко до нас. Где еще вы найдете такое богатейшее разнообразие культур, народов, национальных ансамблей? Даже любительские ансамбли порой по своему уровню мало отличаются от профессиональных коллективов.
Самая главная идея — чтобы люди не были пассивными зрителями, чтобы они были соучастниками этого действия и оно их зацепило. Они посмотрели — а завтра захотят привести и своего ребенка.
— Насколько важно стремиться к народной культуре в ее исконном, необработанном виде?
— Всегда существовал спор между сценическими вариантами, созданными для популяризации, и собственно аутентичными образцами. Я считаю, что не может быть ничего застывшего. Народная культура есть явление современное в любой момент своей жизни, так же как трансформирующийся язык. Надо сохранять основы, знать канву. Но с течением времени все видоизменяется. Если вы на широкую публику вынесете исключительно аутентичный концерт, я вас уверяю, что вы эту широкую публику потеряете. Он будет интересен только этнографам и специалистам по хоровому пению. Я вообще против запретов. Я считаю, что все имеет право на существование в народной культуре и в жизни тоже. Пусть каждый развивается и выберет для себя, что наиболее интересно.
— Где заканчивается истинно народная культура и начинается ее стилизация? Есть ли грань, когда народная культура утрируется и превращается в лубок?
— Есть разные формы, но всем надо знать меру и степень. Без обработки аутентичная традиция — это когда мы с вами сидим в горнице на лавочке, прядем и поем или мы вышли и танцуем на лужайке. Это да, есть у нас и такие праздники, тот же «Садко» в Великом Новгороде. Он, кстати, пользуется огромной популярностью. В целом в народной культуре для каждой площадки, для каждых условий — свой уровень обработки материала. Остальное — дело вкуса, совести, профессионализма организатора.
— Как правильно приобщать детей к традициям?
— Метод всегда один, и он всегда работает — личный родительский пример. Например, ансамбль «Калинка» с прекрасным руководителем. За 25 лет существования через него прошли тысячи детей. Эти дети выросли в атмосфере творческого креатива, в уважении друг к другу в коллективе. В таких объединениях и складывается характер, воспитываются гражданственность и патриотизм. Хотелось бы, чтобы в школах в расписание включили предмет по народным традициям и фольклору, потому что дети с детского сада и с начальной школы должны получать элементарные знания. Мы учим русский язык, но не даем элементарные представления о русской музыке, танце, песне, обычае. Потом сложно объяснить молодежи, что это вовсе не скучно, не покрыто нафталином, а живо, ярко и интересно. Чтобы воспитать креативно мыслящую личность, нужно приобщить ее к творчеству.
— В каком объеме на сегодняшний день обряды и традиции существуют в повседневной жизни, в быту?
— Постсоветский период был тяжелым. Сейчас все возвращается, и интерес возрождается. Особенно национальные республики, например народы Кавказа, Поволжья и даже, может, малочисленные северные и Дальнего Востока — у них традиции социальной жизни сохраняются в следовании народным обычаям и обрядам. На Кавказе и в Поволжье обязательно соблюдаются свадебные обряды. У марийцев сначала свадьба празднуется как гражданская, а на второй день — по марийским традициям. Мы придумали с ульяновскими коллегами фестиваль «Свадьба в Обломовке», где в рамках фестиваля демонстрируются образцы всех свадеб Поволжского региона. Это очень привлекательно, это один из манков для молодежи, с помощью которого ее можно привлечь. Зрители не просто смотрят действо, а становятся полноценными участниками обрядов.
— Есть ли регионы — лидеры в сохранении и продвижении народного творчества?
— Во многом это зависит от региональной поддержки в каждой конкретной области. Сегодня можно выделить Тверскую, Владимирскую области. Ярославскую область, где мы проводим хорошие акции — фестиваль фольклорных театров «Охочие комедианты», «Русский костюм на рубеже эпох». В Кемерове никогда нет проблем с поддержкой направления, которым мы занимаемся. Народное творчество на высоком уровне в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, в Удмуртии и Чувашии. Из кавказских республик безусловный лидер — Дагестан, где популяризируется традиционная культура.
— Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы заниматься народным творчеством?
— Он должен любить свою Родину. Быть гордым за принадлежность к стране, в которой он живет. Он должен быть гражданином своей страны, гордиться своей национальной культурой, ее достижениями, особенностями и уникальностью.
Национальная идея заложена в народной культуре. Здесь и толерантность, и международное согласие. Во всех традициях любого народа заложены гуманистические ценности, только то, что несет нравственность и добро. Наша задача — чтобы традиции народных культур стали нормой жизни для человека. И тогда, не переступая эту норму, люди будут соблюдать те самые правила, которые приведут к мирному сосуществованию, к доброте друг к другу, к гуманизму, к сердечности и духовности.
Благодарим за предоставленные фотографии Российский дом народного творчества.