Тюмень деревянная
Сохранение уникального лица города — дело всей жизни реставратора Вадима Шитова. Еще работая в авиации, приехал в Тюмень в 70-х годах прошлого века. Да так и остался. А теперь благодаря ему сохраняется неповторимое очарование старых тюменских домиков.
Деревянные тротуары, земляные дороги и около трехсот памятников зодчества — таким впервые увидел город Вадим Шитов. Пилоты, налетав определенное количество часов, должны были отдыхать. Так уж случилось, что отдых этот приходился на старинные русские города: Вологду, Кижи, Суздаль, Загорск, Москву. Вадим Макарович вспоминает, что побывал за время работы в авиации во всех ему известных мастерских по реставрации памятников зодчества. А еще родился в семье художников, так что, попав в Тюмень, оценил всю красоту города глазом опытным, подготовленным. Спускаясь с небес на землю, замечал, как исчезают один за другим деревянные дома.
«И дома эти старые меня так проняли, что я все дела старался отложить, чтобы больше увидеть этот город. И тогда еще убедился, что все это потихоньку рушится, что надо хотя бы на любительском, дилетантском уровне сохранять эту красоту».
Вадим Шитов
Собирал, сначала неосознанно, элементы деревянных украшений разрушенных домов. Чуть ли не из костра вытаскивал ненужный «мусор». Изучал работы старых мастеров, потом эти образцы легли в основу тюменской резьбы по дереву.
«У нас есть еще дома, которые можно восстановить. Есть еще узоры очень красивой рельефной резьбы. Есть красивые дома с глухой резьбой. Это наш тюменский стиль. Глухая резьба, рельефная, объемная, барочная, скульптурная. Это все народное творчество, которое нельзя уничтожить».
Ссылки по теме
Пока есть что сохранять. Изначально тюменская резьба красовалась на кораблях, а в дни вынужденного простоя, зимой, мастера брались украшать дома. Есть предложение — появился и спрос. Купцы, что побогаче, свои дома затейными узорами выделяли. Так вырос деревянный город, где каждый дом неповторимый.
Первой школой ремесла для Вадима Шитова стала усадьба купца Колокольникова. И столяр, и плотник, Вадим Макарович проработал в музее 15 лет, воссоздавая исторический облик здания ХIХ века, где останавливался знаменитый маршал Василий Блюхер. Тогда впервые мастер осознал, что работа реставратора требует хирургической точности. Поступил в Московский институт искусства реставрации и чутьем художника-реставратора нащупал единственно верный путь в работе с памятниками деревянного зодчества — восстановить, как задумывалось.
«Художник — он свободен, он творит. Душа поет, рука махнула, резец пошел — он волен в своих действиях. А реставратор обязан воссоздать до миллиметра все, как было. Материал, движение, форма, объем — все должно быть таким, каким создал мастер».
Вадим Шитов
Читайте также:
О тюменской школе резьбы заговорили лишь в середине 80-х годов. До этого момента в Сибири были известны лишь иркутское и томское направления. Первый альбом «Деревянная резьба Тюмени» выпустила Нелли Шайхтдинова, а вот доказывать, что тюменская резьба — это собственная школа, пришлось уже вместе с Вадимом Шитовым.
В 1993 году мастер-реставратор обзавелся собственной мастерской «Мних». За годы работы удалось восстановить около тридцати объектов, приходилось воссоздавать храмы, основываясь на сибирских традициях. Сейчас Вадим Макарович работает с сыном Святославом, не оставляя надежды открыть музей деревянного зодчества, обучать детей. К слову, ученики Шитова — реставраторы, работают в «Петергофе» и Эрмитаже. Мастер учит беречь деревянное наследие зодчих — в Тюмени домов-то осталось не более семидесяти.
«Пока бы сохранить, что осталось. И передать это детям — научить исконным промыслам. Чтобы хотя бы кто-то сохранял уважение и любовь к ремеслу. И необязательно они станут профессионалами, но будут знать, чем занимались их предки. Надо, чтобы у наших детей было что-то родное, чтобы они чем-то дышали, видели красоту, росли духовно».
Чтобы видели не только свои, тюменские, разработали международный маршрут «Летопись Сибири в деревянной архитектуре города Тюмени», за что получили диплом ЮНЕСКО. Шитовы готовы водить экскурсии. Два часа пешком по купеческому городу, первому русскому городу Сибири, а потом и резец дадут — попробовать свои силы.