Первый женский: невыдуманная история
Первая мировая изменила не только границы государств, но и отношения между людьми, поставив в одинаковые условия и сильных мужчин, и хрупких женщин.
Продюсер Игорь Угольников рассказывает, что идея снимать подобную картину родилась еще во время работы над «Брестской крепостью». Сюжет для фильма был найден: в преддверии революции 1917 года Временное правительство создало боевые единицы, состоящие целиком из женщин. Предполагалось, что их готовность сражаться послужит примером для мужчин, уставших от долгой войны. Командовала женским батальоном поручик Мария Бочкарева — одна из первых русских женщин офицеров.
«Родзянко нашел мое предложение великолепным и представил себе, как это подействует на мужчин, когда они узнают, что женщины находятся в окопах и первыми пойдут в наступление. <…> Керенский слушал с явным нетерпением. Было очевидно, что он уже принял решение по этому делу. Сомневался лишь в одном: смогу ли я сохранить в этом батальоне высокий моральный дух и нравственность. Керенский сказал, что разрешит мне начать формирование немедленно, если я возьму на себя ответственность за поведение и репутацию девушек. Я дала обещание, и дело было решено. Тут же мне были предоставлены полномочия на формирование воинской части под наименованием «Первый русский женский Батальон смерти».
Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»
В конце июня 1917 года один из «Батальонов смерти» прибыл в действующую армию, очень скоро «новобраницам» пришлось вступить в настоящий бой.
«Ночь мы провели в тех же амбарах деревни Сенки. Удалось ли девушкам заснуть, не знаю. Разумеется, большинство из них испытывали страх перед лицом самой Войны. Пушки бухали беспрестанно, но мои маленькие храбрые солдатики держались стойко, скрывая свои чувства…».
Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»
Впервые солдаты Бочкаревой заглянули в страшное лицо войны 8 июля 1917 года. За три дня они отразили 14 немецких атак. 30 женщин были убиты, 70 ранены, но батальон не сдавался. Мужчины, поначалу воспринявшие появление таких сослуживцев в штыки, позже восхищались их стойкостью.
«Наши позиции располагались по берегу реки Стырь, которая в тех местах довольно узкая и мелкая. На противоположном берегу окопались немцы. В нескольких сотнях шагов от нас был мост через реку. <…> Немцы яростно забрасывали нас минами. Однако мины летели с такой скоростью, что мы успевали укрыться прежде, чем они падали на нашу сторону. Наша рота занимала позицию в непосредственной близости от первой линии неприятеля».
Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»
Несмотря на казармы и форму, окопы и винтовки, женщины на войне оставались женщинами. Каждая со своим характером и слабостями. Для создателей «Батальона» важно было подчеркнуть индивидуальность каждой героини, так что пришлось продумывать даже длину оставшихся волос, которыми актрисы пожертвовали ради съемок.
Читайте также:
— Меня все время спрашивают, тяжело ли было забрить девушек налысо. Нет, не тяжело, хотя, когда их стригли, слезы текли и у них, и у нас. Сложнее было обучить их воинскому делу или снимать их в тяжелых эпизодах, когда они бегут по грязи, в дыму, в противогазах, с настоящими винтовками, со штыками, — рассказывает Игорь Угольников.
Все актрисы «Батальона» прошли полноценный курс молодого бойца: учились стрелять, кидать гранаты, строиться, читали армейский устав. Угольников утверждает, что в конце съемок они превратились в настоящий батальон и вместе терпели все тяжести полевых условий.
«Для учебных тренировок мы получили пятьсот винтовок, которых хватило лишь на четверть личного состава. Пришлось изобрести такой метод, который позволял бы использовать винтовки всему составу части. Было также признано целесообразным ввести особые знаки отличия для солдат и офицеров Батальона смерти. Поэтому мы придумали новые погоны — белые с красными и черными полосами. На правом рукаве гимнастерки нашивалась красно-черная стрела. Я заказала две тысячи таких знаков».
Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»
Ссылки по теме
Работать над фильмом о Первой мировой войне, на долгое время оказавшейся забытой, оказалось сложнее, чем над картиной о Великой Отечественной. Документальных материалов по этой эпохе достаточно, но перед авторами стояла задача собрать все воедино, в итоге только на исторические переработки сценария ушло больше года. Консультировали съемочную группу историки Российского военно-исторического общества. Требовалось восстановить колорит эпохи: костюмы, интерьеры, военную технику и оружие. Даже винтовки у девушек были полной копией «мосинок», использовавшихся в Первой мировой.
После работы над «Батальоном» в распоряжении съемочной группы осталась целая коллекция костюмов, которая будет передана Ленфильму. Позже ее пополнят наряды, использовавшиеся в съемках картин «Матильда» Алексея Учителя и «Контрибуция» Сергея Снежкина. По словам Игоря Угольникова, такое собрание костюмов начала XX века может стать самым большим в Европе.