Государственный Эрмитаж: детский путеводитель

Государственный Эрмитаж
 — один из самых крупных музеев мира, здесь хранится более трех миллионов экспонатов. Основная экспозиция музея разместилась в Зимнем дворце
на Дворцовой площади Санкт-Петербурга: раньше он был главной резиденцией царской семьи.
Что показать в Государственном Эрмитаже ребенку? В какие кружки можно его записать? Какие детские образовательные программы проводит музей? Об этом и многом другом рассказываем в нашем материале. А еще объясняем, по какому маршруту удобнее всего пройтись с детьми по Зимнему дворцу и Новому Эрмитажу.

Семейный маршрут по залам Зимнего дворца

Павильонный зал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Иорданская лестница, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Светлана Рагина / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Георгиевский зал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Эрмитажа
Искусствовед Ирина Дюбанова подготовила экскурсию для всей семьи по самым посещаемым залам Зимнего дворца
и Нового Эрмитажа. Начните свой путь на Посольской, или Иорданской, лестнице. Когда-то по ней поднимались в парадные залы второго этажа важные гости — члены иностранных делегаций.
Большую парадную анфиладу Зимнего дворца открывает Фельдмаршальский зал
, который украшен портретами российских полководцев: Григория Потемкина
, Петра Румянцева, Александра Суворова
и других. Через Петровский и Гербовый залы и Галерею Отечественной войны 1812 года пройдите в Большой тронный зал. Его площадь — около 1000 квадратных метров. Зал украшен редким драгоценным материалом — белым итальянским мрамором, а мозаичный паркет собран из 16 ценных пород дерева. Царский трон украшен чеканным серебром и балдахином из красного бархата. Во время торжественных приемов и награждений император не сидел на нем, а стоял рядом: так он выражал уважение каждому гостю. На мраморном рельефе над троном изображен святой Георгий Победоносец
, который считается небесным покровителем воинов и является символом победы над злом и защиты веры. Второе название зала — Георгиевский.
Через Аполлонов зал и Романовскую галерею отправляйтесь в Павильонный зал
. Здесь члены императорской семьи отдыхали и принимали гостей. Помещение обустроил в 1858 году архитектор Андрей Штакеншнейдер
. Галереи с золочеными решетками в этом зале опираются на мраморные колонны, а пол украшает мозаика. В ее центре изображена голова Медузы — чудовища из греческой мифологии, женщины с волосами-змеями. Еще в Павильонном зале находятся фонтаны. Вода в них не бьет струями, а капает в декоративные ракушки. Так же устроен «Фонтан слез» Бахчисарайского дворца
в Крыму. По преданиям, хан Кырым Герай установил его в знак скорби по умершей жене. Эту легенду описал в своей поэме «Бахчисарайский фонтан»
Александр Пушкин
.
За окнами Павильонного зала можно увидеть Висячий сад, он располагается на уровне второго этажа. Раньше зимой здесь устанавливали горку для катания, а летом выпускали павлинов. В самом Павильонном зале было несколько гостиных. Для Екатерины II
здесь установили первый в России лифт: в последние годы жизни императрицы у нее болели ноги и подниматься в сад ей было тяжело. А гостиные, которые находились неподалеку, Екатерина II называла французским словом «эрмитаж», что означает «место для отдыха». Отсюда позже произошло и название самого музея.
В Павильонном зале находятся знаменитые часы «Павлин». Их изготовили в XVIII веке механик Джеймс Кокс и мастер Фредерик Юри. Часы выполнены из меди, украшены позолотой и стразами. Купил механизм Григорий Потемкин
за огромную для того времени сумму — 11 тысяч рублей. Сначала часы стояли в его Таврическом дворце
. А в 1797 году их перевезли в Эрмитаж
. Когда механизм запускают, фигурки птиц начинают двигаться.

Что показать ребенку в Новом Эрмитаже

Часы «Павлин», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Двадцатиколонный зал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Дарья Морозова / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Рыцарский зал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
В Новый Эрмитаж вы попадете из Павильонного зала
. Здание возвели в середине XIX века специально для императорской коллекции древностей и произведений искусства. Пройдите вперед до парадной Николаевской лестницы и по ней спуститесь на первый этаж. Название она получила в честь Николая I
: по его инициативе императорский музей открыли для посещений. Здание, в котором хранили и выставляли экспонаты, спроектировал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Он специально приехал в Россию по приглашению императора. Музей торжественно открылся 5 февраля 1852 года. Гости входили через подъезд с атлантами — их создал скульптор Александр Теребенёв. Сегодня гранитные фигуры считаются одним из символов всего Петербурга. Поэт Александр Городницкий упомянул их в песне «Атланты» — гимне музея.
Дальше пройдите через Двадцатиколонный и Помпейский залы в зал Большой вазы
. Здесь вы увидите самую большую в мире каменную вазу — Колыванскую. Ее изготовили из зелено-волнистой яшмы, которую нашли в первой половине XIX века в Алтайских горах
, недалеко от села Колывань. Обычно этот минерал встречается в виде небольших фрагментов, а этот крупный кусок оказался настоящей редкостью. Вазу из монолитного камня мастера вырезали целых 12 лет. Сначала они работали прямо на месте, затем изделие перевезли на Колыванскую фабрику, а уже оттуда — в Петербург. Ваза весит 19 тонн, ее высота — два с половиной метра, а диаметр — пять. В столицу вазу везли несколько лет. Сначала на специальной повозке, которую тащили до 160 лошадей, затем на баржах. В зал Нового Эрмитажа вазу вносили около 700 рабочих. Специально для этого экспоната в здании укрепили фундамент.
В следующих нескольких помещениях Нового Эрмитажа можно увидеть работы древних мастеров. В Зале Юпитера находятся древнеримские скульптуры. Одна из них — высокая статуя бога-громовержца Юпитера, которую изготовил неизвестный мастер в конце I века нашей эры. Тогда Древним Римом правил император Домициан и монумент стоял на его вилле. Археологи обнаружили фигуру в XVIII веке. Статую купил итальянский аристократ Джан Кампана, маркиз ди Кавелли. Но вскоре он разорился, а большую часть его коллекции выкупили Романовы. Собрание членов императорской семьи и легло в основу экспозиции Эрмитажа.
Вернитесь к Николаевской лестнице и поднимитесь на второй этаж. Вы окажетесь в залах картинной галереи. Архитектор Лео фон Кленце разработал для них особую систему освещения: свет на экспонаты падает только сверху через стеклянный потолок — так они меньше бликуют. Всего в Эрмитаже три таких комнаты — Малый итальянский, Большой итальянский и Малый испанский просветы.
Однако Лео фон Кленце не учел особенностей петербургской погоды: зимой в городе рано темнеет и потолочного света не хватает. Поэтому в помещениях появились дополнительные светильники — торшеры. Еще залы украшены зелеными малахитовыми вазами и столешницами, которые контрастируют с красными стенами.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Дарья Морозова / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Малый итальянский просвет, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Светлана Рагина / пресс-служба Государственного Эрмитажа
В Малом итальянском просвете хранятся работы XVI–XVII веков. Здесь можно увидеть картины «Рождение Иоанна Крестителя» Тинторетто и «Суд Париса» Луки Джордано, которые купила для Эрмитажа Екатерина II
. А вот полотна «Святые жены-мироносицы у гроба воскресшего Христа» Аннибале Карраччи и «Мученичество святой Екатерины» Гверчино приобрел уже Николай I
.
В Большом итальянском просвете хранятся картины мастеров XVII–XVIII веков Сальватора Розы, Каналетто, Джованни Баттиста Тьеполо. Еще здесь же стоит мраморная скульптура «Гибель Адониса» Джузеппе Маццуоли на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы». Этот зал самый большой из всех помещений со стеклянными плафонами.
В Малом испанском зале представлены произведения испанских живописцев XVII–XIX веков — Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбараны, Диего Веласкеса. Экспозицию завершает хронологически самое позднее произведение — «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи. Художник создал его в 1810 или 1811 году.
На этом маршрут по самым посещаемым залам Зимнего дворца и Нового Эрмитажа завершается. Кроме него, вы можете показать ребенку коллекции по его интересам. Например, в музее есть Рыцарский зал — там хранятся образцы оружия XV–XVII веков. В фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне открыта «Галерея костюма»: здесь можно увидеть наряды российских императоров, аристократов, крестьян.
В Эрмитаже действуют специальные программы для детей. Например, можно отправиться на обзорную экскурсию по Главному музейному комплексу «В мире прекрасного». Посетители увидят часы «Павлин» в Павильонном зале Малого Эрмитажа, живопись эпохи Возрождения
и античные скульптуры, побывают в Рыцарском зале и увидят артефакты Древнего Египта
. Ко многим временным экспозициям готовят специальные детские экскурсии. Например, на выставке «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем» в 2023 году рассказывали о средневековой культуре, проводили тематические квесты и мастер-классы.
В музее есть система абонементов для детей разных возрастов — от дошкольников до старшеклассников. Чтобы их оформить, нужно заполнить заявку на сайте Эрмитажа.

Детская образовательная программа Эрмитажа: изостудия, лекторий, кружки и мастер-классы

Изостудия, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Дарья Морозова / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Светлана Рагина / пресс-служба Государственного Эрмитажа
День Эрмитажного кота, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
При Государственном Эрмитаже
работает научно-методический отдел «Школьный центр». Он готовит для детей образовательные программы — мастер-классы, лекции, кружки. Занятия для младших школьников проходят в Эрмитажном театре, для старшеклассников — в залах Главного штаба
и в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня»
.
Музейная изостудия Эрмитажа — старейшая в России, она открылась еще в 1957 году. Сюда можно отдать ребенка от пяти лет и старше. Здесь не только учат рисовать, но и знакомят с коллекцией музея — шедеврами живописи и графики. Чтобы поступить в изостудию, нужно принять участие в конкурсе рисунков и пройти собеседование.
Детские кружки Эрмитажа ведут реставраторы и искусствоведы, археологи и хранители музейных коллекций. В 2023 году учащиеся кружка «Древний мир» историка Ольги Горской проводили костюмированный выпускной бал. На нем дети в нарядах античных героев читали стихи, играли на музыкальных инструментах, рассказывали истории своих персонажей. А участники кружка «Эрмитажный следопыт» отправились в подвалы музея. Там они искали знаменитых эрмитажных котов, которые официально считаются сотрудниками учреждения.
Работы детей, которые посещают кружки, показывают на тематических экспозициях. В холле Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» выставляли работы учеников студии «Авторская кукла в историческом костюме». А к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина
члены сразу нескольких эрмитажных кружков подготовили общий проект, в котором прозвучали стихотворения поэта.
Кроме регулярных занятий в музее дети могут посещать и разовые мастер-классы. На занятиях они создают работу в краснофигурной технике росписи, расписывают тарелки, украшают чайные чашки.
Узнать подробности об изостудии, кружках и других образовательных программах музея можно в группе «Школьного центра» в социальной сети «ВКонтакте».

Конкурсы и праздники

Конкурс елочных игрушек, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Светлана Рагина / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Конкурс елочных игрушек, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Светлана Рагина / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Костюмированный бал, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография: Алексей Бронников / пресс-служба Государственного Эрмитажа
Ежегодно Государственный Эрмитаж
проводит конкурсы для детей. Один из них — «История костюма, или Костюм с историей». Его участники создают модели старинных нарядов с помощью компьютерной графики и анимации. Каждый год сотрудники музея выбирают новые темы.
Совместно с технопарком «Айна» музей проводит конкурс елочной игрушки «Создай экспонат для Эрмитажа». Участвовать в нем могут и дети, и взрослые. Комиссия во главе с Михаилом Пиотровским
оценивает работы в двух категориях: до 15 лет и от 16 и старше. Изделия победителей и призеров каждый год украшают новогодние ели Эрмитажа.
Еще в музее проходит конкурс рисунка. В 2024 году его организовали Государственный Эрмитаж, Московская международная биеннале современного искусства и «Движение первых». Детям предложили нарисовать эрмитажных котов. Победители конкурса отправились в «Артек».
Также у музея есть программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся нескольких петербургских школ и интернатов занимаются в музее по программе «Наш Эрмитаж». К Новому году дети готовят в музее праздничную программу, а еще ставят спектакли.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Государственный Эрмитаж
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна