Что смотреть: советует Сергей Соловьев

В 2013 году список любимых фильмов Сергея Соловьева
вошел в сборник «650 фильмов, изменивших мир», который составили журналисты издания «Афиша». О картинах, которые ему нравились, режиссер писал в мемуарах «Слово за слово». Еще Сергей Соловьев рекомендовал смотреть хорошее кино своим студентам: до конца жизни он руководил режиссерской и актерской мастерскими ВГИКа
.
Соловьев любил творчество итальянских, французских и американских классиков. Он писал о режиссерах Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Федерико Феллини:
Через всю мою жизнь, как и через жизнь всего моего кинематографического поколения, прошли три великих итальянца, три гения, три титана — Висконти, Феллини, Антониони, люди, задавшие мировому кинематографу уже невозможную на сегодняшний день планку духовной высоты. Подобную же загадку, думаю, задали последующим поколениям три других конгениальных итальянца, титаны Возрождения
 — Леонардо
, Рафаэль и Микеланджело. После их существования и трудов, конечно же, кажутся непроходимой галиматьей все разговоры о «прогрессе в искусстве» — какой там прогресс, когда на их фоне вот уже пять веков идет повальное вырождение и искусства, и человечества? Три кинематографических титана XX века совершили подобное: покуда будут существовать аудиовизуальные игрушки, этим людям отведено место, не уступающее по значению трем великим гениям Возрождения.
Мы изучили мемуары Сергея Соловьева
«Слово за слово», его интервью и статьи, а также путеводитель «650 фильмов, изменивших мир» и рассказываем о любимых фильмах режиссера.

«Вакантное место» Эрманно Ольми

Кадр из художественного фильма Эрманно Ольми «Вакантное место» (1961)
Кадр из художественного фильма Эрманно Ольми «Вакантное место» (1961)
Кадр из художественного фильма Эрманно Ольми «Вакантное место» (1961)
Очень многому я научился у великолепного итальянского режиссера Эрманно Ольми, хотя и тут не стану утверждать, что каждая его картина — шедевр. Я бесконечно люблю его первую ленту — «Вакантное место», в свое время она меня потрясла и до сих пор держит в своем плену. Сколько ни было у меня режиссерских наборов — и во ВГИКе
, и на Высших режиссерских курсах, занятия с каждым из них я начинал именно с этого фильма — он мне кажется просто энциклопедией нашей профессии. На вопрос, что такое кинорежиссура, могу лишь посоветовать: «Посмотрите «Эль посто» Эрманно Ольми. Там все как на ладони. Это словно бы даже и не совсем кинокартина, а какой-то выдающийся макет самой профессии.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Последний киносеанс» и «Бумажная луна» Питера Богдановича

Кадр из художественного фильма Питера Богдановича «Последний киносеанс» (1971)
Кадр из художественного фильма Питера Богдановича «Бумажная луна» (1973)
Кадр из художественного фильма Питера Богдановича «Последний киносеанс» (1971)
Отзаседав в жюри с Питером Богдановичем, я так и не смог найти случая сказать ему, как много в моей жизни значили его «Бумажная луна» и «Последний киносеанс».
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Рокко и его братья» Лукино Висконти

Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Кадр из художественного фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960)
Висконти я видел всего один раз — в холле гостиницы во время какого-то фестиваля. Он сидел в кресле: я так и не понял, то ли это было кресло-каталка, то ли обычное кресло, но ноги его были закрыты пледом. Судя по всему, он просто кого-то ждал. Было очень странное ощущение, что в кресле не живой человек, а уже прекрасный памятник самому себе. <…> Окружающие тоже не обращали на него внимания. Кажется, только я остолбенело смотрел на это поразительное, невероятной красоты произведение монументальной скульптуры, которое кто-то подарил нам напоследок для нашего изумления.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Затмение» Микеланджело Антониони

Кадр из художественного фильма Микеланджело Антониони «Затмение» (1962)
Кадр из художественного фильма Микеланджело Антониони «Затмение» (1962)
Кадр из художественного фильма Микеланджело Антониони «Затмение» (1962)
Затягивала и неотрывно держала внимание сама ворожба черно-белых изображений. Вдобавок к тому под ветром ходил экран, загадочно плыло лицо Моники Витти, стрекотал проектор. Медленно темнело, и чем больше сгущалась темнота, тем ярче, грандиознее становилось на шевелящемся экране черно-белое изображение с неясным фокусом — оно осталось в памяти как одно из самых ярких живописных впечатлений жизни. <…> С экрана, залитого потеками дождя, смотрело на нас недосягаемо прекрасное лицо Моники Витти — ничего равного по впечатлению в моей жизни не случалось. <…> Я до сих пор считаю «Затмение», «Ночь», «Приключение», «Красную пустыню» величайшими картинами столетия. Вся сегодняшняя американская и европейская кинопродукция не стоит и ногтя Антониони, почти она вся, за крайне редкими исключениями, деградация и распад.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Конформист» и «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи

Кадр из художественного фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003)
Кадр из художественного фильма Бернардо Бертолуччи «Конформист» (1970)
Кадр из художественного фильма Бернардо Бертолуччи «Конформист» (1970)
Знакомство с Бертолуччи началось занятно и смешно. Уже после «Конформиста» любому кинематографическому ежику было понятно, что это одна из самых могучих фигур в мировом кино. Бернардо словно бы в одиночку унаследовал все богатства, оставленные мировому кино тремя итальянскими титанами — Висконти, Феллини, Антониони. Всегда, когда я смотрел на Бернардо, на его фигуру, на крепость костяка, затылка, шею, начинающуюся лысину, мощную мускулатуру рук, не оставляло ощущение, что он и есть тот, кому дано было вобрать в себя, унаследовать всю энергию, принесенную в мир фильмами этих великих итальянцев.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Жюль и Джим», «Четыреста ударов», «Американская ночь» Франсуа Трюффо

Кадр из художественного фильма Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» (1962)
Кадр из художественного фильма Франсуа Трюффо «Американская ночь» (1973)
Кадр из художественного фильма Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959)
Первые лет двадцать работы в кино перед каждой новой картиной я непременно смотрел сам и просил всю группу смотреть две-три картины Трюффо. Все это образцы безупречного кинематографического вкуса, безупречного кинематографического аристократизма. Помню, я даже хотел написать рецензию на «Американскую ночь», картину совершенно восхитительную, рассказывающую о кино, о нежности, сложности и странности реальной жизни людей, ему посвятивших жизни. Практически вся книга, которую я сейчас для вас сочиняю, о том же, что и эта короткая, поразительного изящества лента. Рецензию я так и не написал, но название к ней придумал — «Любовь без вранья». Для меня эта картина — больше чем образец хорошего вкуса, она безукоризненно этична по отношению к самому искусству, к кинематографической профессии.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»

«Жить своей жизнью» и «Моцарт — навсегда» Жан-Люка Годара

Кадр из художественного фильма Жана-Люка Годара «Жить своей жизнью» (1962)
Кадр из художественного фильма Жана-Люка Годара «Моцарт — навсегда» (1996)
Кадр из художественного фильма Жана-Люка Годара «Жить своей жизнью» (1962)
Есть Пушкин
, Моцарт
, Малер… и Годар. Невероятно, что в то время, когда существует его картина о Моцарте, на фестивалях собираются люди и смотрят какую-то дребедень. А вообще нужно различать Годара — героя собственного перформанса и Годара — кинорежиссера. Все эти его фокусы, когда он говорил, что нужно снимать только научно-популярные фильмы про бомбы, мне тоже по душе: это был гениальный способ выживания художника в смешном, дурацком и безумном обществе.
Сергей Соловьев. Статья «Godard, je t’aime» в журнале «Сеанс», 2010 год

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна