Что смотреть: советует Сергей Соловьев
В 2013 году список любимых фильмов Сергея Соловьева вошел в сборник «650 фильмов, изменивших мир», который составили журналисты издания «Афиша». О картинах, которые ему нравились, режиссер писал в мемуарах «Слово за слово». Еще Сергей Соловьев рекомендовал смотреть хорошее кино своим студентам: до конца жизни он руководил режиссерской и актерской мастерскими ВГИКа.
Соловьев любил творчество итальянских, французских и американских классиков. Он писал о режиссерах Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Федерико Феллини:
Через всю мою жизнь, как и через жизнь всего моего кинематографического поколения, прошли три великих итальянца, три гения, три титана — Висконти, Феллини, Антониони, люди, задавшие мировому кинематографу уже невозможную на сегодняшний день планку духовной высоты. Подобную же загадку, думаю, задали последующим поколениям три других конгениальных итальянца, титаны Возрождения — Леонардо, Рафаэль и Микеланджело. После их существования и трудов, конечно же, кажутся непроходимой галиматьей все разговоры о «прогрессе в искусстве» — какой там прогресс, когда на их фоне вот уже пять веков идет повальное вырождение и искусства, и человечества? Три кинематографических титана XX века совершили подобное: покуда будут существовать аудиовизуальные игрушки, этим людям отведено место, не уступающее по значению трем великим гениям Возрождения.
Мы изучили мемуары Сергея Соловьева «Слово за слово», его интервью и статьи, а также путеводитель «650 фильмов, изменивших мир» и рассказываем о любимых фильмах режиссера.
«Вакантное место» Эрманно Ольми
Очень многому я научился у великолепного итальянского режиссера Эрманно Ольми, хотя и тут не стану утверждать, что каждая его картина — шедевр. Я бесконечно люблю его первую ленту — «Вакантное место», в свое время она меня потрясла и до сих пор держит в своем плену. Сколько ни было у меня режиссерских наборов — и во ВГИКе, и на Высших режиссерских курсах, занятия с каждым из них я начинал именно с этого фильма — он мне кажется просто энциклопедией нашей профессии. На вопрос, что такое кинорежиссура, могу лишь посоветовать: «Посмотрите «Эль посто» Эрманно Ольми. Там все как на ладони. Это словно бы даже и не совсем кинокартина, а какой-то выдающийся макет самой профессии.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
«Последний киносеанс» и «Бумажная луна» Питера Богдановича
Отзаседав в жюри с Питером Богдановичем, я так и не смог найти случая сказать ему, как много в моей жизни значили его «Бумажная луна» и «Последний киносеанс».
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
«Рокко и его братья» Лукино Висконти
Висконти я видел всего один раз — в холле гостиницы во время какого-то фестиваля. Он сидел в кресле: я так и не понял, то ли это было кресло-каталка, то ли обычное кресло, но ноги его были закрыты пледом. Судя по всему, он просто кого-то ждал. Было очень странное ощущение, что в кресле не живой человек, а уже прекрасный памятник самому себе. <…> Окружающие тоже не обращали на него внимания. Кажется, только я остолбенело смотрел на это поразительное, невероятной красоты произведение монументальной скульптуры, которое кто-то подарил нам напоследок для нашего изумления.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
«Затмение» Микеланджело Антониони
Затягивала и неотрывно держала внимание сама ворожба черно-белых изображений. Вдобавок к тому под ветром ходил экран, загадочно плыло лицо Моники Витти, стрекотал проектор. Медленно темнело, и чем больше сгущалась темнота, тем ярче, грандиознее становилось на шевелящемся экране черно-белое изображение с неясным фокусом — оно осталось в памяти как одно из самых ярких живописных впечатлений жизни. <…> С экрана, залитого потеками дождя, смотрело на нас недосягаемо прекрасное лицо Моники Витти — ничего равного по впечатлению в моей жизни не случалось. <…> Я до сих пор считаю «Затмение», «Ночь», «Приключение», «Красную пустыню» величайшими картинами столетия. Вся сегодняшняя американская и европейская кинопродукция не стоит и ногтя Антониони, почти она вся, за крайне редкими исключениями, деградация и распад.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
Читайте также:
«Конформист» и «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи
Знакомство с Бертолуччи началось занятно и смешно. Уже после «Конформиста» любому кинематографическому ежику было понятно, что это одна из самых могучих фигур в мировом кино. Бернардо словно бы в одиночку унаследовал все богатства, оставленные мировому кино тремя итальянскими титанами — Висконти, Феллини, Антониони. Всегда, когда я смотрел на Бернардо, на его фигуру, на крепость костяка, затылка, шею, начинающуюся лысину, мощную мускулатуру рук, не оставляло ощущение, что он и есть тот, кому дано было вобрать в себя, унаследовать всю энергию, принесенную в мир фильмами этих великих итальянцев.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
«Жюль и Джим», «Четыреста ударов», «Американская ночь» Франсуа Трюффо
Первые лет двадцать работы в кино перед каждой новой картиной я непременно смотрел сам и просил всю группу смотреть две-три картины Трюффо. Все это образцы безупречного кинематографического вкуса, безупречного кинематографического аристократизма. Помню, я даже хотел написать рецензию на «Американскую ночь», картину совершенно восхитительную, рассказывающую о кино, о нежности, сложности и странности реальной жизни людей, ему посвятивших жизни. Практически вся книга, которую я сейчас для вас сочиняю, о том же, что и эта короткая, поразительного изящества лента. Рецензию я так и не написал, но название к ней придумал — «Любовь без вранья». Для меня эта картина — больше чем образец хорошего вкуса, она безукоризненно этична по отношению к самому искусству, к кинематографической профессии.
Сергей Соловьев. «Слово за слово»
«Жить своей жизнью» и «Моцарт — навсегда» Жан-Люка Годара
Есть Пушкин, Моцарт, Малер… и Годар. Невероятно, что в то время, когда существует его картина о Моцарте, на фестивалях собираются люди и смотрят какую-то дребедень. А вообще нужно различать Годара — героя собственного перформанса и Годара — кинорежиссера. Все эти его фокусы, когда он говорил, что нужно снимать только научно-популярные фильмы про бомбы, мне тоже по душе: это был гениальный способ выживания художника в смешном, дурацком и безумном обществе.
Сергей Соловьев. Статья «Godard, je t’aime» в журнале «Сеанс», 2010 год
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также