Царские хоромы: как были устроены дворцы в допетровскую эпоху
Историк и археолог Иван Забелин изучал жизнь правителей и написал книгу «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». В старину княжеский быт мало отличался от крестьянского: у них были схожие обычаи, привычки и нравы. Разнился достаток — дворцы были более просторными, их украшали дорогими тканями, коврами и посудой. Читайте, какая планировка была у княжеских хором, где хранили припасы и казну, а также — кто еще до Петра оставил столицу и переехал за город.
Как был устроен княжеский дворец
В XVI и XVII веках княжеский дворец представлял собой не единое большое здание, а несколько отдельных построек. Такой комплекс называли хоромами. Дома стояли группами, а соединялись — переходами и холодными сенями-тамбурами. По устройству хоромы напоминали усадьбу. Почти каждый член семьи великого князя, а затем царя имел свой отдельный особняк.
Правильного, симметричного плана в древних больших постройках не было, почему и дворец великокняжеский в своем расположении представлял огромную массу зданий, раскиданных без всякого соответствия в частях.
Из книги Ивана Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»
Комнаты в старину называли клетями. В них, начиная со второго этажа, жили хозяева, а в нижнем этаже, подклете, размещались слуги и те, кто входил в княжий двор — уже тогда их называли дворянами. Припасы хранились в погребах, один из них специально отводили для медов — алкогольных напитков на основе сброженного меда.
Летом князь мог спать в отдельных летних клетях, а зимой — в теплом строении в несколько этажей. Личные покои правителя находились на верхних ярусах. О том, как выглядели их интерьеры, сведений сохранилось немного. Известно, что вдоль стен стояли широкие дощатые лавки, в сундуках под ними хранили вещи. Со временем комнаты стали украшать дорогими тканями, обставлять драгоценной утварью. Такие особо красивые хоромы называли красными.
На территории двора также располагался домовой храм, князья и члены их семей регулярно посещали службы. Правитель мог попасть туда по переходу прямо из своих покоев. А еще у князей была гридница — особое место для пиров, которое позже стали называть столовой избой.
Московский двор Рюриковичей
Когда князья еще не жили в Москве постоянно, здесь уже находился княжий стан, в котором дружина со своим главой могла остановиться на время. Двор стоял на возвышенности около места, где в Москву-реку впадала Неглинка. В XIII веке Москва стала центром княжества, стан расширили, возвели домовую церковь. В XIV веке при Дмитрии Донском резиденция правителя уже представляла собой богато украшенный комплекс деревянных построек.
Постельные, или жилые, покои московского князя располагались в глубине двора. В них входили четыре комнаты: передняя, где правитель принимал подданных, кабинет, спальня в отдалении от входа, а рядом с ней находилось помещение, где князь молился. Постельные хоромы переходом соединялись с мыльней. Особняки княгини и детей по устройству походили на покои правителя, но располагались отдельно.
В других хоромах — в передней части двора — князь принимал послов из других стран, здесь собирались бояре и духовенство, отмечали свадьбы и проводили застолья. Казну великого князя — драгоценности, меха и дорогие ткани — хранили в особых подвалах или, как было заведено с древности, в подклетах церквей.
В конце XV века князь Иван III Великий начал вместо прежних деревянных хором строить каменный дворец. Для работы пригласили итальянских мастеров. Однако план двора остался старинным: он представлял собой множество отдельных зданий, только более просторных. Каменные палаты стояли на территории Московского Кремля и, как и раньше, соединялись переходами.
Когда Иван III женился на Софье Палеолог из императорской династии Византии, уклад княжеской жизни стал меняться, а вместе с ним и интерьеры. Византийские черты в них проявились в пышном декоре. В летописях богато украшенный дворец сравнивали с раем. В Москве стали чаще бывать иностранные послы и гости, в честь чего устраивали дорогие приемы и торжественные церемонии. Разрастались дворцовые службы, на правителя и его приближенных трудились целые улицы и слободы. На Остоженном дворе заготавливали сено на зиму для лошадей, в слободе Конюшенной жили те, кто ухаживал за лошадьми. В Пресненских прудах разводили рыбу для царского стола, а на Поварской жили слуги, которые готовили. Еще существовал дровяной двор, слободы сокольников, охотников, ткачей и многих других работников.
Читайте также:
Где жил Иван Грозный
В XVI веке дворцовая усадьба в Московском Кремле продолжала расти. Новые каменные постройки по-прежнему соединялись между собой переходами, у каждого здания было несколько входов и множество крылец. Отдельные палаты строили для женщин и детей из княжеской семьи.
В начале XVI века правители обзавелись загородной резиденцией в Александровской слободе, примерно в 100 километрах от Москвы (сегодня — город Александров Владимирской области). Двор включал в себя центральный каменный дворец, который возвели русские и итальянские мастера, а также палаты разного назначения и церкви. Царь участвовал в храмовых богослужениях и лично пел в церковном хоре. Усадьбу окружал крепостной вал.
В слободе большую часть времени жил Иван Грозный. Во дворце он принимал послов, заключал торговые договоры и подписывал политические соглашения. Именно здесь государь выбирал себе третью жену, для чего из городов России привезли более 2000 претенденток разных сословий.
В 1580-х, за несколько лет до своей кончины, Иван Грозный вернулся в Москву. После смерти государя на престол взошел его сын Федор. Но из-за слабого здоровья он вскоре отошел от правительственных дел, и фактически власть оказалась в руках Бориса Годунова. Боярин развернул масштабное строительство по всему городу, в комплексе столичного дворца при нем возвели каменные палаты в дополнение к прежним.
Дворец при первых Романовых
В Смутное время начала XVII века столичный дворец пришел в запустение. В народе период Смуты прозвали «московская разруха»: здания по всему городу ветшали, их разбирали на дрова. Иван Забелин писал: «При вступлении на престол царя Михаила Федоровича дворец представлял самую грустную картину: от прежнего великолепия, которому так дивились посещавшие нас иностранцы, остались только голые стены в самом точном смысле этого слова…»
Когда первый царь из династии Романовых Михаил Федорович вступал на престол, палаты стояли без крыш, окон и дверей. Государь начал постепенно восстанавливать дворцовые постройки. В 1630-х возвели каменные покои для правителя и его семьи — Теремной дворец, он вошел в комплекс царского двора.
Описания интерьеров попали в документы тех лет. Печи в жилых хоромах были украшены синими и зелеными изразцами — керамической плиткой. В оконные рамы вместо стекол вставляли слюду — ее раньше называли хрусталем. Минерал расщепляли на тонкие пластины, которые пропускали свет. А чтобы сохранить тепло, снаружи окна закрывали ставнями. Полы во дворце обычно покрывали красной тканью, на стены набивали сукно, на лавки клали матрасы или обивали их войлоком. Во время праздников и приемов послов комнаты убирали еще более роскошно: украшали шелком, бархатом и золотым шитьем, а на пол вместо ткани клали персидские ковры.
На протяжении веков во дворце несколько раз случались сильные пожары, после которых здание восстанавливали. В начале XVIII века столица переехала в Санкт-Петербург, а Теремной дворец стал хранилищем старинных сокровищ. Строение сохранилось до наших дней, оно входит в комплекс Московского Кремля — здесь располагается резиденция президента.
Автор: Маргарита Ковынева