Ампир — это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам. Термин «ампир» происходит от французского слова
empire, что переводится как «империя». Поэтому стиль иногда называют «имперским».
Ампир появился во Франции в первой трети XIX века, в период правления императора Наполеона Бонапарта. Еще больше, чем ранний классицизм, этот стиль вдохновлялся архитектурой Древней Греции и Рима. Поэтому для него было характерно обилие колонн, лепнины,
карнизов и
пилястр — вертикальных выступов. А еще на зданиях часто встречалась военная эмблематика — изображения доспехов, оружия, лавровых венков. Так Наполеон Бонапарт, поклонник этого стиля, стремился увековечить в архитектуре успехи своей армии.
Символом ампира был орел. Изображения именно этих птиц архитекторы помещали на свои здания чаще всего.
Одним из самых известных образцов ампира стала Триумфальная арка в Париже. Ее архитектор Жан Франсуа Шальгрен вдохновлялся аркой Тита, которую возвели в Риме в I веке нашей эры в честь взятия Иерусалима.
В начале XIX века ампир стал популярен не только во Франции, но и в других европейских странах. Стиль проявлялся также в оформлении интерьеров, посуды, мебели. Эти предметы отличала строгая симметрия, обилие позолоты, декоративных элементов. Как и здания, их часто украшали изображениями орла. Например, во Франции были популярны кресла с подлокотниками в виде крыльев, диваны с резными ножками.
Русский ампир иногда называют александровским классицизмом из-за того, что он был популярен в царствование
Александра I. Основоположником этого стиля в нашей стране стал Огюст де Монферран. В
Петербурге он построил
Исаакиевский собор и
Александровскую колонну. А по проекту итальянского архитектора
Карла Росси там же возвели
Михайловский дворец, здание
Главного штаба,
Александринский театр.
В
Москве много зданий в стиле ампир появилось благодаря
Осипу Бове, который реконструировал город после
пожара 1812 года. Он построил, например,
Большой театр и
здание Манежа.
Как и французский ампир, александровский классицизм должен был отражать военные успехи
России. Поэтому на отечественных зданиях в этом стиле тоже было много военной символики.
А уже в 1930-х в СССР возник
сталинский ампир, ярким примером которого стали
сталинские высотки. Советские архитекторы вдохновлялись архитектурой Древней Греции и Рима, изучали также александровский классицизм.