Здоровье при царе: как торговали аптеки XIX века
Аптечное дело на Руси возникло при Иване Грозном. Петр I реформировал эту сферу: фармацевты стали получать образование и придерживаться профессиональных правил. «Культура.РФ» рассказывает, какие лекарства продавали в XIX веке, как фармацевты подделывали сложные составы, чтобы сэкономить, и кто мог позволить себе дорогое лечение.
На Руси долгое время лечились народными средствами. До XVIII века и цари, и крестьяне применяли практически одно и то же: травы, травяные мази и порошки. Иногда в их составе были такие необычные ингредиенты, как заячья лапка, рога оленя, щучьи зубы, барсучье, собачье и кошачье сало, измельченные полудрагоценные камни вроде яхонта, лазурита и хризолита.
Петр I после поездок в Европу ввел в стране новые правила: он закрыл так называемые зелейные лавки, установил правила обучения для фармацевтов и способствовал тому, чтобы в Россию приезжали специалисты из разных стран и открывали здесь новые медицинские заведения.
Что искать на аптечной полке XIX века
Самое важное отличие аптек первой половины XIX века от современных — какое-то время они отпускали лекарства в основном без рецепта врача. В послепетровскую эпоху фармацевты продавали средства, которые сами и готовили. Статус владельца лавки требовал по законам того времени длительной профильной учебы — вплоть до защиты диссертации в медицинском университете. Также в стране почти не существовало заводов, которые могли поставлять лекарства. Поэтому провизоры одновременно вели дела, рекомендовали покупателям средства и сами же их изготавливали. Для этого они использовали сборник готовых рецептов — фармакопею, или изобретали свои лекарственные составы. Например, один из крупных владельцев аптек в Москве профессор Александр Пель придумал спермин — универсальное лекарство из семени животных, которое назначали при широком спектре диагнозов, от астмы до чахотки и брюшного тифа. Состав продавали в особых капсулах, их тоже изобрел Пель.
Существовали готовые лекарства, которые тоже пользовались спросом. В обычной аптеке продавали мятные капли от болей в животе, спиртовую настойку «девье молоко» для отбеливания кожи и киндер-бальзам для примочек. Многие средства привозили из Европы, вплоть до сушеных цветков ромашки и йода. Покупать препараты за рубежом было проще и дешевле, чем готовить их в лавке и тем более создавать новые лекарства.
Аптеки продавали средства, которые сегодня назвали бы гомеопатическими или народными: студни из оленьих рогов, медицинские супы из устриц, врачебные уксусы и подобные препараты. От недугов могли использовать каши, пастилу, соли — самая известная из них нюхательная, средство от слабости и обмороков. Еще в медицинских лавках предлагали наркотические средства — их использовали как обезболивающее. Такие лекарства в форме сиропа давали детям при режущихся зубах, а в виде леденцов их принимали от воспалений в горле.
Также в аптеках можно было купить косметику, бытовую химию и даже составы для садоводства. Появлялись в них и так называемые «сопутствующие товары» — торты, марципаны, вина и ликеры.
Поддельные лекарства: как аптекари получали дополнительную выгоду
До 1826 года лекарства практически не проверяли. Поэтому в стране появлялись некачественные составы: аптекари их разбавляли или вовсе подделывали дорогостоящие средства.
Например, мятные капли состояли из медицинского спирта крепостью 96-97 градусов, который настаивали на мяте, и эфирного масла в пропорции 1:7. Некоторые аптекари, чтобы торговля была более прибыльной, меняли рецепт: разбавляли спирт или настаивали его на других пахучих растениях, например крапиве, добавляли эфирное масло в меньшей пропорции, часто используя соотношение 1:24. Производство такого лекарства стоило дешевле, а помогало оно хуже, покупатели приобретали больший объем у одного аптекаря.
Еще один способ поднять прибыль — отпустить вместо дорогого средства что-то попроще. В XIX веке состав мог быть авторским. Если фармацевт сам его разрабатывал и получал патент — бумагу, которая закрепляла рецепт и название, — лекарство стоило дороже. Однако власти не запрещали готовить средства по аналогичному рецепту. Провизоры могли закупать авторские составы, менять в них некоторые компоненты, подбирать коробочки и пузырьки, похожие на оригинальные, и продавать их как дорогие патентованные лекарства.
Подлоги прекратил Аптекарский устав 1836 года. С этого момента власти разрешили отпускать без описания только несложные составы. Основную часть лекарств требовали запечатывать в упаковку. На ней размещали информацию о составе, способе употребления, название аптеки, имена пациента и врача, который выписал лекарство.
Читайте также:
Аптекарская такса
В 1700-х годах Петр I фактически ввел аптечную монополию. Работу провизоров регламентировали особые правила: нельзя было открывать больше одного заведения на городской район, а владельцам лавок предписывалось учиться не меньше восьми лет и получать разрешение на работу у коллег.
В XIX веке фармацевты добились от государства дополнительных привилегий, в том числе связанных со стоимостью товаров. Так, в 1833 году власти по указу Николая I установили таксу — единую на всю страну цену на лекарства в случае, если покупатель хотел получить состав по рецепту от врача. После этого цены пересматривали каждый год, чаще всего в пользу фармацевтов.
Стоимость лекарств формировали несколько факторов. Первый — то, что их готовили вручную: учитывался в том числе труд аптекаря. Второй — патент на состав: если он был, это увеличивало стоимость. Кроме того, у аптек была относительно низкая конкуренция: по правилам XIX века в уездных городах расстояние между лавками не могло быть меньше 16 километров. А это позволяло хозяевам устанавливать свою ценовую политику.
В 1881 году владельцы аптек договорились о возможности одномоментно поднять все цены на 20%. Антон Чехов в фельетоне «Аптекарская такса, или Спасите, грабят!» писал:
Аптекарская такса имеет особенность: она, признавая правила, не знает исключений. «Брать за все без исключения» — ее пароль. Она берет за приготовление лекарства, за смешение его, насыщение, разделение на доли, за обертку, сигнатуру, ярлык, печать, посуду, коробку, бумагу, связующую нитку и прочая.
Писатель точно зафиксировал вид списков «аптечной таксы»: в них существовало множество пунктов, цена увеличивалась в зависимости от веса лекарств, от того, разделял ли фармацевт препарат на доли и формировал ли из «пилюльной массы» пилюлю. Каждый пункт добавлял к цене от 1-2 до 15 копеек. Готовый запатентованный препарат стоил больше рубля. В те времена на 3-4 копейки можно было купить батон ржаного хлеба в 400 граммов, а на 13 копеек — литр молока. А средняя зарплата работников низшего звена, например на фабриках, составляла примерно 20 рублей в месяц.
Так сложилась ситуация, в которой многие лекарства могли приобрести в основном зажиточные люди — дворяне, крупные купцы, обеспеченные горожане. Крестьяне иногда вообще не имели средств на покупку качественных средств, а ведь они составляли до 90% населения. Ситуация начала меняться после революции: в 1918 году аптеки национализировали, а в 1921 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР, по которому лекарства и перевязочные средства по рецептам врача стали выдавать бесплатно.
Автор: Тата Боева