Копорский чай: как кипрей выдавали за элитное китайское сырье

В XIX веке в России очень любили чай. В те времена в стране его практически не выращивали — завозили из Китая
по суше и морю. Популярный напиток стоил дорого, и купцы искали способы подделать сырье. Одним из выходов стали травяные настои — в том числе копорский чай, он же кипрей или иван-чай, который до этого был вполне разрешенным самостоятельным напитком. Читайте, как иван-чай превратился в аналог китайского продукта, зачем к нему добавляли чернозем, болотную землю и белую глину и сколько раз власти Российской империи боролись с подделкой.

Как появились чайные суррогаты

Борис Французов. Иван-чай. Кипрей (фрагмент). Александровский художественно-краеведческий музей, Александров, Владимирская область
Витольд Карклиньш. Кипрей (фрагмент). 1965. Интинский краеведческий музей, Инта, Республика Коми
Александр Морозов. Натюрморт с самоваром и белым чайником (фрагмент). 1930-е. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Существуют легенды, что чай привозили на территорию Руси еще во времена Золотой Орды. Однако первые официальные документы относятся к 1638 году, когда царь Михаил Федорович Романов получил подарок от Алтын-хана. Чай передали московским послам как лекарственное средство, и новинка правителю понравилась. До конца столетия его использовали только как микстуру
, например при простуде, и продавали в зелейных лавках
 — так называли аналоги аптек до большой петровской реформы.
С 1689 года сырье начали ввозить в Россию из Китая
регулярно. Звание чайной столицы в те времена носил город Кяхта в Бурятии, откуда товар распространяли по всей стране. Этот чай называли кяхтинским, или караванным. А по морю ввозили кантонское сырье, которое сначала отправлялось в Европу и только потом в Россию. Любой чай ехал до покупателя очень долго, а на дорогах купцов или крестьян подстерегали бандиты — чаерезы. Они нападали на караван, разрезали мешки и пересыпали содержимое в свою тару. Такую партию невозможно было отследить, и мошенники продавали сырье на своих условиях. Но из-за тяжелой и опасной дороги даже «законный» чай стоил дорого.
Андрей Попов. Мастеровой за чаепитием (фрагмент). 2-я половина XIX века. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Иван Кудрин. Купец, пьющий чай (фрагмент). 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Боярышня. За чаем (фрагмент). 1914. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Однако его пили все, от императоров до беднейших крестьян. Особую популярность чай обрел в XIX веке, именно тогда из него начали готовить напиток, а не лекарство. Маркиз де Кюстин, который путешествовал по России, писал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют». Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов заварка стала частью солдатского пайка.
Напиток был популярным и дорогим, и торговцы постоянно искали более дешевое сырье. Одним из подобных заменителей стал иван-чай, он же кипрей или копорка.

Травяные сборы из Петергофа

Николай Дмитриев-Оренбургский. Великие князья Сергей Александрович, цесаревич наследник Николай Александрович и Павел Александрович в Царском Селе (фрагмент). Конец 1880-х. Государственный исторический музей, Москва
Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай (фрагмент). 1923. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Андрей Рябушкин. Чаепитие (фрагмент). 1903. Частное собрание
Название копорка, или копорский чай, появилось благодаря селу Копорье под Санкт-Петербургом, где иван-чай заготавливали с XVIII века. Изначально это производство не имело никакого отношения к подменам. Заготавливать копорку начал придворный Екатерины II
, некто Савелов. По одним сведениям, он сам побывал в Китае и решил найти российский заменитель чая, по другим — при российском посольстве жил кто-то из его дворовых людей. И вот он рассказал хозяину, как китайцы ферментировали листья. В результате Савелов начал собирать и заготавливать кипрей (иван-чай узколистный) — сначала под Петергофом, а затем под Москвой.
Александр Герасимов. За чаем (фрагмент). 1915. Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, Мичуринск, Тамбовская область
Александр Фищев. Чаепитие (фрагмент). 1913. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Лукиан Попов. В саду (фрагмент). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
Технологию использовали схожую с китайской: листья растирали, ошпаривали кипятком, сушили на раскаленных камнях, а затем разминали еще раз. Такую заготовку уже можно было заваривать. Чтобы напиток получался вкуснее и ароматнее, иногда добавляли другие местные травы
.
Была ли популярна копорка в XVIII веке, историки спорили. Одни сообщали, что травяной чай всегда с удовольствием пили местные жители и его удачно продавали за рубеж. Другие — что напиток успехом не пользовался.

Чай с землей: как копорка стала подделкой

Сергей Романович. Чаепитие в Мытищах (фрагмент). 1935. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Осип Браз. Натюрморт с чайником (фрагмент). 1921. Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Неизвестный художник. Веселое чаепитие (фрагмент). 1856. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск
В XIX веке копорский чай стали использовать, чтобы подделать некоторые сорта настоящего чая. Его подмешивали в мешки с импортными листьями или даже паковали чистый кипрей как китайский товар. Со временем копорка превратилась в продукт для тех, кто не мог себе позволить настоящий, «чистый» напиток.
Началось это с частных авантюр. Крестьяне, которые работали на заготовке кипрея, перепродавали сырье тем, кто поставлял китайский чай. Они приносили в лавку копорку, которую для конспирации называли «аптечной травой», нечестные дельцы подмешивали ее в купленную за рубежом партию. Так понижали себестоимость чая и получали за него в итоге больше денег, но хороших доходов обман не приносил. Судили за такие аферы точечно — тех купцов, которых поймали на подлоге.
Позже торговая схема изменилась. За пуд копорки давали немного — от рубля до трех серебром, столько же стоила ржаная мука. Настоящее привозное сырье оценивали в сотни раз дороже — в то время на 300–500 рублей
можно было скромно жить целый год. И купцы стали продавать кипрей под видом чая. А для этого измельчали его, подкрашивали и ароматизировали особым образом. Это была уже откровенная подделка.
Алексей Корзухин. Беседа за чаем (фрагмент). 2-я половина XIX века. Чайковская художественная галерея, Чайковский, Пермский край
Федор Зайцев. Мальчик за чаем (фрагмент). 1857. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Сергей Герасимов. За чайным столом (фрагмент). 1933. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, деревня Бородино, Московская область
Технологию изменяли и дорабатывали, чтобы продукт максимально походил на чай. Автор книги «Чай и чайная торговля в Российском государстве и других странах» Андрей Субботин так описывал ее особенности: «[Листья] перетирают с черноземом или болотной землею, после чего сушат в жарко натопленной русской печи
. Чернозем или болотную землю примешивают потому, что от содержащихся в них кислот чай делается бурым… чай перетирают руками до тех пор, пока он по измельченности не будет походить на китайский… Сфабрикованный в таком виде чай скупается местными и соседними скупщиками. Последние подвергают его дальнейшей обработке: они промывают его теплой водой, вспрыскивают подсахаренной водицей, опять сушат в печах и опять перетирают руками, чтобы он походил ещё более на китайский; а некоторые даже, для придания «аромата», примешивают разные снадобья, составляющие секрет производства»
. Постепенно даже сложилась небольшая индустрия: подделывали не только чай, но и деревянные упаковочные ящички, чтобы продукт походил на китайский.

Как исчез копорский чай

Тарас Гапоненко. Колхозная чайная (фрагмент). 1947. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Игорь Грабарь. Утренний чай (фрагмент). 1917. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Юрий Пименов. Работницы Уралмаша за чаем. Правая часть триптиха (фрагмент). 1935. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Сохранилось много упоминаний копорского чая как фальсификата. В «Словаре живого великорусского языка» Владимир Даль
записал поговорку «Копорское крошево и кисло, и дешево». Крошевом копорский чай называли из-за очень мелкого листа. Кислым — потому что его вкус напоминал чай лишь очень отдаленно.
Конечно, подделка сырья вредила интересам китайской стороны, с которыми Российская империя в те годы активно торговала на правах монополистов. Власти начали принимать меры. В 1816 году, когда в Кабинет министров обратились чаеторговцы, появилось положение «О запрещении подделки копорского чая под видом китайского». Однако подлоги продолжались.
В 1833 году власти запретили торговать поддельным сырьем. Через год появилась отдельная комиссия — чтобы партии, в которых обнаружили подмешанный кипрей, полностью изымали из продажи и уничтожали. Еще через пять лет Сельский полицейский устав для государственных крестьян вообще ограничил сбор иван-чая и его использование. В документе указывалось: «…запрещается употребление копорского (иван-чая) как одного, так и в смеси с китайским. Равным образом запрещается и сбор самой травы, из которой копорский чай составляется».
При Александре II Кяхтинская торговая компания написала прошение о всеобщем запрете на кипрей напрямую императору. Однако сотрудники Медико-хирургической академии вынесли вердикт, что копорка полезна для здоровья, и просьбу отклонили.
Алексей Кокель. В чайной (фрагмент). 1912. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Дмитрий Лавров. Чаепитие (фрагмент). 1880–1900. Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, Минусинск, Красноярский край
Алексей Репин. В чайной (фрагмент). 1910. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
К началу XX века кипрей продолжали использовать — и как подделку для настоящего чая, и как отдельный продукт. Его даже экспортировали за границу, например травяной чай активно закупала Великобритания. К тому времени Россия потеряла монополию на продажу китайского чая в Европе: раньше сухопутные поставки были дешевле и весь товар шел через Россию, а когда наладились морские перевозки, путь по воде стал дешевле и российские посредники больше не требовались. Большой чайный рынок, ориентированный на экспорт, стал слабеть.
Ост-Индская компания, которая ввозила в Европу индийский чай, обвинила российских продавцов копорки в том, что они подмешивают в свое сырье белую глину. Это испортило их репутацию, кипрей за границей начали меньше покупать. Купцы стали работать только с внутренними потребителями. Но спроса не хватало, и постепенно копорка стала неприбыльным делом. К 1917 году производство сошло на нет. То, что в XIX называли копорским чаем, — и старинная рецептура из Копорья, и дешевый заменитель элитного китайского напитка — исчезло из продажи. Продукт, который в наши дни так называют, скорее можно описать как травяной настой из листьев иван-чая. Его составы могут опираться на дореволюционные рецепты, но не повторяют их полностью и не могут считаться полным аналогом старинной копорки.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна