Тайные браки: замужество убёгом и невеста-самоходка

В старину было принято, чтобы жениха или невесту своим детям выбирали родители или другие старшие родственники. Но, если выбор будущих супругов не устраивал, они могли найти свою любовь и пожениться
тайно. Читайте в нашей статье, как организовать «воровскую» свадьбу, чтобы она удалась.
Михаил Нестеров. Два лада (фрагмент). 1905. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Михаил Песков. Кавалер (фрагмент). 1861. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Федор Толстой. Возвращение (фрагмент). 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Что такое добропорядочный брак

Добропорядочным и законным в дореволюционной России считался венчальный брак, с соблюдением всех правил и традиций. О помолвке молодых договаривались родственники, обычно родители. Подбор пары зависел от материального и социального положения семей, а также их желания породниться.
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (фрагмент). 1777. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сергей Грибков. Благословение на свадьбу (фрагмент). 1886. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Николай Неврев. Свадебное шествие (фрагмент). XIX век. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
В допетровскую эпоху девушка не могла сама знакомиться, принимать решение о помолвке и договариваться о ней. Будущий муж мог вести переговоры, только если он уже был в возрасте. О любви в большинстве браков речи не шло.
Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и уговариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться; родителю предоставлялось распоряжаться его судьбою.
Николай Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии»
Владимир Маковский. Свадебный поезд в Орловской губернии (фрагмент). 1888. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес, Ивановская область
Григорий Мясоедов. Смотрины невесты (фрагмент). XIX век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Соколов. Свадьба (фрагмент). 1860. Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Сумы, Украина
Во времена Петра I наметились некоторые послабления, на это повлияли в том числе и реформы. По указу императора брак следовало заключать по доброй воле будущих супругов, без принуждения. Теперь по закону родственников, заставляющих детей жениться, подлежало судить духовным судом, но на деле такая практика встречалась редко. При венчании обычно спрашивали, добровольно ли идут под венец будущие супруги, но вопрос был формальным. Однако строгие обычаи все-таки изменились: девушку теперь не прятали от жениха, они могли часто видеться и близко общаться. В состоятельных семьях невесты переписывались с будущими супругами, в крестьянских — вместе работали, встречались на праздниках
и посиделках.

Почему приходилось жениться тайно

Исаак Левитан. Ожидание (фрагмент). 1882. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит) (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Яков Капков. Невеста (фрагмент). 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одни из самых частых причин, почему молодые решались на тайное венчание, — несогласие с волей родителей и сложность бракоразводных процессов. Церковь осуждала расторжение брака. До XVIII века развод могли дать, например, из-за бесплодия, неверности, жестокого обращения с женой, преступления против государства, а также если один из супругов пропал без вести или попал в плен. А тот, кто считался виновным в разводе, больше не мог вступить в церковный брак. Если обвиняли в измене женщину — оправданно или ложно, — отношение к ней со стороны общества менялось на всю оставшуюся жизнь. В целом же церковь негативно относилась ко вторым и третьим бракам, а в народе говорили: «первая жена — от Бога, вторая — от человека, третья — от черта».
Молодые сталкивались и с другими обстоятельствами, из-за которых приходилось жениться тайно. Например, военным и некоторым служащим нужно было получить согласие начальства, иначе их ждали штрафы и другие наказания.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Отказ Насти от жениха. Иллюстрация к роману Павла Мельникова-Печерского «В лесах» (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник. Разлука с милой (фрагмент). 2-я половина XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Николай Пимоненко. Влюбленные (фрагмент). Конец XIX века. Государственный исторический музей, Москва
Строго регламентировались браки с родственниками, запрещено было жениться на кумовьях. Людям из разных слоев общества или по-разному обеспеченным стать супругами было сложно, а иногда и невозможно.
Девушки решались на тайное венчание, если долго оставались без жениха и уже считались старыми девами
или просто по какой-то причине хотели покинуть родительский дом. Тайно женились беременные. Обычно крестьяне играли свадьбы осенью и зимой, когда не было полевых работ, а вот торжества весной и летом сразу вызывали подозрения. Поэтому такие свадьбы проводили скромно или тайно, чтобы не привлекать внимания.

Воровская свадьба, или Замужество убёгом

М. Макатов. Умыкание невесты (фрагмент). 1971. Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Федор Рерберг. Умыкание невесты (фрагмент). 1901. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Василий Владимиров. Кража невесты (фрагмент). 1901. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Церковь тайные венчания осуждала, обряд следовало проводить в присутствии многих свидетелей. Считалось, что гости сообщат священнику, если союз запрещен из-за родства будущих супругов или уже имеющихся браков. Но в целом отношение церкви к вопросу можно было сформулировать так: лучше секретно венчаться, чем жить во грехе. Молодым влюбленным шли навстречу.
Обычно тайные браки совершались похожим образом: жених якобы похищал невесту — с ее согласия — либо она уходила из дома сама. Союзы в таком случае называли «тихоматным» браком, беглой, краденой, воровской свадьбой или замужеством убёгом, а саму женщину — самоходкой или самокруткой.
Карл Гампельн. Офицер увозит девушку (фрагмент). 1-я половина XIX века. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Никита Сверчков. Умыкание (фрагмент). 1927. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Карл Гампельн. Офицер, увозящий крестьянскую девушку (фрагмент). 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Обычно невеста перед церемонией предварительно отдавала жениху часть приданого или же подносила подарок — это был залог, гарантирующий, что она не передумает. Назначали дату и место венчания, в определенный день будущий муж девушку увозил.
Иногда родителям удавалось догнать беглецов и вернуть дочь домой. Но бывало так, что родственники невесты участвовали в мнимом похищении и даже помогали его организовать — и жених увозил ее уже с благословением старших. Так обычно пытались сэкономить на торжестве: не каждая семья могла себе позволить пышное празднество или даже свадебный наряд для будущей жены.
Случались, хотя и редко, браки с реальным похищением. Невесту могли неожиданно схватить на улице или посиделках, увезти в дом жениха или даже сразу в церковь. После ночи, проведенной в семье будущего супруга, она, как правило, соглашалась на замужество.
Григорий Чернецов. Вечерняя идиллия (фрагмент). 1840-е. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Николай Касаткин. Женился (фрагмент). XIX век. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область
Андрей Попов. Крестьянская семья на пашне (фрагмент). 1854. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
После тайного венчания пара отправлялась в дом к жениху либо невеста приходила туда ночью со своими вещами. Если ее родители преследовали молодоженов, то приходилось прятаться у родственников мужа и какое-то время переезжать из одного дома в другой. Если же родители были благосклонны, то вскоре, обычно на следующий день после венчания, пара шла просить прощения — и, как правило, успешно. Этнограф
Михаил Забылин описывал, как молодые супруги каялись перед старшими:
В некоторых приволжских губерниях отец ударяет молодых по спине плетью и приказывает встать, затем прощает и благословляет образом и хлебом-солью.
Если дочь не брала приданое заранее, отцы отдавали его, а самые строгие — не сразу, а со временем.
Заключать брак без согласия родителей запрещалось законом, но если и муж, и жена хотели создать семью, то такие союзы не расторгали.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна