Тайные браки: замужество убёгом и невеста-самоходка
В старину было принято, чтобы жениха или невесту своим детям выбирали родители или другие старшие родственники. Но, если выбор будущих супругов не устраивал, они могли найти свою любовь и пожениться тайно. Читайте в нашей статье, как организовать «воровскую» свадьбу, чтобы она удалась.
Что такое добропорядочный брак
Добропорядочным и законным в дореволюционной России считался венчальный брак, с соблюдением всех правил и традиций. О помолвке молодых договаривались родственники, обычно родители. Подбор пары зависел от материального и социального положения семей, а также их желания породниться.
В допетровскую эпоху девушка не могла сама знакомиться, принимать решение о помолвке и договариваться о ней. Будущий муж мог вести переговоры, только если он уже был в возрасте. О любви в большинстве браков речи не шло.
Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и уговариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться; родителю предоставлялось распоряжаться его судьбою.
Николай Костомаров. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии»
Во времена Петра I наметились некоторые послабления, на это повлияли в том числе и реформы. По указу императора брак следовало заключать по доброй воле будущих супругов, без принуждения. Теперь по закону родственников, заставляющих детей жениться, подлежало судить духовным судом, но на деле такая практика встречалась редко. При венчании обычно спрашивали, добровольно ли идут под венец будущие супруги, но вопрос был формальным. Однако строгие обычаи все-таки изменились: девушку теперь не прятали от жениха, они могли часто видеться и близко общаться. В состоятельных семьях невесты переписывались с будущими супругами, в крестьянских — вместе работали, встречались на праздниках и посиделках.
Почему приходилось жениться тайно
Одни из самых частых причин, почему молодые решались на тайное венчание, — несогласие с волей родителей и сложность бракоразводных процессов. Церковь осуждала расторжение брака. До XVIII века развод могли дать, например, из-за бесплодия, неверности, жестокого обращения с женой, преступления против государства, а также если один из супругов пропал без вести или попал в плен. А тот, кто считался виновным в разводе, больше не мог вступить в церковный брак. Если обвиняли в измене женщину — оправданно или ложно, — отношение к ней со стороны общества менялось на всю оставшуюся жизнь. В целом же церковь негативно относилась ко вторым и третьим бракам, а в народе говорили: «первая жена — от Бога, вторая — от человека, третья — от черта».
Молодые сталкивались и с другими обстоятельствами, из-за которых приходилось жениться тайно. Например, военным и некоторым служащим нужно было получить согласие начальства, иначе их ждали штрафы и другие наказания.
Строго регламентировались браки с родственниками, запрещено было жениться на кумовьях. Людям из разных слоев общества или по-разному обеспеченным стать супругами было сложно, а иногда и невозможно.
Девушки решались на тайное венчание, если долго оставались без жениха и уже считались старыми девами или просто по какой-то причине хотели покинуть родительский дом. Тайно женились беременные. Обычно крестьяне играли свадьбы осенью и зимой, когда не было полевых работ, а вот торжества весной и летом сразу вызывали подозрения. Поэтому такие свадьбы проводили скромно или тайно, чтобы не привлекать внимания.
Читайте также:
Воровская свадьба, или Замужество убёгом
Церковь тайные венчания осуждала, обряд следовало проводить в присутствии многих свидетелей. Считалось, что гости сообщат священнику, если союз запрещен из-за родства будущих супругов или уже имеющихся браков. Но в целом отношение церкви к вопросу можно было сформулировать так: лучше секретно венчаться, чем жить во грехе. Молодым влюбленным шли навстречу.
Обычно тайные браки совершались похожим образом: жених якобы похищал невесту — с ее согласия — либо она уходила из дома сама. Союзы в таком случае называли «тихоматным» браком, беглой, краденой, воровской свадьбой или замужеством убёгом, а саму женщину — самоходкой или самокруткой.
Обычно невеста перед церемонией предварительно отдавала жениху часть приданого или же подносила подарок — это был залог, гарантирующий, что она не передумает. Назначали дату и место венчания, в определенный день будущий муж девушку увозил.
Иногда родителям удавалось догнать беглецов и вернуть дочь домой. Но бывало так, что родственники невесты участвовали в мнимом похищении и даже помогали его организовать — и жених увозил ее уже с благословением старших. Так обычно пытались сэкономить на торжестве: не каждая семья могла себе позволить пышное празднество или даже свадебный наряд для будущей жены.
Случались, хотя и редко, браки с реальным похищением. Невесту могли неожиданно схватить на улице или посиделках, увезти в дом жениха или даже сразу в церковь. После ночи, проведенной в семье будущего супруга, она, как правило, соглашалась на замужество.
После тайного венчания пара отправлялась в дом к жениху либо невеста приходила туда ночью со своими вещами. Если ее родители преследовали молодоженов, то приходилось прятаться у родственников мужа и какое-то время переезжать из одного дома в другой. Если же родители были благосклонны, то вскоре, обычно на следующий день после венчания, пара шла просить прощения — и, как правило, успешно. Этнограф Михаил Забылин описывал, как молодые супруги каялись перед старшими:
В некоторых приволжских губерниях отец ударяет молодых по спине плетью и приказывает встать, затем прощает и благословляет образом и хлебом-солью.
Если дочь не брала приданое заранее, отцы отдавали его, а самые строгие — не сразу, а со временем.
Заключать брак без согласия родителей запрещалось законом, но если и муж, и жена хотели создать семью, то такие союзы не расторгали.
Автор: Маргарита Ковынева