Граффити древнерусских соборов
На стенах древних православных храмов археологи находят множество надписей и рисунков. Большая часть из них — изображения крестов, благочестивые молитвенные тексты или просто имена. Но встречаются и необычные граффити: записи об исторических событиях, бытовые картинки, языческие заговоры. Разбираемся, как на храмовой стене оказался список убийц Андрея Боголюбского, почему некоторые новгородцы писали молитвы на глаголице и что могут означать изображения медведей в староладожской церкви Георгия Победоносца.
Собор Софии Новгородской: «усохните руки» и Чиж, подстреливший журавля
Софийский собор в Великом Новгороде — самый ранний древнерусский храм, который сохранился до наших дней. Заложили его в 1045 году, строительство продолжалось пять лет. Первые надписи на стенах собора появились еще на этапе строительных и отделочных работ, затем прихожане постоянно добавляли их.
Новгород был одним из основных центров письменной культуры на Руси. Большая часть его жителей, включая женщин и детей, была обучена грамоте. Именно поэтому археологи обнаружили в новгородских храмах огромное количество граффити XI–XV веков. Судя по тому, что надписи находили в основном неповрежденными, их не пытались уничтожить — а значит, в новгородских церквях они не возбранялись. Множество граффити обнаружили в алтарной части Софийского собора, куда могли попасть только сами священнослужители: следовательно, они тоже вырезали небольшие тексты на штукатурке при помощи заостренного стержня-писала. При этом почти не встречаются надписи, которые заходили бы на изображения Богородицы, Христа и святых. Авторы тщательно выбирали свободное место для них и располагали так, чтобы не повредить фрески. Некоторые слова для этого даже разбивали на части и переносили на новую строку.
Сейчас известно около 800 граффити, расположенных на стенах новгородской Софии. Большинство из них — короткие молитвы, имена и изображения крестов, но встречаются и довольно необычные варианты. Например, некто Чиж написал, что недавно подстрелил журавля в чужих владениях — это было запрещено, и сосед пожаловался на него властям. Другой неизвестный автор оставил текст, который на современный язык можно перевести так: «Как сидит пирог в печи, [так и] гребцы в корабле. Перепелка, лети в дуброву! Поставь кашу, поставь пирог, туда иди!» Это граффити могло быть детской считалкой или частью языческого заговора. Оно, в отличие от других надписей, вызвало чей-то гнев: текст несколько раз перечеркнули, а рядом оставили приписку с пожеланием «усохните руки».
Большинство граффити на стенах Софии Новгородской выполнено кириллическими буквами. Но встречаются и варианты на глаголице — более раннем и сложном славянском алфавите. В повседневной жизни новгородцы им почти не пользовались. Возможно, авторы таких надписей хотели показать свою ученость или верили, что молитвы, записанные глаголицей, обладают большей силой.
Церковь Спаса на Нередице: рисунок василиска и «непоусече пясу»
В полутора километрах от Великого Новгорода располагается еще один известный памятник древнерусской архитектуры — храм Преображения Господня, или церковь Спаса на Нередице. Ее построили в 1198 году по приказу новгородского князя Ярослава Владимировича — в память о его умерших сыновьях.
Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью уничтожен из-за артиллерийских обстрелов. Но уже в 1944 году его начали восстанавливать. Реставраторам помогали в работе многочисленные живописные копии фресок, рисунки и фотографии храма, описания, которые сохранились в архивах. Работа заняла 13 лет, первоначальный облик церкви Спаса на Нередице вернули в 1957 году.
Несмотря на разрушения, на остатках древних стен уцелели некоторые надписи и рисунки. Как и в Софийском соборе, большинство из них — тексты молитв и изображения крестов. Но среди них исследователи обнаружили и более необычные: например, фигурки воинов в полном снаряжении и с оружием в руках или фантастическое существо, похожее на василиска.
В одном месте на стене сохранилась надпись в две строки: «непоусече пясу». Болгарские туристы, которые бывали в церкви Спаса на Нередице, узнавали в этой фразе свой родной язык и утверждали, что она переводится как «не бейте собаку». Но исследователи установили, что никакого отношения к болгарскому языку надпись не имеет. Она служила мнемонической формулой для запоминания дней недели: собственно неделя, то есть воскресенье, понедельник, вторник («уторник» в старославянской орфографии), середа, четверг, пятница, суббота.
Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: список убийц Андрея Боголюбского
В городе Переславле-Залесском Ярославской области сохранился один из первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенский собор. Его заложили в 1152 году по указу Юрия Долгорукого, а достраивали пять лет спустя уже при другом князе — Андрее Боголюбском. В 1221 году в этом храме крестили ярославского князя Александра, который затем получил прозвище Невский.
Во время реставрации собора в 2015 году археологи обнаружили на его стенах надпись, вошедшую в список самых ценных древнерусских граффити. Она сообщала о смерти Андрея Боголюбского в 1174 году и содержала список имен его убийц — около 20 человек. Текст завершался проклятием преступникам и пожеланием вечной памяти князю, которого Русская православная церковь причислила к лику святых.
Историки отмечают, что расположение надписи в Переславле необычно: ведь Андрей Боголюбский правил во Владимире, а погиб в своей резиденции Боголюбово. Ученый Алексей Гиппиус предположил, что этот текст власти специально разослали по главным храмам епархии, чтобы его высекли на стенах — как сообщение для потомков.
В 2020 году исследователи обнаружили на стене храма еще одно необычное граффити: рисунок бегущего человека, который держит над собой фантастическое существо с птичьей головой, змеиным телом и рыбьим хвостом. Похожие миниатюры часто встречаются на полях средневековых восточноевропейских рукописей, но для русского искусства они непривычны.
Георгиевская церковь в Старой Ладоге: медведи и боевые кони
Село Старая Ладога в Ленинградской области до XVIII века считалось городом. Основали его еще в 753 году. Город стал первой резиденцией князя Рюрика, древней столицей Руси и важным пунктом на пути «из варяг в греки» — то есть с побережья Балтийского моря в Византию.
Каменную крепость в Ладоге начали возводить только в 1110-х годах. А во второй половине XII века на ее территории появилось несколько храмов — в том числе церковь святого Георгия Победоносца. По преданию, ее построили в честь победы русских войск над шведами на реке Воронежке.
Судя по рисункам, которые археологи обнаружили на стенах Георгиевской церкви, ее часто посещали древнерусские воины. Многие граффити изображают коней. Хвосты у них завязаны узлом: так поступали с боевыми лошадями во время походов и сражений, чтобы в хвосте или гриве не запутались части доспехов или оружие.
Среди одиночных рисунков исследователи обнаружили и целую сценку, которая изображает выводку лошади — процесс, когда опытные конюхи и воины осматривали животное, оценивали его внешний вид и выносливость. На рисунке коня удерживает на длинном поводе человек в богатой одежде — вероятно, воин знатного происхождения.
Сохранился на стене храма рисунок двух медведей. Точный его смысл установить не удалось, но археологи предположили, что это мог быть языческий символ. Похожие изображения считались магическими: в Древней Руси верили, что, если прикоснуться ребром ладони к пустому пространству между зверями, можно исцелить болезнь. Такие рисунки в православных храмах встречались редко, но считались вполне естественными: после крещения Руси языческие и христианские символы и обряды часто совмещались.
Церковь Покрова на Нерли: табун лошадей на заливных лугах
Храм Покрова на Нерли находится во Владимирской области. Его заложили в середине XII века по указу князя Андрея Боголюбского. Белокаменная церковь стала первым русским храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Большая часть граффити из этой церкви до наших дней не дошла: они либо разрушились от времени вместе с камнем, либо оказались скрыты под толстыми слоями штукатурки. Но отдельные рисунки ученым удалось разобрать и описать. Большинство из них — кресты: они встречаются не только внутри, но и снаружи собора. А на восточной грани юго-западного столба можно найти нацарапанное изображение самого храма. Но особое внимание исследователи обратили на рисунки коней, которые встречаются в древнерусских соборах довольно редко.
В отличии от граффити Георгиевской церкви, здесь неизвестный художник изображал животных целыми табунами. При этом он старался передать перспективу и движение: намеренно искажал пропорции лошадей, чтобы они выглядели бегущими по заливному лугу, а не статичными фигурами. Одна из групп таких рисунков сопровождается надписью, которую можно понять как «Костяня, подкуй коней». Возможно, таким образом один пастух табуна обратился к другому, но почему он выбрал для послания церковную стену — неизвестно.
Автор: Ирина Кирилина