5 известных выставок Сергея Дягилева
Сергей Дягилев собирался стать музыкантом — однако в 23 года он передумал делать музыкальную карьеру и обратил внимание на художественное искусство. Дягилев начал собирать произведения отечественных мастеров, знакомиться с европейскими живописцами и их работами. И вскоре решил привезти в Россию иностранное искусство, а русское — показать за границей. Он заявил художнику Александру Бенуа: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе». С 1897 по 1906 год Сергей Дягилев организовал 16 выставок. Мы расскажем о пяти самых интересных из них.
Выставка английских и немецких акварелистов
Свою первую экспозицию Сергей Дягилев организовал самостоятельно, он лично отобрал и привез из-за границы около 250 работ. Выставка открылась весной 1897 года в музее барона А.Л. Штиглица в Петербурге. По большей части она состояла из картин британских и немецких акварелистов — Джеймса Уистлера, Джеймса Патерсона, Адольфа фон Менцеля, Франца фон Ленбаха, Арнольда Бёклина. Многих из них Дягилев знал лично.
Части экспертов и художников экспозиция показалась односторонней и бессодержательной, другие восприняли ее с восторгом. Как написал современный голландский искусствовед Шенг Схейен в книге «Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда»: «Через неделю после открытия Дягилев опубликовал в «Новостях» отзыв на свою выставку, в котором были и критические ноты, подписав его инициалами С. Д.».
Бенуа объяснил дягилевский выбор экспонатов «общей незрелостью» и желанием «уйти от отсталости российской художественной жизни». Тем не менее эта выставка стала одним из первых обширных собраний иностранных работ, которые показали в России.
Выставка русских и финляндских художников
В январе 1898 года состоялось пышное открытие очередной выставки Сергея Дягилева. Несмотря на разгар зимы, зал был полон цветов, играл оркестр, собралась пресса. Экспозицию посетили члены императорской семьи: Николай II с матерью и супругой, несколько великих князей. На выставке можно было увидеть почти 300 произведений 30 авторов, в том числе Аполлинария Васнецова, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Валентина Серова. Финское искусство представляли картины Аксели Галлен-Каллела, Альберта Эдельфельта, Магнуса Энкеля и других.
Экспозиция стала ярким культурным событием, но большинству посетителей она не понравилась. Авторитетный критик Владимир Стасов назвал в «Новостях и биржевой газете» произведения Михаила Врубеля и Константина Сомова «оргией беспутства и безумия», а Дягилева «старостой» декадентского хлама. Однако выставка помогла своему куратору сплотить единомышленников и привлечь спонсоров для художественного журнала «Мир искусства». После России она отправилась в Германию, где с успехом прошла в Мюнхене, Берлине, Кёльне и Дюссельдорфе.
Читайте также:
Первая международная выставка «Мира искусства»
Год спустя, 18 января 1899 года, в том же музее начала работу первая международная экспозиция журнала «Мир искусства». На ней представили больше 350 работ отечественных и зарубежных мастеров. За некоторыми из них Сергей Дягилев и меценатка Мария Тенишева специально ездили в Европу.
Выставочные залы стилизовали под светские салоны и украсили цветами. Экспозиция знакомила публику с разными видами изобразительного искусства. Помимо картин французских импрессионистов Эдгара Дега, Огюста Ренуара и Клода Моне, там были изысканные ювелирные изделия Рене Лалика и вазы Луиса Комфорта Тиффани. Еще в залах можно было полюбоваться скульптурами Павла Трубецкого, мозаиками Василия Поленова, гончарной продукцией абрамцевской мастерской и другими экспонатами.
Выставка имела большой успех, на ней тоже побывала царская семья, родственники императора купили несколько работ. Были и те, кому выставка совершенно не понравилась. Стасов в разгромной статье «Подворье прокаженных» написал: «Да ведь это просто ужасно!» Художник Илья Репин, чьи картины входили в экспозицию, также остался недоволен.
Историко-художественная выставка русских портретов
Сергей Дягилев заручился поддержкой великого князя Николая Михайловича и целый год путешествовал по стране: искал работы для новой выставки. В русских дворцах, усадьбах, музеях и частных коллекциях Дягилев выбрал больше 4000 картин. Позже он писал композитору Николаю Римскому-Корсакову, что «объехал 102 имения».
Для экспозиции куратору предоставили весь Таврический дворец в Петербурге. Его залы разделили по отдельным царствованиям российских монархов, декорировали в соответствии с каждой эпохой, а перегородки задрапировали цветной тканью. Наряду с русскими художниками экспонировались и картины иностранных мастеров, которые работали в России с XVIII века. На портреты со второй половины XIX по начало XX века отвели большой зимний сад.
Выставка открылась в марте 1905 года. Во дворец приехало все высшее общество во главе с августейшей семьей. По словам художника Мстислава Добужинского, это был «заслуженный триумф» Дягилева. Посетители остались в восторге, отовсюду поступали хвалебные отзывы. Даже Стасов написал, что за свои труды Сергей Дягилев заслуживает «величайшего одобрения и признательности». Особенно зрителям понравились работы кисти Александра Рослина, Владимира Боровиковского, Дмитрия Левицкого и Ореста Кипренского.
Два века русской живописи и скульптуры
В октябре 1906 года президент Франции Арман Фальер открыл русскую выставку в залах парижского Гран-Пале. Для нее Дягилев собрал вместе работы, которые принадлежали различным отечественным коллекционерам. Экспозиция состояла из 750 наименований, среди них были лучшие портреты с выставки в Таврическом дворце, 35 древнерусских икон и картины современников — Михаила Врубеля, Константина Коровина, Михаила Ларионова, Валентина Серова и многих других. В помещениях дворца дали несколько концертов русской камерной музыки.
В каталоге выставки Дягилев указал, что это «…краткое обозрение развития нашего искусства… Это верный образ сегодняшней художественной России, ее искреннего одушевления, ее почтительного восхищения перед прошлым и ее горячей веры в будущее».
Французские газеты особенно выделили работы Врубеля и натюрморты Ларионова. Сергей Дягилев даже стал почетным членом парижского Салона, также в него приняли Леона Бакста, Александра Бенуа, Николая Рериха и других.
После закрытия экспозицию переместили в Берлин, потом в Венецию. По словам Дягилева, в столице Германии «выставка удалась и разместилась». Он отмечал: «Немцам нравится, народу толпа».
Так завершилось последнее предприятие Сергея Дягилева в сфере изобразительного искусства. Оно же стало первым шагом к будущим Русским сезонам знаменитого антрепренера.
Автор: Инна Докучаева
Смотрите также