5 известных выставок Сергея Дягилева

Сергей Дягилев
собирался стать музыкантом — однако в 23 года он передумал делать музыкальную карьеру и обратил внимание на художественное искусство. Дягилев начал собирать произведения отечественных мастеров, знакомиться с европейскими живописцами и их работами. И вскоре решил привезти в Россию иностранное искусство, а русское — показать за границей. Он заявил художнику Александру Бенуа
: «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее За­паду, воз­величить ее на Западе». С 1897 по 1906 год Сергей Дягилев организовал 16 выставок. Мы расскажем о пяти самых интересных из них.

Выставка английских и немецких акварелистов

Адольф фон Менцель. Ночная карусель под предводительством Фридриха Великого в 1750 году (фрагмент). 1854. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Арнольд Беклин. Битва кентавров (фрагмент). 1873. Базельский художественный музей, Базель, Швейцария
Артур Мелвилл. Фруктовый рынок (фрагмент). Частное собрание
Свою первую экспозицию Сергей Дягилев организовал самостоятельно, он лично отобрал и привез из-за границы около 250 работ. Выставка открылась весной 1897 года в музее барона А.Л. Штиглица
в Петербурге. По большей части она состояла из картин британских и немецких акварелистов — Джеймса Уистлера, Джеймса Патерсона, Адольфа фон Менцеля, Франца фон Ленбаха, Арнольда Бёклина. Многих из них Дягилев знал лично.
Части экспертов и художников экспозиция показалась односторонней и бессодержательной, другие восприняли ее с восторгом. Как написал современный голландский искусствовед Шенг Схейен в книге «Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда»: «Через неделю после открытия Дягилев опубликовал в «Новостях» отзыв на свою выставку, в котором были и критические ноты, подписав его инициалами С. Д.».
Бенуа объяснил дягилевский выбор экспонатов «общей незрелостью» и желанием «уйти от отсталости российской художественной жизни». Тем не менее эта выставка стала одним из первых обширных собраний иностранных работ, которые показали в России.

Выставка русских и финляндских художников

Аксели Галлен-Каллела. Мать Лемминкяйнена (фрагмент). 1897. Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия
Константин Сомов. Афиша «Выставка русских и финляндских художников. 1898» (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Заросший пруд. Домотканово (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В январе 1898 года состоялось пышное открытие очередной выставки Сергея Дягилева. Несмотря на разгар зимы, зал был полон цветов, играл оркестр, собралась пресса. Экспозицию посетили члены императорской семьи
: Николай II
с матерью и супругой
, несколько великих князей. На выставке можно было увидеть почти 300 произведений 30 авторов, в том числе Аполлинария Васнецова
, Михаила Врубеля
, Константина Сомова
, Валентина Серова
. Финское искусство представляли картины Аксели Галлен-Каллела, Альберта Эдельфельта, Магнуса Энкеля и других.
Экспозиция стала ярким культурным событием, но большинству посетителей она не понравилась. Авторитетный критик Владимир Стасов
назвал в «Новостях и биржевой газете» произведения Михаила Врубеля и Константина Сомова «оргией беспутства и безумия», а Дягилева «старостой» декадентского хлама. Однако выставка помогла своему куратору сплотить единомышленников и привлечь спонсоров для художественного журнала «Мир искусства». После России она отправилась в Германию, где с успехом прошла в Мюнхене, Берлине, Кёльне и Дюссельдорфе.

Первая международная выставка «Мира искусства»

Эдгар Дега. Четыре балерины за кулисами (фрагмент). 1898. Музей фонда Бейелера, Базель, Швейцария
Клод Моне. Японский мостик (фрагмент). 1899. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Огюст Ренуар. Общество в Берневале. 1898. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Год спустя, 18 января 1899 года, в том же музее начала работу первая международная экспозиция журнала «Мир искусства». На ней представили больше 350 работ отечественных и зарубежных мастеров. За некоторыми из них Сергей Дягилев и меценатка Мария Тенишева
специально ездили в Европу.
Выставочные залы стилизовали под светские салоны и украсили цветами. Экспозиция знакомила публику с разными видами изобразительного искусства. Помимо картин французских импрессионистов Эдгара Дега, Огюста Ренуара и Клода Моне
, там были изысканные ювелирные изделия Рене Лалика и вазы Луиса Комфорта Тиффани. Еще в залах можно было полюбоваться скульптурами Павла Трубецкого, мозаиками Василия Поленова
, гончарной продукцией абрамцевской мастерской и другими экспонатами.
Выставка имела большой успех, на ней тоже побывала царская семья, родственники императора купили несколько работ. Были и те, кому выставка совершенно не понравилась. Стасов в разгромной статье «Подворье прокаженных» написал: «Да ведь это просто ужасно!» Художник Илья Репин
, чьи картины входили в экспозицию, также остался недоволен.

Историко-художественная выставка русских портретов

Владимир Боровиковский. Портрет княжны Анны Гагариной и княжны Варвары Гагариной (фрагмент). 1802. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Историко-художественная выставка русских портретов. Зал Петра I. Санкт-Петербург, 1905 год. Фотография: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Дягилев заручился поддержкой великого князя Николая Михайловича и целый год путешествовал по стране: искал работы для новой выставки. В русских дворцах, усадьбах, музеях и частных коллекциях Дягилев выбрал больше 4000 картин. Позже он писал композитору Николаю Римскому-Корсакову
, что «объехал 102 имения».
Для экспозиции куратору предоставили весь Таврический дворец
в Петербурге. Его залы разделили по отдельным царствованиям российских монархов, декорировали в соответствии с каждой эпохой, а перегородки задрапировали цветной тканью. Наряду с русскими художниками экспонировались и картины иностранных мастеров, которые работали в России с XVIII века. На портреты со второй половины XIX по начало XX века отвели большой зимний сад.
Выставка открылась в марте 1905 года. Во дворец приехало все высшее общество во главе с августейшей семьей. По словам художника Мстислава Добужинского, это был «заслуженный триумф» Дягилева. Посетители остались в восторге, отовсюду поступали хвалебные отзывы. Даже Стасов написал, что за свои труды Сергей Дягилев заслуживает «величайшего одобрения и признательности». Особенно зрителям понравились работы кисти Александра Рослина, Владимира Боровиковского
, Дмитрия Левицкого
и Ореста Кипренского
.

Два века русской живописи и скульптуры

Александр Бенуа. Итальянская комедия (фрагмент). 1906. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим (Азраил). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В октябре 1906 года президент Франции Арман Фальер открыл русскую выставку в залах парижского Гран-Пале. Для нее Дягилев собрал вместе работы, которые принадлежали различным отечественным коллекционерам. Экспозиция состояла из 750 наименований, среди них были лучшие портреты с выставки в Таврическом дворце, 35 древнерусских икон и картины современников — Михаила Врубеля, Константина Коровина
, Михаила Ларионова
, Валентина Серова и многих других. В помещениях дворца дали несколько концертов русской камерной музыки.
В каталоге выставки Дягилев указал, что это «…краткое обозрение развития нашего искусства… Это верный образ сегодняшней художественной России, ее искреннего одушевления, ее почтительного восхищения перед прошлым и ее горячей веры в будущее».
Французские газеты особенно выделили работы Врубеля и натюрморты Ларионова. Сергей Дягилев даже стал почетным членом парижского Салона, также в него приняли Леона Бакста
, Александра Бенуа, Николая Рериха
и других.
После закрытия экспозицию переместили в Берлин, потом в Венецию. По словам Дягилева, в столице Германии «выставка удалась и разместилась». Он отмечал: «Немцам нравится, народу толпа».
Так завершилось последнее предприятие Сергея Дягилева в сфере изобразительного искусства. Оно же стало первым шагом к будущим Русским сезонам знаменитого антрепренера.

Автор: Инна Докучаева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна