Идеальные каникулы: как отдыхали писатели-классики

Многие известные писатели были заядлыми курортниками: путешествовали со множеством чемоданов, знакомились с местной кухней, загорали на пляжах. А еще любили охоту, дачу и природу, которая многих вдохновляла. У каждого был свой рецепт идеальных каникул. Читайте, где и как любили отдыхать отечественные классики.

Александр Пушкин: путешествия от Михайловского до Крыма

Борис Щербаков. Пушкин в Михайловском (фрагмент). 1969. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Михайловское, Псковская область
Иван Айвазовский, Илья Репин. Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!») (фрагмент). 1887. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Александр Пушкин
любил путешествовать и всегда строил на отпуск грандиозные планы. Правда, не все из них получалось воплотить в жизнь. Тогда даже родовитому дворянину было сложно выбраться за границу: требовалось разрешение самого императора. А потому грезы о дальних странах Пушкину пришлось оставить и довольствоваться путешествиями по Российской империи. Поэт объехал Крым и Кавказ
, побережье Черного моря, Молдавию и Малороссию, западные и центральные губернии. Выбирал Пушкин для отдыха и не совсем курортные места. Он бывал в Михайловском
, в Нижнем Новгороде
, Пскове
, Твери
и Оренбурге.
С детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России.
Александр Пушкин. «Путешествие в Арзрум»

Михаил Лермонтов: любование белоснежным Кавказом

Михаил Лермонтов. Воспоминания о Кавказе (фрагмент). 1838. Частное собрание
Михаил Решетнев. Михаил Лермонтов на Кавказе (фрагмент). 1995. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Лермонтово, Пензенская область
Красоты Кавказа завоевали сердце романтика Михаила Лермонтова
, еще когда он был ребенком. Впервые Лермонтов приехал в Пятигорск четырехлетним, постепенно знакомился с местной культурой, а в 14 уже написал свои произведения «Черкесы»
, «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей». Позже сильные и волевые горцы стали прототипами персонажей в «Герое нашего времени»
, а Пятигорск, окруженный величественными горными вершинами, — местом действия.
Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом
… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?
Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»

Иван Тургенев: барская охота

Николай Дмитриев-Оренбургский. Иван Тургенев на охоте (фрагмент). 1870-е. Литературный музей Института русской литературы Российской академии наук, Санкт-Петербург
Леонид Курнаков. Иван Тургенев на охоте (фрагмент). 1950. Частное собрание
Автор «Отцов и детей»
жил и работал в основном за границей. Он соблюдал все традиции богатых русских интеллигентов: останавливался в хороших отелях, переезжал с места на место в удобных каретах и вагонах первого класса. Однако любимым развлечением Тургенева
была охота, ради которой писатель регулярно возвращался в Россию. В его имении было все нужное для охоты с привычным барским размахом — специальные лошади, две большие своры породистых собак и егерь, выкупленный у барина-соседа. С ружьем за плечами писатель обошел чуть ли не всю Центральную Россию. Особенно он любил охотиться на птиц и даже называл себя охотником «по перу».
Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью.
Иван Тургенев

Николай Гоголь: римские каникулы

Иван Айвазовский. Итальянский пейзаж. Вечер (фрагмент). 1858. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия, Республика Крым
Платон Белецкий. Гоголь в дороге (фрагмент). 1952. Частное собрание
Николай Гоголь
любил писать о русском человеке и России, когда находился за ее пределами. Только там, как он сам отмечал, родная страна представала перед ним «вся, во всей своей громаде». Впервые классик отправился за границу летом 1836 года. На зиму он осел в Париже, а как только пришла весна, переехал в Италию. Итальянцы называли его «синьор Николо», он быстро научился готовить настоящую пасту. Рим навсегда стал для Гоголя вторым домом и местом бесконечного вдохновения. Именно там он написал свое главное произведение — «Мертвые души»
.
Когда въехал в Рим, я в первый раз не мог дать себе ясного отчета. Он показался маленьким. Но чем далее, он мне кажется большим и большим, строения огромнее, виды красивее, небо лучше, а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь.
Николай Гоголь. Из письма историку Александру Данилевскому

Борис Пастернак: дачные истории

Иван Похитонов. Садовник (фрагмент). 1900. Одесский художественный музей, Одесса, Украина
Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака на Балтийском море (фрагмент). 1910. Частное собрание
«Гениальный дачник» — именно так называл Бориса Пастернака
литератор Корнелий Зелинский. Днем Пастернак трудился над произведениями, а вечером — в огороде
. Городской житель Пастернак с удовольствием вскапывал грядки, сажал овощи и пропалывал их. И урожая собирал столько, что приходилось раздавать знакомым. На даче в Переделкине
Борис Пастернак остался даже зимой 1941 года, когда его жена с младшими детьми уехала в эвакуацию, — и питался в это время картошкой со своего огорода.
Я за работой земляной
С себя рубашку скину,
И в спину мне ударит зной
И обожжет, как глину.
Я стану где сильней припек,
И там, глаза зажмуря,
Покроюсь с головы до ног
Горшечною глазурью.
Борис Пастернак. «Летний день»

Автор: Ксения Лосева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна