Обратная сторона балета
Знаете ли вы, что в балетной программке можно увидеть несколько имен артистов на основные партии, «браво» часто кричат специально приглашенные люди, а сами танцовщики за время выступления теряют до трех килограммов в весе? Об этом и многом другом — в нашем материале о закулисной жизни.
Три Одетты и два Зигфрида
В программке или на сайте театра напротив одной партии можно увидеть сразу несколько имен. Так театры отмечают составы — артистов, которые танцуют одну и ту же роль в разные дни. Составом может быть сложившаяся пара солистов или отдельные актеры. Кордебалет не дублируют никогда.
Число составов зависит от размера труппы, сложности постановки и того, насколько часто ее показывают. Чаще всего в московских и петербургских театрах танцуют три состава: два основных, в которых блистают главные артисты, и один с молодыми танцовщиками, его можно увидеть на дневных спектаклях в выходные. Так администрация театра дает набраться опыта тем, чьи успехи еще впереди. В региональных театрах составов чаще всего два.
Иногда театр объявляет четыре-шесть составов. Такое случается, если хореография сложная, а постановку играют блоками: несколько вечеров подряд идет только один спектакль. Например, Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко сразу выпустил «Дон Кихота» Рудольфа Нуреева — масштабный спектакль с виртуозными главными партиями — с четырьмя составами солистов. А «Щелкунчик» Юрия Посохова там же в новогодние каникулы исполняли шесть главных пар — не только из-за сложных танцев, но и потому, что у постановки было несколько сеансов в день.
В некоторых современных балетах, несмотря на их сложность, может танцевать только один состав. Это связано с техническими особенностями постановок. Часто язык хореографа — так называют характер и стиль движений — требует много сил или задействует мышцы, которые не применяют в классике, поэтому его учит только одна группа артистов.
«Боевой раскрас» и гример в кулисах
В отличие от обычного театрального грима, балетный более яркий и заметный. Артисты рисуют яркие стрелки и большие брови, используют накладные ресницы. Также с помощью грима они могут изменить форму глаз, сделать щеки более втянутыми, прорисовать скулы. Если актер исполняет партию злодея, грим может быть футуристичным и больше напоминать раскраску: драматичные тени, злодейский заостренный нос, темные треугольники на щеках. Иногда используют небольшие накладные детали.
Артисты в движении и под лучами софитов потеют гораздо сильнее, чем в повседневной жизни, поэтому грим необходимо закреплять. Некоторые его детали буквально заклеивают: контуры бровей и нарисованных бородок обрабатывают специальным косметическим клеем, чтобы краска не расплывалась. Если что-то растечется или отклеится во время спектакля, это сможет быстро поправить гример: он дежурит за кулисами с пудрой, тюбиком клея, иногда гумозом — липкой, похожей на глину массой, из которой лепят накладные носы, уши и другие детали.
Раньше артисты красились жирными красками, а в наши дни используют разные составы: от облегченного грима и ярких аквапигментов (ими, например, покрывают Золотого божка в «Баядерке») до стойкой профессиональной косметики.
Для каждой партии, особенно женской, существуют характерные детали в гриме. Например, главная героиня балета «Баядерка» — индийская храмовая служительница Никия — обычно носит заметные, кошачьи стрелки. Но в современных версиях балета грим может сильно меняться: например, Никия у хореографа Начо Дуато в постановке в Михайловском театре была с естественным, пастельным макияжем.
Иногда несложный грим перед выступлением танцовщики наносят сами, особенно на гастролях и в небольших труппах. Делать сценический макияж их учат еще в хореографическом училище.
Еще одна важная деталь образа — прическа. Для танца волосы гладко собирают, чтобы они не лезли в глаза и не мешали танцевать, а потом фиксируют невидимками, шпильками, небольшими заколками и специальными составами. Эффект объемных волос также создают парикмахерскими средствами и закрепляют лаком. Прическа не всегда состоит только из собственных волос: в ход идут шиньоны, накладки и парики.
Мифы о голодании
Известно много историй разной степени правдивости о том, что можно и нельзя есть артистам балета. Из-за худобы танцовщиков может казаться, что они питаются скудно, но на самом деле это не так. Артисты предпочитают пищу с низким содержанием углеводов, не увлекаются сладким, мучным и жирным. В то же время им можно белковую пищу — ту же, что советуют при занятиях спортом, то есть легкое мясо. Сбалансированное питание важно, потому что подготовительные занятия, репетиции и спектакли отнимают много энергии. За время, проведенное на сцене, солисты могут потерять несколько килограммов.
В то же время до сих пор встречаются рассказы — в основном студенток хореографических училищ — о том, как они по указанию преподавателей избавляются от съеденной пищи. Так иногда пытаются сдерживать влияние гормональных изменений на вес в подростковом возрасте.
В современном балете мышечная форма часто важнее веса. Многие сложные балеты XX и XXI веков требуют не столько легкости, сколько собранности тела и подтянутости, которые достигаются прежде всего тренировками в балетном классе.
Читайте также:
Ни пауз, ни ошибок
Если в драматическом театре актер может взять краткую паузу, чтобы, например, вспомнить слова, то забыть танцевальный «текст» в балете — ошибка, которая приведет к провалу постановки. Каждый музыкальный такт точно расписан. В спектаклях, особенно классических, соло длится недолго, чуть дольше продолжается ансамбль — танец для небольшой группы артистов. Подолгу на сцене находятся и танцуют только артисты кордебалета. Но в движении ни у них, ни у солистов нет передышки и права на ошибку.
Иногда неприятности все же случаются: например, танцовщики могут упасть во время номера. Опытные артисты в таких случаях мгновенно поднимаются и продолжают танцевать согласно музыке. Иногда дирижер или хореограф могут остановить спектакль, если солист рискует получить травму, например, из-за того, что на ноге сдвинулась балетная туфля, и начать музыкальный фрагмент с начала.
Возможность немного передохнуть и восстановить дыхание у танцовщиков все же есть — это аплодисменты. Чем дольше овации, тем больше у артистов времени на отдых. Поэтому аплодировать важно — но не во время исполнения номера, а сразу после. Так зрители благодарят актеров и помогают им.
Травмы и болевая усталость
Из-за интенсивных нагрузок танцовщики чувствуют постоянную боль в мышцах — ее называют болевой усталостью. На спектаклях и репетициях они иногда получают повреждения разной степени серьезности — от вывихов и растяжений до сложных переломов. Если травма случилась во время выступления, исполнители по возможности стараются закончить спектакль. Например, в 2000 году во время балета «Баядерка» прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина повредила голеностоп. Спектакль она дотанцевала до конца, хотя травма оказалась настолько серьезной, что балерине пришлось на несколько лет покинуть сцену. Бывают и обратные случаи. В 2019 году премьер Большого театра Владислав Лантратов сломал ногу во время балета «Зимняя сказка». Постановку остановили, а вместо Лантратова на сцену вышел танцовщик из другого состава, Давид Мотта Соарес.
После большинства травм танцовщики восстанавливаются и продолжают работать. Однако каждое повреждение может оказаться роковым или усложнить жизнь в будущем. Во многом поэтому балетные артисты уходят на пенсию рано — в некоторых странах с 35 лет. К этому возрасту они получают много травм, которые мешают полноценно танцевать на пуантах.
В то же время физические упражнения позволяют танцовщикам долго оставаться в форме. Легендарная прима Майя Плисецкая в свой 80-летний юбилей выходила с танцевальным номером на сцену Большого театра.
Группа поддержки в зале
Балет — это спектакль не только на сцене, но и в зале. Солистов и некоторых подающих надежды артистов поддерживают клакеры — специально приглашенные люди, которые в нужный момент аплодируют и кричат «браво». Они располагаются по одному в тех местах зала, где звук резонирует больше всего. Так создается иллюзия, будто хлопает не один человек, а несколько. Их работу оплачивают сами артисты. Существуют внутритеатральные клакеры, которые ходят на все спектакли. Они дают понять зрителям, в каком моменте спектакля нужно реагировать: например, нарочито громко и энергично аплодируют или кричат браво.
Раньше клакеры могли, например, забросать звезду цветами. В наши дни в большинстве театров букеты с записками выносят на сцену капельдинеры — служители зала. Однако артисты, которые хотят привлечь внимание, могут сами себе передавать цветы и делать это в том числе через клакеров.
Недобросовестные конкуренты отправляют на спектакль специальных зрителей, чтобы те освистали артиста или постановку. Клакеры также могут спровоцировать травмы. Например, они внезапно начинают аплодировать во время сложного элемента — на балетном жаргоне это называется «хамить». Резкие звуки могут привести к ошибке в танце или небольшим повреждениям из-за того, что танцовщики теряют концентрацию.
Автор: Тата Боева