Неизвестный Петров-Водкин

Современники называли Кузьму Петрова-Водкина
«древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Он писал натюрморты, жанровые картины и портреты, оформлял спектакли и выполнял эскизы костюмов, а на весь мир его прославило знаменитое полотно «Купание красного коня».

Церковные росписи

Кузьма Петров-Водкин. Церковная роспись «Жертвоприношение Авеля» (фрагмент). 1910. Храм Василия Златоверхого, Овруч, Житомирская область, Украина
Кузьма Петров-Водкин. Майолика «Богоматерь с младенцем». 1903-1904. Ортопедический институт доктора Вредена в Александровском парке, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Церковная роспись «Каин убивает своего брата Авеля» (фрагмент). 1910. Храм Василия Златоверхого, Овруч, Житомирская область, Украина
Кузьма Петров-Водкин родился в небогатой семье сапожника в городе Хвалынске Саратовской губернии. В юности он познакомился с местными иконописцами, вместе с которыми осваивал иконописные традиции. Затем художник учился в Санкт-Петербурге в училище технического рисования барона Штиглица, в Москве у Валентина Серова
и в частных студиях Парижа.
В 1900-е годы во время учебы Кузьма Петров-Водкин часто брал церковные заказы. Он расписывал храмы, создавал эскизы для мозаик и майолик. Художник украшал саратовскую церковь Казанской иконы Божией Матери
, однако сюжеты и образы были признаны неканоническими, росписи уничтожили. В 1904 году для храма в петербургской клинике Вредена Петров-Водкин создал эскиз майоликового панно «Богоматерь с младенцем». Он сам ездил в Лондон на керамическую фабрику — именно там композицию изготовили из обожженной глины и глазури.
Для иконостаса храма художник написал иконы. В украинском городе Овруч он расписывал храм Василия Златоверхого во время реконструкции и воссоздал библейские сюжеты «Жертвоприношение Авеля», «Каин убивает своего брата Авеля».
Жена Петрова-Водкина Мара принадлежала к католической вере. Чтобы обвенчаться с ней, художник украсил своды храма в родном Хвалынске: таково было требование священника.
Он создал эскиз фрески «Распятие» для Крестовоздвиженской церкви
в 1911 году, однако до наших дней росписи не сохранились.

Знаковые живописные работы

Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Сон (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1910 году, после возвращения из Франции, Петров-Водкин представил на выставке картину «Сон».
В своей характерной авангардной манере художник изобразил уснувшего на пустынной земле обнаженного юношу, а рядом с ним — двух женщин, тоже без одежды. В художественных кругах Петербурга вспыхнули споры по поводу полотна. Илья Репин
, например, опубликовал открытое письмо: он обвинял Петрова-Водкина в декадентстве и бессмысленном эротизме. Однако некоторые художники оценивали картину иначе. Например, Александр Бенуа
сравнил юношу с полотна с человеческим гением, а женщин над ним — с богинями Красоты и Уродства, которые сопутствуют творчеству.
Нынешний год с моей картиной «Сон», сделавшей меня известным и в большой публике, — этот год вздернул меня совсем на дыбы, и теперь я чувствую себя за каждый будущий мазок ответственным больше, чем раньше.
Кузьма Петров-Водкин
В 1911 году Петров-Водкин написал картину «Играющие мальчики». По композиции она перекликалась с «Танцем» Анри Матисса, а по сюжету — с библейским сказанием о Каине и Авеле. Храмовые росписи с этими персонажами художник создавал незадолго до работы над полотном. В «Играющих мальчиках» живописец впервые использовал трехцветную гамму и изобразил пространство картины условным, упрощенным. Оба приема стали узнаваемыми и характерными для всего его дальнейшего творчества. Еще одно полотно — «Купание красного коня» 1912 года — принесло Петрову-Водкину мировую известность.
Художник взял за основу повседневный сюжет. Однако первый вариант картины, близкий к бытовому жанру, он уничтожил. В окончательном «Купании» уже нет натурных изображений и мелких деталей, его композиция проста и при этом символична: три фигуры юношей и три лошади. Картина написала ясными, чистыми цветами с доминирующим оттенком. Художник ориентировался на традиции русской иконописи: «красных коней» писали мастера на древних иконах. В 1914 году полотно отправили на выставку в Швецию, Кузьма Петров-Водкин получил за него от шведского короля медаль и грамоту.
Из-за Первой мировой войны
и революции картина так и осталась за границей — вернуть ее удалось лишь в 1950-х годах.

Натюрморты: цвет и форма, плотность и прозрачность

Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт (фрагмент). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Яблоки (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Селедка (фрагмент). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин создавал немало натюрмортов — «Яблоки», «Скрипка», «Утренний натюрморт» и другие. На картинах появлялись не только традиционные элементы, но и самые разные бытовые предметы, например конверты и спичечные коробки, чернильницы и журналы. Петров-Водкин экспериментировал с изображением фактур: матовые предметы с теплой шероховатой поверхностью часто контрастировали с гладкой прохладной посудой — самоваром, чайником, графином.
Для этого художник тонко выписывал игру света на их блестящих поверхностях.
Необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, только тогда вскрываются земные условия и законы его жизни, уясняются и цвет в его количествах, и форма, их плотность и прозрачность.
Кузьма Петров-Водкин
В 1918–1920 годах на натюрмортах Кузьмы Петрова-Водкина появились приметы тяжелого времени. Например, на холсте «Селедка» показан провиант голодных дней: недорогая рыба, хлеб и две картофелины.

Портреты современников

Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кузьма Петров-Водкин. Портрет Марии Петровой-Водкиной (фрагмент). 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кузьма Петров-Водкин. Портрет Саломеи Андрониковой (фрагмент). 1925. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петров-Водкин создавал портреты родственников и известных людей своей эпохи. В 1922 году ему позировала Анна Ахматова
. Ее писали многие современники
: итальянский экспрессионист Амедео Модильяни создал минималистичный образ буквально в несколько линий, авангардист Натан Альтман изобразил поэтессу изысканной утонченной дамой, а Зинаида Серебрякова — нежной и ранимой женщиной. Анна Ахматова у Петрова-Водкина — строгая, сосредоточенная и сдержанная.
Во время творческой командировки во Францию в 1920-е годы Кузьма Петров-Водкин продолжил работать над своей портретной галерей. В Париже он создал портреты художницы Любови Эренбург и Саломеи Андрониковой — блистательной красавицы, мецената и подруги Анны Ахматовой. В России художник написал Максимилиана Волошина
, у которого гостил в Крыму, и поэта-символиста Андрея Белого
, с которым был дружен.
Кузьма Петров-Водкин. В детской (фрагмент). 1925. Частное собрание
Кузьма Петров-Водкин. Портрет африканского мальчика (фрагмент). 1907. Частное собрание
Кузьма Петров-Водкин. Портрет дочери художника Елены (фрагмент). 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петров-Водкин любил писать детские портреты, привозил множество этюдов из путешествий. Во время поездки по Северной Африке он создал «Портрет африканского мальчика». Хотя местные жители практически не позволяли себя рисовать, мальчику разрешили позировать для полотна — это было большой удачей.
Также Петров-Водкин часто писал любимую и долгожданную дочь Елену: «Портрет дочери художника Елены», «Утро в детской», «Ленушка в кровати». Тридцать лет героиней его полотен была жена Мария. Даже предложение художник сделал ей во время сеанса, когда она позировала для первого портрета. И с тех пор он часто писал ее — спокойную и умиротворенную.

Театральный художник Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации пролога к инсценировке «Дневник Сатаны» (фрагмент). 1922. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз грима Сатаны к инсценировке «Дневник Сатаны» (фрагмент). 1922. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз декорации к инсценировке «Дневник Сатаны» (фрагмент). 1922. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Кузьма Петров-Водкин в течение всей жизни работал театральным художником.
Еще в 1913 году он создал костюмы и грим к спектаклю «Орлеанская дева» по пьесе немецкого драматурга Фридриха Шиллера, позже оформил постановку «Дневник Сатаны» по произведению Леонида Андреева
. В 1935 году художник оформлял спектакль «Женитьба Фигаро» по пьесе французского драматурга Бомарше. Театральные критики отмечали насыщенность и великолепие цвета в постановке, его тонкие нюансы и комбинации.
Режиссер Всеволод Мейерхольд
предложил ему стать преподавателем на своих курсах.
В последние годы жизни из-за туберкулеза легких врачи рекомендовали художнику не писать масляными красками, и он посвятил себя литературе. Умер художник в 1939 году в Ленинграде, в котором и прожил большую часть жизни. Наследие Кузьмы Петрова-Водкина включает больше тысячи произведений, которые хранятся в крупнейших музеях России.
Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна