Подарок маме
Стихи, портреты, дома и шубы — вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, какие подарки делали любимым мамам писатели, художники и архитекторы.
Александр Блок и стихи
Отношения Александры Бекетовой (до замужества) и ее сына Александра Блока были очень трепетными. Брак родителей распался сразу после рождения Блока, и мать воспитывала сына одна. Она тоже была творческим и увлекающимся человеком: сама писала стихи, переводила Бальзака, Ги де Мопассана, Жюля Верна, составила биографию Михаила Ломоносова. Восьмилетний Саша посвятил маме первые четверостишия. Он поместил их в специально оформленный «Мамулин альбом». На одной из его страниц красовалась надпись: «Я люблю мамулю». Теплые детские чувства не угасли с возрастом. Даже из далеких поездок Блок отправлял матери письма и называл ее «Моя дражайшая маменька». Когда поэта отвергла Любовь Менделеева (позже она все-таки стала его женой), он обратился за утешением к матери:
«Друг, посмотри, как в равнине небесной
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звезд отдаленных достигнуть нет сил…
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил»
Дымные тучки плывут под луной,
Видишь, прорезал эфир бестелесный
Свет ее бледный, бездушный, пустой?
Полно смотреть в это звездное море,
Полно стремиться к холодной луне!
Мало ли счастья в житейском просторе
Мало ли жару в сердечном огне?
Месяц холодный тебе не ответит,
Звезд отдаленных достигнуть нет сил…
Холод могильный везде тебя встретит
В дальней стране безотрадных светил»
«Моей матери», 1898
Илья Репин и портрет
Мать художника Татьяна Репина, в замужестве Бочарова, все время посвящала детям. Отец Репина был солдатом, участвовал в военных кампаниях, поэтому забота о детях легла на плечи матери. Она учила их грамоте в школе, которую сама же и организовала — здесь учились также взрослые крестьяне и их дети. Выручала деньги на различных занятиях: шила шубы на заказ, расписывала яйца на Пасху. Художник позже писал о Татьяне Репиной в мемуарах «Далекое близкое», тепло называл ее «маменька» или «мамонька». Портрет матери Илья Репин написал в 1867 году. Тогда он приехал из Петербурга, где учился в Академии художеств, на летние каникулы в родной Чугуев.
Петр Чайковский и музыка
Мать Петра Чайковского Александра Ассиер не только была начитанной, но и отлично пела. Композитор всю жизнь вспоминал, как она исполняла романс Александра Алябьева «Соловей», когда он сам еще был маленьким.
Когда Чайковскому исполнилось три года, мама впервые усадила его за рояль. Через год мальчик уже написал первую пьесу, в 7 лет сочинял стихи на французском, в 14 создал свой первый вальс. Когда Петру Чайковскому было 10 лет, он переехал в Петербург и поступил в Императорское училище правоведения. Он очень тосковал по матери. Брат композитора Модест писал о моменте прощания: «Припав к матери, он не мог оторваться от нее. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли подействовать. Он ничего не слышал, не видел и как бы слился с обожаемым существом». Спустя четыре года Александра Ассиер умерла от холеры, и это стало еще одним ударом для Петра Чайковского.
«Я, несмотря на победоносную силу моих убеждений, никогда не помирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда и что уж никогда мне не придется сказать ей, что и после двадцати трех лет разлуки я все так же люблю ее…»
Петр Чайковский, письмо Надежде фон Мекк, 1877
Позже композитор посвятил матери романс «Мой гений, мой ангел, мой друг» и оживил светлые воспоминания о ней в одной из 24 пьес «Детского альбома».
Читайте также:
Василий Суриков и сапоги
Прасковья Сурикова после смерти мужа воспитывала детей в одиночку — и они были очень привязаны к ней. Из родного Красноярска 20-летний Василий Суриков с обозом отправился в Петербург — учиться живописи, — и с тех пор регулярно писал матери письма.
«Напишите, мамаша, какие новости есть в Красноярске? Берегите свое здоровье, милая мамаша, не ходите в легких башмаках по морозу, а то я буду беспокоиться, Вы ведь никогда не смотрите на себя. <…> Любящий Вас Василий Суриков»
Из письма к матери, Петербург, 5 ноября 1868 года
Художник интересовался ее здоровьем, пересылал ей вырученные от продажи картин деньги, подарки, а своего брата спрашивал: «Есть ли чай-то у дорогой моей? Что у нее побольше морщинок стало? Саша, купи маме теплые сапоги. Есть ли теплая шуба у мамы? Если нет, то я пришлю еще деньжонок». Позже художник писал портреты Прасковьи Суриковой, один из которых сегодня хранится в Русском музее.
Федор Лидваль и дом
Архитектор Федор Лидваль родился в семье эмигрантов: его отец Юн Петтер Лидваль приехал в Петербург из Швеции, а мать Ида Амалия Флешау была дочерью датчанина. В семье Лидвалей было восемь детей, и Юхан Фредерик (позже он стал Федором Ивановичем) был вторым ребенком. Он закончил петербургскую Рисовальную школу барона Штиглица, учился у архитектора Леонтия Бенуа. Чтобы сын лучше познакомился с современными архитектурными направлениями, мать отправила его в Европу и США. Вернувшись из заграничного путешествия, Федор Лидваль создал свой первый самостоятельный проект — и посвятил его маме. Доходный дом Иды-Амалии Лидваль вошел в историю как один из первых образцов «северного модерна». Металлические решетки балконов архитектор даже украсил латинской буквой L — как символ фамилии Лидваль. В этом доме он позже поселился вместе со своей семьей, а на одном из этажей устроил архитектурное бюро.
Автор: Татьяна Григорьева
Смотрите также