Главные спектакли «Золотой маски»
В апреле 2017 года жюри подведет итоги театральной премии «Золотая маска», собирающей в своей программе лучшие постановки страны. О спектаклях, которые претендуют на победу в большинстве номинаций, расскажет дайджест портала «Культура.РФ».
«Дядя Ваня». Заполярный театр драмы им. Маяковского, Норильск
Конкурс: драма крупной формы
Число номинаций: 7
По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона ЧеховаКомпозитор: Андрей Федоськин
Режиссер: Петр Шерешевский
Показ в Москве: 18 апреля, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Число номинаций: 7
По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона ЧеховаКомпозитор: Андрей Федоськин
Режиссер: Петр Шерешевский
Показ в Москве: 18 апреля, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Режиссер Петр Шерешевский так характеризует постановку: «Это история о том, как жить, когда потеряна вера, когда рушится модель мира, понимание, ради чего человек живет». Спектакль назван «концертом для одиннадцати фортепиано и одного рояля»: каждый персонаж исполняет свой жанр, от шансона до рока, который отражает все перипетии его жизненного пути.
Декорациями спектакля служат образы постапокалиптического завтра: сцена устлана полиэтиленовыми пакетами, которые безжизненно колышутся у ног героев. Сами же персонажи чувствуют себя вне времени, между прошлым и будущим. Это ощущение воплощают их костюмы, в которых угадываются портреты первых исполнителей пьесы — от Константина Станиславского до Василия Лужского, от Ольги Книппер до Марии Лилиной.
«Дядя Ваня». Камерный театр, Воронеж
Конкурс: драма малой формы
Число номинаций: 7
По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова
Режиссер: Михаил Бычков
Число номинаций: 7
По мотивам пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова
Режиссер: Михаил Бычков
В центре повествования — девять человек, живущих под одной крышей, которые влюбляются друг в друга и потихоньку сходят с ума от безделья. Декорации постановки напоминают советский детский оздоровительный лагерь, а ее атмосферу дополняют шлягеры ушедшей эпохи: «Беловежская пуща», «Надежда», «Есть только миг» и «Песня Красной Шапочки».
Исполнитель роли дяди Вани Камиль Тукаев считает, что этот спектакль — о чем-то «накопившемся, нереализованном, не случившемся, не проросшем и не сформировавшемся во что-то конечное», что есть в каждом из нас.
«Роделинда». Большой театр, Москва
Конкурс: опера
Число номинаций: 8
Либретто Николы Франческо Хайма на основе либретто Антонио Сальви
Музыка Георга Фридриха Генделя
Режиссер: Ричард Джонс
Музыкальный руководитель и дирижер: Кристофер Мулдс
Число номинаций: 8
Либретто Николы Франческо Хайма на основе либретто Антонио Сальви
Музыка Георга Фридриха Генделя
Режиссер: Ричард Джонс
Музыкальный руководитель и дирижер: Кристофер Мулдс
По словам Ричарда Джонса, «это опера о верности и преданности, а также об эротической одержимости, о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме». Ее центральный персонаж — решительная Роделинда, противостоящая неврастеническому мужчине, который захватил трон ее супруга.
Постановка подготовлена Большим театром совместно с Английской национальной оперой. Музыкальный дух барокко поддерживают звучащие в оркестре старинные инструменты: клавесин, лютня-теорба и барочная гитара. Даже на скрипках музыканты играют антикварными аутентичными смычками.
Читайте также:
«Ромео и Джульетта». Театр оперы и балета, Екатеринбург
Конкурс: балет
Число номинаций: 8
По мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Музыка Сергея ПрокофьеваХореограф: Вячеслав Самодуров
Музыкальный руководитель и дирижер: Павел Клиничев
Число номинаций: 8
По мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Музыка Сергея ПрокофьеваХореограф: Вячеслав Самодуров
Музыкальный руководитель и дирижер: Павел Клиничев
Спектакль представляет абсолютно новое прочтение классического балета: традиционный танец в нем смешан с современной хореографией, народными европейскими плясками и даже дискотечными элементами.
Открывается балет сценой репетиции: молодые люди разминаются и примеряют костюмы, изображая подготовку к показу. Она напоминает, что вся жизнь — театр, и сглаживает таким образом трагичность финала.
Кстати, на создание костюмов для постановки — от обыкновенных свитшотов до платьев с принтами картин эпохи Возрождения — московский дизайнер Ирэна Белоусова потратила 1,5 километра ткани.
«Из глубины… (художник Винсент Ван Гог)». Театр юного зрителя, Казань
Конкурс: современный танец
Число номинаций: 4
Режиссер: Туфан Имамутдинов
Музыкальное оформление: Эльмир Низамов
Показ в Москве: 14 апреля, МТЮЗ
Число номинаций: 4
Режиссер: Туфан Имамутдинов
Музыкальное оформление: Эльмир Низамов
Показ в Москве: 14 апреля, МТЮЗ
Идея данного спектакля — переложить письма художника брату Тео и друзьям на язык музыки, а ранние полотна: «Сеятель», «Селяне, несущие хворост и снежный пейзаж», «Копатели картофеля», «Женщины-горняки, переносящие уголь» и «Едоки картофеля» — на язык пластики через танец Буто.
Хореограф спектакля Анна Гарафеева рассказывает, что ключевым образом спектакля для нее стал образ темноты и стремление души к свету, что невероятно остро ощущал сам Ван Гог. «Современный человек, бредущий в темноте, нуждается в свете; каждый из нас нуждается в свете», — утверждает она.
«Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
Конкурс: мюзикл/оперетта
Число номинаций: 8
По мотивам романа Андрея Белого «Петербург»
Автор либретто: Константин Рубинский
Композитор: Георгий Фиртич
Режиссер: Геннадий Тростянецкий
Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Алексеев
Показ в Москве: 4 апреля, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Число номинаций: 8
По мотивам романа Андрея Белого «Петербург»
Автор либретто: Константин Рубинский
Композитор: Георгий Фиртич
Режиссер: Геннадий Тростянецкий
Музыкальный руководитель и дирижер: Андрей Алексеев
Показ в Москве: 4 апреля, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Постановка по мотивам романа Андрея Белого «Петербург» на примере взаимоотношений внутри одной семьи поднимает острые вопросы об истории Российского государства от Петра I до наших дней.
Спектакль динамичен и резок: проекции на историческую реальность сменяются одна за другой, роскошь контрастирует с бедностью, а история и современность сплетаются и проникают друг в друга.
«Это путешествие по страстям человеческим и по Петербургу… Рушатся планы, судьбы, но внезапно открываются истины, которые захватывают всего человека, всю его душу. Как жить в эпоху перемен? Что осталось в том, пятом году, а что и сегодня бьется живым пульсом в каждом питерце? Мы ставим вопросы, но мы не знаем на них ответа», — рассказывает о спектакле режиссер Геннадий Тростянецкий.
«Снегурочка». Театр «Старый дом», Новосибирск
Конкурс: эксперимент
Число номинаций: 3
По мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка»Режиссер: Галина Пьянова
Показ в Москве: 10 апреля, Театр «Студия театрального искусства»
Число номинаций: 3
По мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка»Режиссер: Галина Пьянова
Показ в Москве: 10 апреля, Театр «Студия театрального искусства»
«Снегурочка» Галины Пьяновой — фантастическая опера, в которой слова заменены вокализом и актерской пластикой, а звучание музыкальных инструментов дополняют неожиданные бытовые предметы.
«Музыка — стержень, хребет спектакля, такой же равноправный элемент, как и сценография, актерское исполнение и световая партитура. Оркестрантами выступают сами артисты, но танцев под музыку в привычном понимании здесь нет», — говорит режиссер постановки.
«Железо». Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
Конкурс: куклы
Число номинаций: 5
Авторы спектакля: Борис Константинов, Виктор Антонов
Композитор: Владимир Плисс
Режиссер: Борис Константинов
Показ в Москве: 13 апреля, Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова
Число номинаций: 5
Авторы спектакля: Борис Константинов, Виктор Антонов
Композитор: Владимир Плисс
Режиссер: Борис Константинов
Показ в Москве: 13 апреля, Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова
Семейный спектакль напоминает о том, что вечно: о любви и семейных взаимоотношениях, мечтах и их осуществлении. Рассказчиком необычной истории семейной пары становится старый «запорожец» со сломанными приборами, болтиками, гаечками и пружинками.
Режиссер Борис Константинов считает, что сегодня конфликтов, борьбы и напряжения становится так много, что хочется отдохнуть о них и вспомнить о тихом счастье: «Наш спектакль — это добрый привет тому времени, когда наши родители были молоды, счастливы… и любили».
Автор: Людмила Котлярова