Русская литература накануне Революции
1916 год — переломный для русской литературы. Два года как идет война, равной по масштабу которой в русской истории не было. Вот-вот случится Февральская революция, и члены поэтических кружков разойдутся по враждующим политическим лагерям. Между тем кажется — еще только вчера были живы Толстой и Чехов, в силу вошли их ученики — Бунин и Горький, становятся известными поэты Ахматова, Цветаева, Гумилев. Вспоминаем события 1916 года в русской литературе.
Весна
Сергей Есенин
В 1916 году Сергей Есенин, годом раньше перебравшийся в Петроград из родной Рязани, сблизился с кругом новокрестьянских поэтов и выпустил свой первый сборник «Радуница». В это время поэт только искал собственный стиль: экспериментировал с образами, использовал религиозные метафоры, описывал деревенский быт и пейзажи русской глубинки. Книга была успешной и принесла ему известность в кругу петербургских поэтов.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
«Троица», из сборника «Радуница»
Борис Пастернак
В 1916 году молодой поэт Борис Пастернак выпустил свой второй поэтический сборник — «Поверх барьеров». В то время Пастернак входил в группу футуристов «Центрифуга» и дружил с Маяковским. Их объединяла общая высокая цель — радикальное обновление поэтического искусства, полное его освобождение от литературных традиций. Позже Пастернак говорил, что «название книги стало названием периода или манеры». Его стихи в эти годы были темпераментными и слегка сумбурными, словно поэт переживал сильные эмоции. Пастернак искал новые формы и увлекался так называемой звукописью: подбирал слова, интонации и ритмы для звуковой выразительности стиха.
…Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
«Весна»
Владимир Маяковский
1916 год для Владимира Маяковского прошел под звездой его новой влюбленности — Лили Брик, с которой поэта до самой смерти связывали сложные отношения. В тот период вся жизнь Маяковского концентрировалась вокруг нее, он даже переехал ближе к квартире Бриков. Годом раньше он посвятил Лиле Брик свои поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». А 26 мая 1916 года влюбленный поэт написал стихотворение «Лиличка!», которое критики позже назовут «самым подлинным из всего написанного Маяковским».
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав…
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав…
«Лиличка»
Лето
Марина Цветаева
В 1916 году начинающий поэт Марина Цветаева познакомилась в Петербурге с Осипом Мандельштамом. Молодые люди влюбились друг в друга, и их роман остался в истории в виде поэтической переписки. Мандельштам посвятил Цветаевой три стихотворения, она ему — десять. Сложные отношения довольно скоро закончились, и позже Мандельштам даже позволял себе резкие выпады против бывшей возлюбленной, называя себя антицветаевцем.
Тем же летом Марина Цветаева, давно увлеченная стихами Ахматовой, посвятила ей поэтический цикл, где провозгласила поэтессу «музой плача, прекраснейшей из муз». Впервые они встретились лишь в 1941 году, за несколько месяцев до смерти Цветаевой.
Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — темен — лоб
Юного демона.
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — темен — лоб
Юного демона.
Иван Бунин
В 1916 году в газете «Русское слово» был опубликован один из самых знаменитых рассказов Ивана Бунина «Легкое дыхание». В небольшом произведении писатель точно и емко передал сложные чувства главной героини. Паустовский позже написал, прочитав «Легкое дыхание»: «Я впервые до конца, до последней прожилки понял, что такое искусство и какова его возвышающая и вечная сила».
«Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее».
«Легкое дыхание»
Осень
Максим Горький
В 1916 году Максим Горький закончил работу над серией рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси». В том же году он создал автобиографические повести «Детство» и «В людях», где описал жизнь маленького мальчика из бедной семьи. Тогда же появились первые этюды к «Делу Артамоновых» — знаменитому роману-эпопее, которые рассказывал о семье русских промышленников.
«Мне было тягостно и скучно, я привык жить самостоятельно, с утра до ночи на песчаных улицах Кунавина, на берегу мутной Оки, в поле и в лесу. Не хватало бабушки, товарищей, не с кем было говорить, а жизнь раздражала, показывая мне свою неказистую, лживую изнанку».
«В людях»
Владимир Набоков
Поздней осенью 1916 года будущий известный романист, тогда еще студент, выпустил первую книгу — стихотворений. Набоков получил наследство от дяди и напечатал сборник «Стихи» из 68 произведений за свой счет. Позже он вспоминал: «Первая эта моя книжечка стихов была исключительно плохая, и никогда бы не следовало ее издавать. Ее по заслугам немедленно растерзали те немногие рецензенты, которые ее заметили». Среди рецензентов был и Корней Чуковский. Он отправил автору вежливый отзыв, но приложил к нему — будто бы случайно — разгромную рецензию.
Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись — безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи.
Всем благодарно дорожи.
Молись — безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи.
«Живи. Не жалуйся, не числи…»
Война
Меж тем шла Первая мировая, и многие писатели и поэты провели 1916 год на ее фронтах. Добровольцем в армию записался Николай Гумилев, который позже был дважды награжден орденом Святого Георгия. В тот год вышел его сборник «Колчан», в который вошли стихи на военную тему:
Когда зеленый луч, последний на закате,
Блеснет и скроется, мы не узнаем где,
Тогда встает душа и бродит, как лунатик,
В садах заброшенных, в безлюдьи площадей.
Блеснет и скроется, мы не узнаем где,
Тогда встает душа и бродит, как лунатик,
В садах заброшенных, в безлюдьи площадей.
«Разговор»
Летом 1916 года на службу в инженерную часть призвали Александра Блока. Он провел на фронте семь месяцев, строил окопы и блиндажи. Героем войны стал Михаил Зощенко, который получил тяжелое отравление во время газовой атаки. После лечения писателя признали больным первой категории, но он отказался от службы в запасе и осенью того же года вернулся на фронт в свой полк. За храбрость Зощенко был награжден орденами: Святой Анны 4-й степени, Святого Станислава 2-й степени с мечами, Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Также на фронтах Первой мировой побывали: Валентин Катаев, Константин Паустовский, Михаил Булгаков, Виталий Бианки, Александр Куприн, Сергей Городецкий, Михаил Пришвин, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Саша Черный и другие писатели и поэты.